ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка, что влияет на установление социальных контактов, коммуникацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка, что влияет на установление социальных контактов, коммуникацию.
Целью нашей работы является профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте, а также - позитивная социализация детей с ТНР. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Позитивная социализация является базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях. Этому способствует проведение специальных игр и упражнений в ходе образовательной деятельности, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Поэтому решая свои коррекционные задачи в ходе образовательной деятельности, мы считаем немаловажной задачей и социально- коммуникативное развитие ребенка — это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми, умению работать в коллективе, выслушивая ответы своих товарищей и педагога, выполняя поставленную им задачу.
Мы смогли разработать ряд конспектов образовательной деятельности по обучению грамоте, викторины, авторские физкультминутки и упражнения психогимнастики, в которых решается эта важная задача.
На занятиях по народным сказкам дети, выполняют трудные задания Печки,
Речки, Яблони, Бабы -Яги, ребята отправляются в путешествие со Звуковичком, наводят порядок в перепутанных сказках. На занятиях ребята разгадывают ребусы, решают кроссворды, рассказывают стихи, играют с применением интерактивной доски. Также используются такие виды игровой деятельности, как: чтение художественных произведений (художественное слово), организационные беседы, рассказывание детям увлекательных историй, рассматривание картин, иллюстраций и т. д., занимательные игровые ситуации. Нами приветствуется использование лэпбуков, наглядных пособий, дидактических игр. Ребята учатся сотрудничать друг с другом, быть эмоционально отзывчивыми, сопереживать, что способствует развитию социальных и коммуникативных навыков у дошкольников.
С помощью выразительных движений - мимики, пантомимики, жестов, дети выражают эмоции радости, интереса, удивления, страха, чувства вины.
Положительные эмоции, при выполнении таких упражнений, увеличивают мотивацию, улучшают настроение, запоминание, таким образом, влияют на качество обучения каждого ребенка.
Используемые формы и методы формирования социальных и коммуникативных компетентностей в ОД, показали, что подобранные игры и упражнения по развитию речевых процессов были эффективны и дали положительную динамику. У детей успешно формируются операции звукового анализа и синтеза, развиваются психические процессы, повышается положительная мотивация к обучению в школе.
Разнообразные формы и методы побуждают детей с ТНР к проявлению внимания и чуткого отношения к сверстникам, формируют потребность взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников продиктована необходимостью социализации, направленной на повышение уровня социального развития ребенка, предоставление возможности для благополучной адаптации в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"
В план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.
Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...
