семинар для воспитателей "Обучение грамоте"
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Семинар для воспитателей от учителя-логопеда, как проводить занятия по обучению грамоте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.02 КБ | |
| 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о том, как проходит обучение грамоте.
(Слайд 2)
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом, а также при обучении других школьных предметов.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
(Слайд 3)
Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
(Слайд 4)
В соответствии с программой мы должны:
- Сформировать звуковую сторону речи, т.е. Ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).
- Сформировать фонематические процессы, т.е. Умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.
- Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:
- Выделять начальный гласный из состава слова;
- Слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- Звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, (давать характеристику звуков);
- Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
- Учить выделять последовательность звуков в словах.
- Учить составлять слова из слогов.
- Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).
- Дать представление о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
Давайте восстановим наши знания по всем этим важным аспектам.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
(Слайд 5)
Скажите, что такое звуки? (звуки — это то, что мы слышим и произносим).
а что такое буквы? (буквы мы пишем и читаем).
(Слайд 6)
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые игры: "узнай, что звучит?", "где звучит колокольчик?", "покажи картинку", "громко - тихо", "кто сказал?".
(Слайд 7)
Слоговой анализ. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове; какой 1 слог, 2, 3?
Давайте поиграем в игру «сколько слогов в слове?»
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
• домики: 1, 2, 3-этажные;
• паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
• гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
• домино: количество точек соответствует количеству слогов;
• следы и др.
(Слайд 8)
I этап. Знакомство со звуками.
Какие бывают звуки? (гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (а, у, о, и, ы, э).
Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, не встречает в ротике преграды. Они голосят, их можно пропеть. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки петь не могут, они соглашаются. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык, т.е. Есть преграда.
(Слайд 9)
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
• выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
• выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
• выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, аня, ирис);
• выделение слов из текста на заданный звук. (аня с аликом гуляли в саду, астры собирали).
(Слайд 10)
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
• научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;
• научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
• в середине слова.
В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, птиц, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. (показ пособий)
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
Давайте поиграем в игру «поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (а р в и т э г я у б ш…….) Изолированно и в слове (а- кот, кит, сам…..)
(Слайд 11)
Согласные звуки
• артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
• именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.
(Слайд 12)
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков мы дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Давайте поиграем в игру «посели в домики». Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. (у воспитателей на столе предметные картинки)
(Слайд 13)
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Давайте поиграем в игру «звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).
(Слайд 14)
• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
• двусложные со стечением (скала);
• трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
(Слайд 15)
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой.
Существует много приемов работы со схемой слова:
• назвать количество звуков в слове;
• назвать звуки по-порядку;
• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
• сколько согласных;
• назвать первый звук, последний, третий и т.д.
(Слайд 16)
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
(Слайд 17)
Запоминание образа буквы
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
• вырывать из бумаги образ буквы;
• получить в подарок букву;
• угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
(Слайд 18)
1. Произнести слово и послушать его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (с интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй – по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных?
Сколько в слове слогов?
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С данным словом можно составить словосочетание, предложение.
(Слайд 19)
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.
Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
Составление графической схемы предложения
Давайте сделаем схему предложения. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Составление предложений по графической схеме
(для подготовительной группы – вопросительное и восклицательное предложение).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамота Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Важно, что бы ребенок • не пропускал буквы, не смешивал их при написании; • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
В соответствии с программой мы должны: 1 . Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров ). 2. Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. 3. Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.: 4 . Учить выделять последовательность звуков в словах. 5. Учить составлять слова из слогов. 6. Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги). 7. Дать представление о предложении (без грамматического определения). 8. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
Звуки и буквы 1. Скажите , что такое звуки? Звуки — это то, что мы слышим и произносим. 2. А что такое буквы? Буквы мы пишем и читаем.
Подготовительный этап Предлагает начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение , или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук". • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек). Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".
Слоговой анализ • домики: 1, 2, 3-этажные; • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; • домино: количество точек соответствует количеству слогов; • следы и др.
Знакомство со звуками Детям мы объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, не встречает в ротике преграды (губы, зубы, язык). Их обозначаем красным цветом. А произнося согласные звуки в оздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык, т.е. есть преграда.
Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам , ан, ас); • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).
Дифференциация гласных На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове: • научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; • научить детей слышать и выделять звук в конце слова; • в середине слова.
Согласные звуки • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.
Характеристики согласных звуков Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков мы дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый ). Всегда твердые согласные : [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные : [й] [ч] [щ]. Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. ( У воспитателей на столе предметные картинки)
Характеристики согласных звуков Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный. Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).
Звуковой анализ слогов и слов • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам , ан); • прямые слоги, также имеющие значение ( му , на, но); • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот); • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи); • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост); • двусложные со стечением (скала); • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
Схема слов Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. • назвать количество звуков в слове; • назвать звуки по-порядку ; • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку ; • сколько согласных; • назвать первый звук, последний, третий и т.д.
Знакомство с буквой На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Запоминание образа буквы с помощью различных анализаторов • Написать букву в воздухе, на столе; • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке; • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; • Вырывать из бумаги образ буквы; • Получить в подарок букву; • Угостить фигурным печеньем в виде буквы; • Вылепить из пластилина, теста; • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Звукобуквенный анализ слова 1. Произнести слово и послушать его. 2 . Найди ударный слог и произнеси слово по слогам. 3 . Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6. Третий звук и т.д. 7. Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов? После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С данным словом можно составить словосочетание, предложение.
Работа с предложением Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово. Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов Составление графической схемы предложения Давайте сделаем схему предложения. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме. Составление предложений по графической схеме (для подготовительной группы – вопросительное и восклицательное предложение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год
Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»
Семинар - практикум для родителейТема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте» Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой...

Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист
Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

Семинар - практикум "Обучение грамоте в ДОУ"
Цель: повысить компетентность педагогов вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте....
