Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Дубинина Наталья Алексеевна
 

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Весёлые слова»

Цель: Создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников в процессе игр со словами.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

• Учить детей определять первый звук в слове;

• закреплять умение различать твёрдые и мягкие звуки;

• упражнять в составлении предложений о действиях детей;

• учить называть слова с заданным звуком.

2. Развивающие задачи:

• Развивать фонематический слух детей;

• способствовать развитию мыслительной деятельности в процессе подготовки детей к овладению звуковым анализом слова;

• развивать умение составлять предложения по «живой» модели и называть действия детей;

• активизировать словарь детей;

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к родному языку;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в совместной деятельности, формировать умение и желание помогать друг другу.

Материал демонстрационный: магнитная доска, предметные картинки (так, чтобы слова-названия начинались с твёрдых и мягких согласных звуков, большой синий кружок (магнит, маленький зелёный кружок (магнит).

Материал раздаточный: по 1-ой предметной картинке на каждого ребёнка (так, чтобы у двоих детей слова-названия начинались с одного звука).

Ход:

В. : - Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня мы будем играть в весёлые игры со словами. Давайте сначала поиграем с пальчиками.

Упражнение «Шарик» :

- Я надул упругий шарик (как будто в ладошках держат маленький шарик – подушечки пальцев соприкасаются)

Укусил его комарик. (соприкасаются пальцы)

Лопнул шарик – не беда! (соединяют ладошки полностью)

Новый шар надую я! (снова как будто в ладошках держат маленький шарик)

1. Игра «Найди пару».

Воспитатель раздаёт детям предметные картинки так, чтобы слова-названия начинались с одного звука у каждой пары детей. (например, арбуз -ананас, кукла – карандаш, морковь – мороженое)

В. : - Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке. Давайте по очереди назовём свои картинки-слова.

Каждый называет что изображено на его картинке.

Игра называется «Найди пару». Определите, с какого звука начинается ваше слово. По сигналу «Ищи», вы должны найти себе пару – человека с картинкой, название которой начинается с того же звука, что и ваше слово. Картинку держите так, чтобы все ребята её видели.

- Ищи!

Дети ходят смотрят картинки друг у друга, совещаются, встают в пары. Воспитатель предлагает более сообразительным детям помочь тем, кто затрудняется или помогает сам.

- Победила пара, которая первой правильно выполнила задание! Это – … и ….

Давайте им похлопаем!

Картинки собираются, воспитатель раздаёт детям другой комплект картинок и игра повторяется.

2. Упражнение на различение твёрдых и мягких согласных звуков.

Вверху слева на магнитной доске ставится большой синий кружок (магнит, внизу слева – маленький зелёный кружок (магнит). В середине доски прикрепляются предметные картинки, слова-названия которых начинаются с твёрдых и мягких согласных звуков.

В. : - Ребята, а сейчас поиграем с большим и маленьким братцами. Они перепутали все свои картинки и теперь не знают где чья картинка. Давайте рассмотрим картинки и назовём слова, выделяя первый звук, и ещё назовём отдельно этот звук, определим какому братцу отдать картинку. Кто хочет первым выполнить задание?

Дети по очереди называют предметы с интонационным выделением 1-ого звука и изолированно 1-ый звук. (Р. : - Ззз-емляника, зь. В. : - Это какой братец? Р. : - Маленький, надо поставить к зелёному кружочку. В. : - Верно. Поставь, пожалуйста.) Если 1-ый звук большой (твёрдый) братец, картинка выставляется после синего кружка (магнита). Если 1-ый звук маленький (мягкий) братец, картинка выставляется после зелёного кружка (магнита).

В. : - Марина, назови нам, пожалуйста ещё раз все слова, которые начинаются с маленького братца – с мягкого звука.

Р. : - Земляника, вертолёт, лев, петух, лиса.

В. : - Спасибо.

В. : - Егор, назови нам, пожалуйста ещё раз все слова, которые начинаются с большого братца – с твёрдого звука.

Р. : - Слон, бабочка, самолёт, морж, ворона.

В. : - Спасибо.

3. Упражнение на составление предложений о действиях детей.

В: - Ребята, давайте снова встанем в круг. Игра называется «Скажи, что он (она) делает». Я буду кому-то одному говорить «на ушко» что нужно делать и он молча покажет нам то, что я сказала ему «на ушко», а все остальные должны посмотреть, отгадать и сказать предложением, что этот человек делает.

Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что он (она) делает. (Полина хлопает в ладоши, Маша танцует, Данил марширует, Рома приседает, Саша умывается, Костя ест)

В. : - Отлично! Весело поиграли!

4. Игра «Назови слова».

В: - И у нас осталась ещё одна игра «Назови слова». Сегодня мы называем слова, которые начинаются с любого маленького братца – с мягкого звука. Моё слово «зима» : 1-ый звук «зь» - это маленький братец – мягкий звук. Теперь ваша очередь. Кто уже придумал?

Дети по очереди предлагают слова с 1-ым мягким согласным звуком: бегемот, девочка, ведро, тюбинг, ледянка, яблоко, лимон… Если кто-то называет слово с 1-ым твёрдым согласным звуком, воспитатель вместе с детьми помогает правильно определить какой братец 1-ый звук в названном слове, предлагает подумать ещё и назвать другое слово уже с 1-ым мягким согласным звуком. За верные ответы дети получают фишки.

В конце игры определяются победители (кто больше назвал правильных слов).

В. : - Как замечательно мы с вами сегодня поиграли! Почти никто не ошибался, а кому было трудно, мы все вместе помогали. Мне понравилось, а вам?

Ответы детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.

Закрепление понятий "звук", "слово". Упражнять детей в отчетливом произношении звука  С , в нахождении слов с заданным звуком....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звуковой анализ слова "нос".

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: " Звуковой анализ слова "нос". На занятии используется игровые технологии В. Воскобовича -кораблики " Плюх-Плюх". Конспект состоит из сюрприз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе Тема: «Зайчик в гостях у ребят»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Как помочь волку»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев средней группе "Как помочь волку"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе.Тема: «Как помочь волку»

Цель: Научить детей правильно произносить звук «У»Задачи:- Закреплять правильное произношение гласного звука «У», через игру «Поезд и птицы»- Совершенст...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

Упражнять в составлении графической схемы предложений, в определении количества слов в предложении. Развивать умение отвечать на вопросы, интонационную выразительность, фонематический слух, воображени...