Первые шаги в мир звуков и слов: развитие фонематического слуха и речевых навыков у детей 3-4 лет
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)
Методическая разработка "Первые шаги в мир звуков и слов" предназначена для воспитателей младших групп ДОУ (3-4 года) и представляет систему игровых занятий по подготовке к обучению грамоте. В разработке подробно раскрываются методы развития фонематического слуха, артикуляционной моторики и звуковой культуры речи через:
игровые упражнения со звуками
артикуляционную и дыхательную гимнастику
дидактические игры на различение звуков
работу с книгой и наглядными материалами
Содержит тематическое планирование, примеры конспектов занятий и методические рекомендации по организации работы с учетом возрастных особенностей детей. Разработка поможет сформировать у дошкольников базовые навыки звукового анализа и интерес к языковой действительности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте для младшей группы детского сада
Тема: «Первые шаги в мир звуков и слов: развитие фонематического слуха и речевых навыков у детей 3-4 лет»
Подготовила воспитатель Сескутова М.В.
МАДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»
г. Вольска Саратовской области»
Цель: формирование предпосылок для успешного обучения грамоте через развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия.
Задачи:
1. Развивать речевой слух детей (фонематический и интонационный)
2. Формировать умение вслушиваться в звучание слов, различать на слух речевые и неречевые звуки
3. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков
4. Развивать артикуляционный аппарат через систему игровых упражнений
5. Знакомить с терминами "слово", "звук" в доступной форме
6. Формировать навыки работы с книгой, правильного обращения с ней
Основные принципы организации работы:
1. Принцип игровой подачи материала - все задания предлагаются в форме игры
2. Принцип наглядности - использование яркого дидактического материала
3. Принцип доступности - соответствие возрасту и индивидуальным возможностям
4. Принцип систематичности - постепенное усложнение заданий
5. Принцип интеграции - связь с другими видами деятельности (музыка, физкультура, изо)
Этапы работы:
1. Развитие неречевого слуха (различение звуков окружающего мира)
2. Развитие речевого слуха (различение силы и высоты голоса, темпа речи)
3. Развитие фонематического слуха (различение звуков речи)
4. Формирование правильного звукопроизношения
5. Развитие артикуляционной моторики
6. Знакомство с понятиями "слово", "звук"
Методы и приемы работы:
1. Артикуляционная гимнастика в игровой форме ("Веселый язычок")
2. Дыхательные упражнения ("Задуй свечу", "Пускание корабликов")
3. Дидактические игры на различение звуков ("Угадай, что звучит", "Тихо-громко")
4. Звукоподражательные игры ("Как гудит паровоз? У-у-у!")
5. Игры со звучащими словами ("Хлопни, когда услышишь слово на звук А")
6. Работа с книгой (рассматривание иллюстраций, "чтение" по картинкам)
7. Пальчиковые игры с речевым сопровождением
Примерное тематическое планирование:
1. "Звуки вокруг нас" - различение неречевых звуков
2. "Голоса животных" - звукоподражание
3. "Музыкальные звуки" - различение по высоте и длительности
4. "Громко-тихо" - сила звука
5. "Гласные звуки" - А, О, У, И, Э, Ы
6. "Длинные и короткие слова" - понятие о слове
7. "Первый звук в слове" - выделение начального звука
8. "Веселый язычок" - артикуляционные упражнения
Пример конспекта занятия "Знакомство со звуком А":
1. Организационный момент (3 мин):
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает куклу Аню, которая "плачет": "А-а-а!". Предлагает детям пожалеть Аню, вместе произнести звук.
2. Основная часть (12 мин):
а) Артикуляция звука - воспитатель показывает правильное положение губ, дети смотрят в индивидуальные зеркала.
б) Игра "Поймай звук" - хлопаем, когда слышим А среди других звуков.
в) Дидактическое упражнение "Что начинается на А?" - отбор картинок (арбуз, апельсин, аист).
г) Подвижная игра "Самолеты" - дети "летают" и произносят У-у-у, затем "приземляются" на А-а-а.
3. Заключительная часть (5 мин):
а) Пальчиковая гимнастика "Мы делили апельсин".
б) Работа с раздаточным материалом - раскрашивание буквы А (знакомство с графическим образом).
Методические рекомендации:
1. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
2. Необходимо чередовать виды деятельности каждые 3-4 минуты.
3. Все новые понятия вводятся в игровой форме без строгих требований к запоминанию.
4. Важно создавать ситуации успеха для каждого ребенка.
5. Речевой материал должен быть эмоционально окрашен, сопровождаться наглядностью.
Ожидаемые результаты к концу года:
- дети различают на слух неречевые звуки и звуки речи;
- умеют произносить гласные звуки правильно;
- выделяют первый звук в хорошо знакомых словах;
- понимают термины "слово", "звук" в игровых ситуациях;
- проявляют интерес к звучащему слову, книгам;
- выполняют простейшие артикуляционные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....

Развитие фонематического слуха через речевые игры.
Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме....
Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.
В материале представлены некоторые игры для старших дошкольников, которые помогают детям в процессе формирования фонематического слуха и звукового анализа. В дальнейшем эти базовые умения и навыки буд...

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха при речевой агнозии"
методические рекоммендации...

Картотека игр для развития фонематического слуха и речевого дыхания
Картотека игр и игровых упражнений...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА - ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ.
Формирование фонематического слуха-основы речевых навыков у детей старшего дошкольнго возраста....
