Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шиндяйкина Елена Сергеевна

на темуЗвук [Щ]буква ЩНастоящий друг.ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

Предметно-словарный материал: щука, щётка, щенок, клещи, ящерица, ящик, щипцы, прищепка, щепка.

1. Введение в тему. Отгадывание загадок:

Пластмассовая спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно утром и вечером служит. (Зубная щётка)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда станет чище. (Платяная щётка)

Колючий ежик

С резиновой кожей,

Вниз иголками идет,

Иглами пыль с ботинок скребёт. (Обувная щётка)

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет,

Где помашет, ни соринки не сыскать. (Половая щётка)

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Этой щёткой подметаю я полы.

Эти щетки все нужны.

-ЩЁТКА. Какой мы слышим звук в начале слова(В начале слова мы слышим звук [Щ])

-Дайте характеристику звуку [Щ](Звук [Щ]- согласный, глухой, мягкий)

2. Фонетико-фонематическое развитие слуха «Слушай и запоминай»

-Услышали слово со звуком [Щ], загнули пальчик.

Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.

-Посчитайте, сколько слов вы услышали? Сколько пальчиков загнули?

Расскажем сказку вместе. Настоящий друг

-Кого можно назвать настоящим другом?

Однажды косолапый Щенок прогуливался вдоль забора и увидел щель. О! А что если заглянуть в неё или пролезть? Сунул Щенок голову и увидел Ящерицу. (Какая она? Подбор слов-признаков)(Быстрая, маленькая, юркая, шустрая, увёртливая)

-Эй, ты кто? - тявкнул Щенок.

Я Ящерица, а ты кто?

-А я Щенок. - ответил Щенок и ещё дальше просунул голову в щель. -Иди ко мне, играть будем.

Ящерица удивилась:

- А зачем я к тебе пойду, если ты уже здесь? Давай играть!

-Я ещё не весь здесь, - ответил Щенок и запыхтел. -Моя вторая половина осталась за забором.

Завозился Щенок, засопел, но ничего не получилось. Щель для Щенка оказалась мала. Решила Ящерица помочь, схватила его за ухо и потянула. Щенок как завизжит:

-Ой, ой, ой! Ты мне ухо оторвёшь!

-Не переживай, другое отрастёт.

Установление ситуативных связей. Развитие речевого внимания, логического мышления и связности высказывания

-Почему Ящерица так сказала? Может ли у Щенка вырасти новое ухо? (Потому что у ящериц вырастает новый хвост, если она его потеряла. А у щенка не может вырасти новое ухо, как у ящерицы хвост.)

Так Щенок и не смог пролезть в щель забора.

-Знаешь, лучше ты ко мне иди, ты маленькая, ты пролезешь. Через мгновение Ящерица очутилась рядом.

-Это мой двор, я здесь живу, - сказал Щенок. - Всегда приходи ко мне, будем играть.

Определение позиции звука [Щ]Загадки:

-Услышал отгадку, покажи на схеме где живёт звук [Щ] в слове : в начале, середине или конце.

*Я темного цвета, стою на земле.

И много вещей хранится во мне. (Ящик)

-У Щенка был свой ящик с вещами. И вот что он показал Ящерице: папины клещи и щипцы, свою зубную щётку, резиновую ящерку, пластмассовую щуку, деревянную прищепку, металлический щит, болоньевый плащ, деревянную щепку, игрушечного клеща

*Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт - другой наживёт(Ящерица)

*Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это.  (Щука)

*Она пальчик щиплет крепко, и бельё хватает цепко. Называется … (Прищепка)

*Этот маленький злодей, зверя грозного страшней. В траве на лугу, в лесу живёт, облик страшен и зловещ! Берегитесь! Это… (Клещ)

Физкультминутка.

Мы работали, устали.

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли, в стороны, назад.

Повернулись влево, вправо, поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче.

А сейчас вперед прогнитесь и носка рукой коснитесь. 

Сели мы за парты смело, надо нам продолжить дело.

Игра«1-2-5», игра «Жадина», игра «Один-много», игра «Чего нет?»

Игра «Поезд» : в каком вагончике поедут ваши предметы-картинки: один слог-первый вагон, два слога-второй вагон

Пальчиковая гимнастика :

Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.

Щу-щу-щу, я тебя ищу.

Ща-ща-ща- в речке три леща.

Ащ-ащ-ащ- новый синий плащ.

Щё-щё-щё- пойдем гулять ещё.

Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.

-Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось зелёным карандашом. 

-На письме звук [Щ] обозначается буквой Щ.

ПравилоЗвуки мы слышим и произносим!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Грамотеи»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитыват...