Консультация для педагогов на тему: «Изучение звуков и букв»
консультация по обучению грамоте

Стержанова Виктория Сергеевна

Консультация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx185.85 КБ

Предварительный просмотр:

  МКДОУ «Детский сад «Василек»

«Консультация для воспитателей
на тему: «Изучение звуков и букв»

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1018232793.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Стержанова В.С

     Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

     Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

Последовательность работы над звуком:

  • знакомство со звуком (выделение его на слух);
  • определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой
    или звонкий);
  • выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов;
  • определение места звука в слове (с опорой на картинки);
  • определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;
  • составление слогов, слов из заданных звуков.


Знакомство со звуком.

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика). 
    Уточнение артикуляции звука. То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»
 

Определение характеристик звука. 

 Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным. 

 Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь.    Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. 

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

  1. Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)
  2. Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)
  3. Какой согласный? (глухой/звонкий)
  4. Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают)

Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. 

Следующий этап - выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Хлопни, если услышишь…».  Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.

Определение места звука в слове.

 Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.

Определение твердости/мягкости согласных. 

При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа. 

По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

  1. О каком звуке мы сегодня говорили?
  2. Какой это звук?
  3. Почему его называют согласным (гласным)?
  4. Какой это согласный? (глухой - звонкий)
  5. Почему?
  6. Каким он может быть? (твердым - мягким)


     Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками. 

Составление слогов, слов из заданных звуков.

 Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится. 

Дифференциация звуков

  • Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
  • Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки).
  • Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
  • Составление звуковых схем, слогов, слов.

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.  Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. На данном этапе проводится игра  «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза. Определение места звука в слове.

 Составление звуковых схем, слогов, слов. На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов: 

[ш] [а] - [ша]

[ж] [у] - [жу]

[с] [у] [п] - [суп]

[к] [о] [з] [а] - [коза]

[жу] [ки] - [жуки]

[ма] [ши] [на] - [машина] 

           

Последовательность работы над буквой:

  • знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа);
  • выделение ее элементов;
  • прослушивание  стихотворения о букве;
  • прорисовывание буквы пальцем в воздухе;
  • прорисовывание буквы на листке по образцу;
  • чтение слогов с изучаемой буквой ( развитие слогового чтения).


    Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

Игры с буквами

  • Мозаика, карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
  • Дирижер, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
  • Архитектор. сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
  • Узнай букву, узнавание и обводка букв, написанных точками.
  • Что неправильно, нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
  • Прятки, карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
  • Путаница, узнавание букв, написанных с наложением.


Игры с буквами: 'Путаница'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5286750","attributes":{"alt"...

Изучение звуков и букв.

Как познакомить ребёнка со звуковым составом языка? Материал знакомит с методикой последовательности работы над звуком и буквой....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ЗПР Тема: «Повторение изученных звуков и букв».

Цель: закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза ...

Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"

Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"...

Консультация для родителей Тема «Изучаем звуки и буквы»

Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа ...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему: «Цветы. Звук [Л], буква Л»

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему: «Цветы. Звук [Л], буква Л»...