07. 06. 25 "Деление слов на слоги"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кульчицкая Ольга Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_slov_na_slogi_-_kopiya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Деление слов на слоги».

Возрастная группа:  старшая.

Форма совместной деятельности: ООД.

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»;

Средства:

 Наглядные:  картина «Весенний лес»; картина «Лиса с лисятами»;

Литературные: текст сказки о лисятах;

 Оборудование: корзинка; материал к игре «Куда пойдет слово?» (домики и схемы, предметные карточки); простые карандаши; практическое упражнение на каждого ребенка.

Цель:  дать детям понятие о слоговом составе слова.

Задачи: формировать умение детей выполнять  анализ слова, определяя количество и последовательность слогов в слове; формировать умение детей различать слово и слог;
развивать слуховое внимание; воспитывать интерес к родному языку.

 

Ход деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап

Коммуникативное упражнение «Ладошки».

Обращается к детям:

- Сказка в гости к нам идет,

- Она встречи с нами ждет.

Выставляет на мольберт картины: «Весенний лес», «Лиса с лисятами». Читает сказку:

Наступила весна. Под теплыми весенними лучами в лесу растаял снег, на деревьях набухли почки. А у лисы появились маленькие лисята, которых звали Тиша и Мариша.

- Как звали лисят?

- Какие лисята?

- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
- Вам понравилась сказка?

Слушают педагога.

Рассматривают

картины.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

Слушают сказку.

Зовут лисят.

Содержательный (деятельностный) этап

Знакомит детей с новым материалом:

-Когда мы звали лисят, мы произносили слова по

частям. Послушайте еще раз: Ти-ша, Ма-ри-ша.


-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим слово на слоги.

- Что мы делаем, когда произносим слово по частям?
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе: Ли-са.
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
- Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
- Какой первый , какой второй, третий?

Динамическая пауза:

- Предлагаю и нам погулять по  лесу.
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

- Какое время года сейчас в лесу?

Поиграем в игру «Веснянка».

Закрепляет с детьми новый материал:

-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.

Игра «Куда пойдёт слово?».

Описание: ребенок берет карточку с изображением предмета и соответствующим словом;

ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.

- Обратите внимание, количество окошек в домиках разное. Под каждым домиком расположена схема слова. Что она собой представляет?

Если в слове один слог, прямоугольник целый; если два слога, схема разделена на две части; если три слога, схема разделена на три части.


Игра «Слово-слог»:
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.
- Молодцы! Хорошо поиграли!
Будьте, дети, так добры,
Тихо сядьте за столы.
Практическая часть.

- Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Назовите, что на ней изображено (роза, лампа, слон, барабан).
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами)

 

Слушают объяснение педагога.

Отвечают.

Произносят слово по слогам.

Отвечают на вопросы.

Встают в круг. Идут по кругу.

Отвечают.

Выполняют соответствующие действия.

Рассматривают корзинку.

Рассматривают домики и схемы.

Играют.

Играют.

Садятся за столы.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексивный этап

Беседует с детьми по вопросам:

- О ком сегодня читали сказку?

- Чему сегодня научились на занятии?

- В какие игры сегодня поиграли?

- Все ребята молодцы! Наше занятие подошло к концу.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

1) Разбор слова на слоги. 2) Составляли слова из слогов (работа в парах)

1 Занятие. Разбор слов на слоги. Определение количества слогов в слове. 2 Занятие. Работа в парах, составить как можно больше слов, из представленных слогов....