Знакомство с буквой и звуком "Ё"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство с буквой и звуком "Ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_yo.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему:

«Знакомство с буквой и звуком «Ё»

Составила:

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

 Тулякова Ю.А.

Богородск,2025

Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.

Задачи:

  • научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
  • учить соотносить звук с буквой;
  • находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
  • конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
  • развивать память и внимание;
  • формировать положительное отношение к обучению.

Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка), слева (имя ребёнка), за (имя ребёнка) и т.д.

Логопед: Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Логопед демонстрирует картинку ёжика.

Логопед: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? Давайте посчитаем, сколько в слове ёжик слогов? (ё-жик)

Дети прохлопывают количество звуков. Ответы детей.

Логопед: Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог? На какой слог падает ударение?

Ответы детей.

Логопед: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).

Логопед: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?

Ответы детей.

Логопед: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О] . А теперь давайте немного почитаем.

Дети читают обратные слоги со знакомыми согласными буквами.

ЁМ                ЁН                ЁТ                ЁЛ                ЁГ                ЁК

Логопед: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

Логопед демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка

Логопед: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.

Дети выполняют игровое задание.

Логопед: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» - поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки» - присесть на корточки. Логопед, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.

Логопед: Молодцы, ребята, не удалось мне Вас запутать. А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить Ё: …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш, чь….

Логопед: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.

                                               Ёжик и ёршик.

         Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

Логопед: Какие слова с Ё вы запомнили?

Ответы детей.

Логопед: У вас на столах лежат камешки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конструкт НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. «Знакомство с буквой "ь" и буквой "ъ"»

Возрастная группа: дети седьмого года жизниФорма работы с детьми: коммуникативнаяФорма организации: групповая/подгрупповая...

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...