Конспект индивидуально-подгрупповой коррекционно – развивающей деятельности «Весна. Перелетные птицы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы.

Цель: выявить знания о весне и перелетных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Цель: Выявить знания о весне и перелетных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать умение ориентироваться в пространственных представлениях. Совершенствовать грамматический строй речи (умение подбирать глаголы и прилагательные; согласовывать числительные с существительными; образовывать притяжательные и сложные прилагательные;  употреблять существительные с суффиксами -ата-, -ята; употреблять предлоги. Закрепить навык произношения звуков [Л-Ль] [Р-Рь] в предложениях,

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику; фонематическое восприятие (умение делить слова на слоги, совершенствовать навык синтеза и звукового буквенного анализа слова, анализа предложений); связную речь.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, самоконтроль за речью.

Материал:

Демонстрационный материал: игрушка лосиха, презентация по теме «Весна. Перелетные птицы».

Раздаточный материал: предметные картинки перелетных птиц (скворец, соловей, кукушка, ласточка, аист, лебедь, грач, журавль, цапля), зимующих птиц (воробей, снегирь, ворона, сорока); 3 картинки с полянкой, карточка с заданием, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о времени года «весна», перелетных птицах, разучивание подвижной игры «Веснянка», пальчиковой игры «Перелетные птицы».

Словарная работа: уточнить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы.»

Методы и приемы:

Игровой – игровой сюжет, дидактические игры и упражнения.

Наглядный – рассматривание презентации.

Словесный - беседа, вопросы, словесные игры).

Практический- выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физкультминутка, работа в карточке.

Ход деятельности:

1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед).

-Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна).

-Какое время года было перед весною? (Перед весною была зима).

-Какое время наступит после весны? (После весны наступит лето).

-Назови весенние месяцы. Сейчас какой месяц?

2. Введение в тему.  Сегодня на наше занятие  пришла Лосиха (показывает игрушку.) Она тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем ей?

-Но сначала, разомнем наш язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны —  (упражнение «улыбка»)

Дует ласковый ветерок (дуем)

Веточка качается от ветра (упражнение «качели», «часики»).

Тает снег, капель – (цоканье): сначала медленно, потом чаще (упражнение «лошадка»).

4. Основной этап. Беседа о весне и перелетных птицах.

С приходом весны всё оживает вокруг. Вспомни и назови приметы весны.

– Расскажите о весне, в этом нам помогут картинки- символы.

(На презентации по картинкам-символам составляют предложения о весне).

 – Ярко светит и пригревает солнышко. День стал длиннее, а ночь короче. Тает снег, и бегут ручьи. Появляются проталины.  Начинается капель, с крыш свисают сосульки. На деревьях набухают и распускаются почки. Прилетают перелетные птицы.

Молодцы, вы хорошо знаете приметы весны.

5. Игра «Выбери перелетные птицы»- умение различать зимующие и перелетные птицы.

6. Игра «Посади птицу на полянку» -умение делить слова на слоги.

7. Игра «Посчитай птиц на полянке» -согласование числительных с существительными.

8. Игра «Чей клюв, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)

     У утки клюв (чей) – утиный, голова (чья) –утиная.

У грача клюв (чей) –грачиный, голова (чья) –грачиная.

У лебедя клюв (чей) –лебединый, голова (чья) –лебединая.

У соловья клюв (чей) –соловьиный, голова (чья) –соловьиная.

9. Игру «Какой? Какая?» - образование сложных прилагательных.

У ласточки длинный хвост-длиннохвостая.

У скворца короткий хвост-короткохвостый.

У аиста красный клюв-красноклювый.

У грача острый клюв-остроклювый.

У грача черные крылья- чернокрылый.

У лебедя белые крылья – белокрылый.

У лебедя длинная шея – длинношеей.

У грача короткая шея – короткошеей.

У аиста длинные лапы – длиннолапый.

У лебедя короткие лапы – коротколапый.

10. Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей. Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают, ну а травка подрастает.

-Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов).

– Давайте вспомним, как называют птенцов.

11. Игра «Кто у кого» употребление существительных с суффиксами -ата-, -ята;

У  утки – утята.                У гуся – гусята.

У лебедя – лебедята.     У журавля – журавлята.

У соловья – соловьята.  У аиста – аистята.
У скворца-скворчата.     У грача – грачата.
У кукушки – кукушата.

12. Игра «Где птица?» употребление предлогов (за, в, над, из, около).

-Лосиха пришла в гости с карточкой, в которой рассыпались буквы. Поможем ей составить слово. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.

13. Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели  с юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка серенькое перышко.

Ласточка и соловей торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, аист.

Все вернулись, прилетели, песни звонкие запели.

14. Упражнение «Собери слово и выполни звуковой анализ»

-Составь предложение со словом «птица».

-Запиши графическую схему предложения.

15. Упражнение «Придумай предложение и запиши графическую схему».

11. Итог. Молодцы! О чем вы сегодня рассказывали Лосихе?

-Весной хочется говорить красивые слова. Весна, какая? (Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая).

-Нашей гостье все понравилось? Она вам дарит раскраску и угощает конфеткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: "Весна.Перелетные птицы"

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: «Весна. Перелетные птицы».Цели и задачи:Образовательные:1. Работать над слоговой структурой слова,  обозначающие перелетных пти...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Весна. Перелетные птицы»

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое...

Конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения) «В гостях у бабы Фёклы»

Представляю авторский конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первог...

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: "Весна.Перелетные птицы"

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: «Весна. Перелетные птицы».Цели и задачи:Образовательные:1. Работать над слоговой структурой слова,  обозначающие перелетных пти...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Весна. Перелетные птицы"

Конспект  занятия  в старшей логопедической группе "Весна. Перелетные птицы"...