Сценарий досуга «День славянской письменности и культуры» в подготовительной группе
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лешкина Светлана Петровна

«День славянской письменности и культуры»

 

Цель: Приобщать детей к русской культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий досуга «День славянской письменности и культуры» в подготовительной группе.

                                                                          Воспитатель: Лешкина

                                                                          Светлана Петровна.

«День славянской письменности и культуры»

Цель: Приобщать детей к русской культуре и традициям.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

- А живём мы с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.

Кто такие предки?

- Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

А это значит, что славяне – славный народ.

- Ежегодно все славяне отмечают праздникславянской культуры и письменности. А что это за праздник мы с вами сегодня узнаем.

- Всем известна поговорка«Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Вот мы и попробуем поймать слово и передать его своему товарищу.

А сделать это нам поможет шуточная старинная русская игра, которая называется - «Баранья голова».

ИГРА:

Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например: 1-й—дом, 2-й—дом, улица, 3-й—дом, улица, хлеб и т. д. Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».

- Но передать слово другому, конечно же можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. А как же это было?

Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей.

Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так появилось первое «рисунчатое» письмо.

- Именно рисунками-изображениями птиц, зверей, деревьев, человеческих фигурок, лодок, рыб – древние люди рассказывали о своих занятиях, о радостных, печальных или загадочных событиях в своей жизни. Такие рисунки назывались ПИКТОГРАММА.

- Много сотен лет люди рисовали пиктограммы.

- Ребята, а как вы думаете, используют ли картинки - пиктограммы сегодня, наше время? Представьте себе – используют! Самые распространённые пиктограммы – дорожные знаки.

- Постепенно рисунки превратились в значки - символы, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово.

- Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ.

- Так начало складываться «иероглифическое» письмо».

Письмо иероглифами содержало слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и тогда появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Все буквы составляют алфавит.

- Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. В финикийском алфавите не было гласных букв. Всего букв насчитывалось 22.

- Греки познакомились с финикийским письмом, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире АЛФАВИТ из 24 букв.

Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием в IX веке специально для славян.

- Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка.

- Сейчас наша азбука, основателем которой были Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33.

- А запомнить алфавит нам поможет весёлая песенка.

ПЕСНЯ «АЗБУКА»

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Ну что, ребята, запомнили буквы?

Тогда давайте все вместе споём.

- Ребята. Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

- Сегодня нас окружает огромное количество интересных увлекательных книг и мы даже не задумываемся, какой путь был проделан, чтобы мы могли держать в руках такие красивые красочные книги. На чём же писали наши предки славяне, когда ещё бумага не была изобретена.

- Посмотрите – это ЦЕРЫ. Небольшие деревянные дощечки, с выпуклыми краями, середина дощечек заполнялась воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

- Чем же писали на таких досках – церах? Писали костяными, деревянными или металлическими палочками, похожими на наш карандаш. Назывались они - ПИСАЛА.

- Самым дешёвым и часто используемым материалом для письма была БЕРЕСТА. Если сказать иначе, то это ни что иное как кора берёзы. Писали на бересте так же заостренными палочками.

- Но важные документы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – ПЕРГАМЕНТЕ.

- Что же такое пергамент? Это телячья шкура, выделанная особым образом. Это очень трудоёмкий процесс. Шкуру вымачивали в особом растворе, очищали от волосяного покрова, натягивали, высушивали. Отбеливали и нарезали на листы. Писали специальными чернилами, чаще всего гусиным пером.

- Позже, писать стали на бумаге, которую сначала покупали в других странах, а потом научились делать сами.

- И вот сегодня, благодаря развитию и современным технологиям мы можем держать в руках яркие красивые книги, из которых узнаём очень много интересного.

- Дружно живут буквы в наших книгах, соблюдая правила. Но однажды произошла одна неприятная ситуация. Буква Я взбунтовалась и решила, что она самая главная. Что произошло дальше, мы сейчас узнаем.

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ Б. Заходера «БУКВА Я»

- Вот и мы с вами не будем ссориться, а будем играть в весёлые игры. Готовы?

Начнём с разминки.

РАЗМИНКА (командам по очереди задаются вопросы)

«Добавь словечко»

1. Хитрый, как (лиса)

2. Неуклюжий, как (медведь)

1. Упрямый, как … осёл)

2. Задиристый, как (петух)

1. Ползёт, как (черепаха)

2. Трудится, как пчела (пчела)

1. Нем, как … (рыба)

2. Пятится, как … (рак)

1. Поёт, как (соловей)

2. Грязный, как (свинья)

1. Топает, как (слон)

2. Кривляется, как (обезьяна)

- Молодцы!

- А теперь первое задание.

1. ЗАДАНИЕ «Объясните значение пословицы»

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Так говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому не может их сделать хорошо или довести до конца.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Лучше иметь много друзей, чем иметь много денег. Друзья дороже денег, и они гораздо нужнее человеку, особенно в трудную минуту. Ведь деньги потратятся, а друзья постоянно с нами.

2. ЗАДАНИЕ «Найди ошибку»

(найти какая буква написана не верно)

3. ЗАДАНИЕ «Преобразуй слова в указанном порядке. Что получилось?»

(дети выкладывают слова согласно цифрам, получают новое слово.

4 5 1 2 3 6 5 4 1 2 3

л и с т о к с о к о л

с т о л и к к о л о с

4. ЗАДАНИЕ «Назови букву»

(ребёнок изображает букву, дети отгадывают)

1. Т, Ф.

2. Х, С.

5. ЗАДАНИЕ «Четвёртый лишний»

(зачеркнуть лишнюю букву)

1. А Ш И Ю У

2. Л К З Е Д

6. ЗАДАНИЕ «Ребусы»

- Молодцы, со всеми заданиями справились. И я хочу вам напомнить, что сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

- А закончим наш праздник мы весёлой песней.

ПЕСНЯ «С букварём уселись дети».

С букварём уселись куклы ….

С букварем уселись куклы

На лугу, на траве.

Дружно куклы учат буквы:

«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»

Припев: Ты нам, ветер, не мешай

И страницы не листай.

Ты ведь буквы не прочтешь,

Только всех собьешь.

Подошел утенок важно,

Подошел«Кря-кря-кря!»

И давай щипать бумажный

Корешок букваря.

Припев: Ты, утенок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай.

Не «кря-кря-кря», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.

Подошла, стуча копытцем,

К нам коза: – Что тебе?

– Я, коза, хочу учиться,

Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!

Припев: Ты, коза, нам не мешай,

Кукол с толку не сбивай.

Не «бе, бе, бe», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.

А потом пристал теленок,

Замычал: «Му-му-му!

Я – теленок несмышленый,

Ничего не пойму».

Припев: Ты, теленок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай:

Не «му-му-му», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе.

Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность;воспитывать люб...

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.

Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному...

Сценарий праздника "День славянской письменности и культуры"

Сценарий был разработан и посвящен празднику славянской письменности и культуры, который традиционно проводится 24 мая. Сценарий состоит из: презентации, конкурса "Грамотеи"...

Сценарий праздника "День славянской письменности и культуры"

Сценарий был разработан и посвящен празднику славянской письменности и культуры, который традиционно проводится 24 мая. Сценарий состоит из: презентации, конкурса "Грамотеи"...

Сценарий досуга "День мамы" совместно с родителями для подготовительной группы

Сценарий развлекательного семейного досуга совместно с родителями "День мамы" для детей 6-7 лет. В празднике участвуютвоспитанники детского сада, а также их родители. Цель - знакомить детей ...