Первые шаги в мир звуков и слов: развитие фонематического слуха и речевых навыков у детей 3-4 лет
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)

Сескутова М.В.

Методическая разработка "Первые шаги в мир звуков и слов" предназначена для воспитателей младших групп ДОУ (3-4 года) и представляет систему игровых занятий по подготовке к обучению грамоте. В разработке подробно раскрываются методы развития фонематического слуха, артикуляционной моторики и звуковой культуры речи через:

игровые упражнения со звуками

артикуляционную и дыхательную гимнастику

дидактические игры на различение звуков

работу с книгой и наглядными материалами

Содержит тематическое планирование, примеры конспектов занятий и методические рекомендации по организации работы с учетом возрастных особенностей детей. Разработка поможет сформировать у дошкольников базовые навыки звукового анализа и интерес к языковой действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gramota_ns.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте для младшей группы детского сада

Тема: «Первые шаги в мир звуков и слов: развитие фонематического слуха и речевых навыков у детей 3-4 лет»

Подготовила воспитатель Сескутова М.В.
МАДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»
г. Вольска Саратовской области»

Цель: формирование предпосылок для успешного обучения грамоте через развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия.

Задачи:

1. Развивать речевой слух детей (фонематический и интонационный)

2. Формировать умение вслушиваться в звучание слов, различать на слух речевые и неречевые звуки

3. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков

4. Развивать артикуляционный аппарат через систему игровых упражнений

5. Знакомить с терминами "слово", "звук" в доступной форме

6. Формировать навыки работы с книгой, правильного обращения с ней

Основные принципы организации работы:

1. Принцип игровой подачи материала - все задания предлагаются в форме игры

2. Принцип наглядности - использование яркого дидактического материала

3. Принцип доступности - соответствие возрасту и индивидуальным возможностям

4. Принцип систематичности - постепенное усложнение заданий

5. Принцип интеграции - связь с другими видами деятельности (музыка, физкультура, изо)

Этапы работы:

1. Развитие неречевого слуха (различение звуков окружающего мира)

2. Развитие речевого слуха (различение силы и высоты голоса, темпа речи)

3. Развитие фонематического слуха (различение звуков речи)

4. Формирование правильного звукопроизношения

5. Развитие артикуляционной моторики

6. Знакомство с понятиями "слово", "звук"

Методы и приемы работы:

1. Артикуляционная гимнастика в игровой форме ("Веселый язычок")

2. Дыхательные упражнения ("Задуй свечу", "Пускание корабликов")

3. Дидактические игры на различение звуков ("Угадай, что звучит", "Тихо-громко")

4. Звукоподражательные игры ("Как гудит паровоз? У-у-у!")

5. Игры со звучащими словами ("Хлопни, когда услышишь слово на звук А")

6. Работа с книгой (рассматривание иллюстраций, "чтение" по картинкам)

7. Пальчиковые игры с речевым сопровождением

Примерное тематическое планирование:

1. "Звуки вокруг нас" - различение неречевых звуков

2. "Голоса животных" - звукоподражание

3. "Музыкальные звуки" - различение по высоте и длительности

4. "Громко-тихо" - сила звука

5. "Гласные звуки" - А, О, У, И, Э, Ы

6. "Длинные и короткие слова" - понятие о слове

7. "Первый звук в слове" - выделение начального звука

8. "Веселый язычок" - артикуляционные упражнения

Пример конспекта занятия "Знакомство со звуком А":

1. Организационный момент (3 мин):

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает куклу Аню, которая "плачет": "А-а-а!". Предлагает детям пожалеть Аню, вместе произнести звук.

2. Основная часть (12 мин):

а) Артикуляция звука - воспитатель показывает правильное положение губ, дети смотрят в индивидуальные зеркала.

б) Игра "Поймай звук" - хлопаем, когда слышим А среди других звуков.

в) Дидактическое упражнение "Что начинается на А?" - отбор картинок (арбуз, апельсин, аист).

г) Подвижная игра "Самолеты" - дети "летают" и произносят У-у-у, затем "приземляются" на А-а-а.

3. Заключительная часть (5 мин):

а) Пальчиковая гимнастика "Мы делили апельсин".

б) Работа с раздаточным материалом - раскрашивание буквы А (знакомство с графическим образом).

Методические рекомендации:

1. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.

2. Необходимо чередовать виды деятельности каждые 3-4 минуты.

3. Все новые понятия вводятся в игровой форме без строгих требований к запоминанию.

4. Важно создавать ситуации успеха для каждого ребенка.

5. Речевой материал должен быть эмоционально окрашен, сопровождаться наглядностью.

Ожидаемые результаты к концу года:

- дети различают на слух неречевые звуки и звуки речи;

- умеют произносить гласные звуки правильно;

- выделяют первый звук в хорошо знакомых словах;

- понимают термины "слово", "звук" в игровых ситуациях;

- проявляют интерес к звучащему слову, книгам;

- выполняют простейшие артикуляционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Подготовила:  учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....

Развитие фонематического слуха через речевые игры.

Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме....

Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.

В материале представлены некоторые игры для старших дошкольников, которые помогают детям в процессе формирования фонематического слуха и звукового анализа. В дальнейшем эти базовые умения и навыки буд...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА - ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ.

Формирование фонематического слуха-основы речевых навыков у детей старшего дошкольнго возраста....