Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук [ы] и буква «ы»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Представляю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук [ы] и буква «ы»»
Цели:
Ознакомление с артикуляцией звука [ы], образом буквы «ы»
Задачи:
упражнять в умении находить местоположение звука в слове; формировать умения узнавать звук [ы] в ряду гласных звуков
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
-Доброе утро!
-Доброе утро
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!
Приветливым лицам!
Каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, какой сегодня день недели? (четверг)
Каждый четверг мы с вами учимся красиво говорить, согласовывать слова, составлять предложения и правильно произносить звуки.
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни слово». Давайте встанем в круг. Правила игры очень просты, я называю букву, вы по очереди называете слово, которое начинается на эту букву. Тот кто назвал слово, присаживается на стул.
2. Основная часть
Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.
-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, давайте вместе произнесем звук[ы]. Губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
-Как вы думаете, звук [ы]гласный или согласный? Объясните свой ответ. (ответы детей)
Правильно, звук[ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
3. Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(стоя)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
Воспитатель: Я расскажу вам один секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Воспитатель: А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
4. Физкультминутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)
5.Образование существительных множественного числа
Воспитатель: Звук [ы] – очень зажиточный звук.
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
6.Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
7. Анализ образа буквы
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим букву и заселим ее в «домик»
-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе пальчиком.
Практическая часть . Работа в тетради. Педагог оказывает помощь.
Итог занятия
- Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
- Какой это звук?
Вы большие молодцы! Спасибо вам за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»
Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
конспект по обучению грамоте...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л\'», буква «Л»»
Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах....

Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь]. Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характерис...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Оо, звук [о]».
Знакомство со звуком о и буквой Оо...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звуки [Т], [Ть]. Буква Т".
Задачи: Коррекционно-обучающие:Закрепить навыки различения и произношения звуков [т] и [ть] изолированно, в слогах, словах;Продолжать формировать понятие «согласный твердый...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками Л-Ль"
Данный конспект облегчит воспитателю подготовку к занятию по ознакомлению дошкольников со звуками Л-Ль...
