Конспект ОО Р.Р. (Развитие речи) "Удивительный мир насекомых"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на схему.
Коррекционно-образовательные задачи;
обучать детей составлению описательного рассказа;
обучать детей составлять загадки про насекомых, используя условные обозначения.
Коррекционно-развивающие задачи :
пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
развивать умение правильно составлять предложение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение детей к природе.
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОО Р.Р. (развитие речи)
Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на схему.
Коррекционно-образовательные задачи;
обучать детей составлению описательного рассказа;
обучать детей составлять загадки про насекомых, используя условные обозначения.
Коррекционно-развивающие задачи :
пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
развивать умение правильно составлять предложение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение детей к природе.
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, схема описания насекомых, бассейн с фигурками насекомых.
Ход:
Воспитатель : - Сегодня я приглашаю вас в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Мы с вами отправимся на полянку. Чтобы оказаться на полянке надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».
Но полянка наша пустая. Для того, чтобы на ней появились гости, вам нужно отгадать загадки. И по силуэту найти отгадку.
Отгадывание загадок: Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? … (Муравей.)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.) —
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха.)
Воспитатель : Ребята, скажите, муравей, бабочка, кузнечик, жук, божья коровка, стрекоза, пчела, комар, муха – это кто? Назовите одним словом.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры : они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие.
Игра с мячом «Назови ласково»
муравей — муравьишка
комар — комарик
гусеница — гусеничка
пчела — пчёлка
жук — жучок.
Стрекоза-стрекозка
Блоха-блошка
- Ребята, а сколько ног у насекомых? - Как они передвигаются? (они умеют, ходить, летать,ПОЛЗАТЬ, прыгать, .)
-кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.)
-кто из насекомых ползает? (Гусеница)
- кто из насекомых прыгает? (КузнечиК!
- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног)
чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, другими насекомыми.)
Кузнечик – травой,
Бабочка – нектаром,
Божья коровка – тлей,
Колорадский жук – листвой,
Комар – и кровью
Воспитатель : как разговаривают между собой насекомые? Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком. (жжужат,пищат,стрекочут)
Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (повороты вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (наклоняемся вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (поднимаем руки вверх, тянемся)
Взвился вверх и полетел, (взмахи руками)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (взмахи руками, кружится и летает)
А сейчас я предлагаю послушать одну интересную историю
Самый главный.
Жили-были в лесу насекомые : бабочки, жуки, стрекозы, пауки, пчелы и шмели. Жили они дружно и никогда не ссорились, прилетали друг к другу на день рождения, отмечали праздники, и все было у них очень хорошо.
Но однажды в лес пришли дети: мальчик Коля и девочка Света. Дети собирали ягоды, смеялись и веселились. Света увидела красивые цветы и остановилась, чтобы их понюхать. Она сказала : «Коля, посмотри, сколько насекомых на цветах, тут и пчелы и шмели и жуки». Коля подошел и внимательно посмотрел на насекомых, а затем сказал : «А интересно, кто из всех этих насекомых самый главный и больше других приносит пользы?». «Я не знаю, сказала Света». Дети, продолжая разговор, ушли дальше в лес за ягодами, а насекомые собрались на полянке и стали рассуждать, кто же больше всего приносит пользы. Пчелки сказали «Мы много пользы приносим людям, делаем мед, наша помощь присутствует в изготовлении лекарств и многого другого». Шмели возразили «Наша помощь тоже важна, мы опыляем цветы». Жуки заявили о том, что они являются санитарами леса, пауки всех заверили, что они уничтожают мух и комаров, а бабочки убедительно сказали, что они очень красивы и их любят и взрослые и дети. Насекомые спорили, спорили, пока окончательно не поссорились и не спрятались от людей. В лесу сразу стало как-то тихо.
На полянку снова пришли дети, они возвращались с полными корзинками ягод. Дети опять разговаривали о насекомых. Коля сказал : «Света, а вообще многие насекомые приносят пользу». Света ответила «Да, ты прав, Коля, без насекомых очень плохо жилось бы людям, животным, многим растениям и цветам». Дети отправились домой, а насекомые вылетели из своих домиков, помирились и больше никогда не ссорились.
И так как они любили играть,то решили поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Воспитатель : А теперь мы с вами гостям расскажем,что мы знаем о насекомых. И нам поможет вот такая схема.
На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.
Схема: Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Пчела не произносит звуки. Но когда она летит, мы слышим жжжжужание: «Ж – Ж – Ж». Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях. Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках. На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений
Пальчиковя гимнастиккаа
Прилетела к нам вчера (машут ладошками.)
Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (машут ладошками.)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
Воспитатель: Опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила. Доставайте то, что вы нашли. И по схеме, расскажите о своем насекомом.
Дети достают на ощупь фигурки и составляют рассказ по схеме.
Воспитатель: Молодцы ребята!А нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 – вот и в садике опять!»
- Ребята, вам понравилось на полянке?
Рефлексия «Посади бабочку»
-Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД образовательной области «Развитие речи» по теме «Насекомые вокруг нас» для детей средней группы
Конспект ННОД образовательной области «Развитие речи»по теме «Насекомые вокруг нас» для детей средней группы «Лучики» Цели:1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Насекомые"
Конспект занятия в средней группе «Насекомые» Цель:1. Задачи на развитие познавательных способностей:обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озер...

Конспект НОД по познавательному развитию: «Незнайка в стране насекомых»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»....

Разработка конспекта НОД по познавательному развитию в средней группе «Насекомые»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых Задачи: Образовательные по основной образовате...

Конспект по развитие речи "Удивительное путешествие".
Развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций....
Итоговое занятие по развитию речи "Удивительные насекомые"
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, мелкую моторику.Упражнять в изменении сущес...

Технологическая карта занятия по развитию речи «Удивительное рядом»
В основе лежит сказка К.И.Чуковского "Путаница". Занятие проводится в игровой форме, где дети составляют слова из "рассыппанных" букв, подбирают силуэты к предложенным картинкам, у...