2025 год. Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
картотека по обучению грамоте (старшая группа)
Дидактическая игра "Найди букву"
Цель: развитие слуха, внимания и умения воспринимать отдельные звуки в словах.
Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее он говорит, что, например, если этот звук в начале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине - похлопать в ладоши, если в конце - похлопать по коленкам.
Дидактическая игра "Что бывает?"
Цель: развитие речи, мышления, остроты ума.
Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т. д.
Вопросы:
1) Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша)
2) Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец)
3) Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка)
4) Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).
Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и так далее.
Дидактическая игра "Какое слово длиннее?"
Цель: развитие речи, внимания.
Педагог называет ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе - коротким. Задача ребенка - на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.
Дидактическая игра "Волшебные звуки"
Цель: развитие слухового внимания, обучение навыкам звуко-буквенного анализа.
Педагог договаривается с ребятами, что звуки "У" и "Н" будут считаться волшебными. Если дети услышат первый звуук, они должны схватить себя за ухо, если второй - за нос. После этого педагог рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.
Дидактическая игра "Составь слово из слогов"
Цель: развитие навыков звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.
Педагог говорит, что слоги в словах перепутались и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди той или иной команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слоов команда получает призовой балл, за ошибку балл снимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.
Дидактическая игра "Волшебники"
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа, умения соотносить фонематический облик слова с его значением, способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание. В начале игры взрослый говорит: "Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем занимаься превращением слов. Посмотрим, какая команда справится лучше!"
1 задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:
- муха, беда, двор, шарф; крот, волк, смех, борщ, риск.
2 задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
- рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка), нос (нож), сын (сон), мед (лед), дочка (бочка), салют (салат).
3 задание. Из слова убежали все гласные буквы. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:
- ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш), п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
4 задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
- город, ложка, варенье (голова);
- атаман, курица, лава (акула);
- солнце, батон, карандаш (собака);
- коробка, локоть, колбаса (колокол).
За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовой балл. Дополнительные 2 балла начисляются той команде, которая первая справится с заданием.
Дидактическая игра "Пишущая машинка"
Цель: развитие навыков фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимания.
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Педагог предлагает "напечатать" какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из ребят задание обозначить "пробел" между словами в ней. Затем по сигналу педагога участники игры начинают "печатать": сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и так далее. Когда все "напечатано", в ладоши хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя вся более сложные.
Дидактическая игра "Корова и слово"
Цель: развитие фонематического слуха, реакции.
Дети рассаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладоши соседа и так далее.
Стихотворение:
- Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?
Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например "стена". Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам "С-Т-Е-Н-А". Задача последнего игрока - успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук - в данном случае "А". Кто зазевался, тот выбывает из игры. В эту игру можно играть с группой от 3 человек.
Дидактическая игра "Продолжи слово"
Цель: развитие речи, звуко-буквенного анализа, сообразительности, реакции, пополнение словарного запаса.
Дети делятся на 0 команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и так далее. Например, если первый игрок назвал слог "НО", второй может сказать "РА" (чтобы получилось слово "НОРА"), и назвать свой слог, допустим, тоже "РА". Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав "КЕТА", и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.
Дидактическая игра "Красный и синий мячи"
Цель: развитие грамотности, закрепление дифференциации гласных и согласных звуков; совершенствование внимание, реакции, ловкости, быстроты мышления.
Дети встают в круг, педагог становится в его середины, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок. Мячи могут использовать в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.
Дидактическая игра "Угадай букву"
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления.
Дети делятся на 2 равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет 2 коробки с готовыми предметами и ставит на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За отведенное время (1 минуту) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.
Дидактическая игра "Где спрятался звук?"
Цель: развитие умения определять место звука в слове.
Необходимые материалы: набор предметных картинок.
У каждого ребенка карточка, разделенная на 3 квадрата, и цветная фишка (красная - если работа идет с гласным звуком, синня - с согласным). Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточках в зависимости от того, где находится звук - в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Дидактическая игра "Живые буквы"
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.
1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Педагог дает карточки с буквами каждомуу ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
Дидактическая игра "Где наш дом?"
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) уквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (С) или (Ш). Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (С) или (Ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются баллы.
Дидактическая игра "Поезд"
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.
Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. "Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из 3 звуков, во второй - и 4 звуков, в третий - из 5 звуков". По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Дидактическая игра "Угадай слово"
Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Необходимые материалы: карточки с согласными.
Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например М-Л-К- (молоко), С-П-Г- (сапоги) и так далее, а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из 2 - 3 прямых открытых слогов. В конце игры педагог спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет с ОНР
Материал содержит картотеки Дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет...

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаЧтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой люб...

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы.
Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы....
Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Картотека дидактических игрпо подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Найди букву» Цель: ра...

Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Поиграем с дедом Буквоедом"
Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе спе...

Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте...
