Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист
методическая разработка по теме

Дубгорн Ольга Андреевна

Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

на тему:«Развитие речи , обучение

детей дошкольного возраста грамоте и письму ».

План:

1.Психогимнастика: «Огонь-лед»

2.Задачи обучения детей дошкольного возраста грамоте и письму.

3.Уровни освоения основ грамоты при поступлении детей в школу.

4.Дидактические игры.

5.Подготовка руки к письму.

6.Рефлексия.

Психогимнастика “Огонь — лед”.

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Ход:

1. Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает еще большую остроту в связи с изменениями социальных и психолого- педагогических условий, в которых находятся как ребенок, так и воспитывающий его взрослый. Это и понятно, поскольку от эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.

Подготовка к обучению грамоте начинается со средней группы.

На занятиях ребенок должен почувствовать строительный материал слова, а главное увидеть осознать , что при произнесении звука и слова участвуют губы, зубы, язык, небо, то есть рот.

Усвоению терминов «слово», «звук» помогают такие игры как «Закончи словечко», «Скажи наоборот», «Подскажи Петрушке звук», «Звук потерялся», «Скажи как эхо», «Я слова найду везде».. и т.д.

Работа над звуковым анализом слов начинается в старшей группе

используются такие игры для нахождения определенного звука, слов с определенным звуком, считать количество звуков в слове, например игры: «Где чей дом?», «Кто в доме хозяин?», «Угадай слово» и т.д.Со старшей группы начинается работа над звуковым анализом слов.

На сегодняшний день общепринят такой вариант: геометрической формой обозначения звука является квадрат, качественные характеристики звука представлены цветом.

Для различения гласных звуков вводятся красные фишки, согласные- серые.

Мягкие звуки обозначаются зеленой фишкой, твердые- синей. Это позволяет провести аналогию: «мягкие»-как зеленая трава; «твердые»- как синий лед.. Цветовая характеристика позволяет разнообразить , «оживить» процесс ознакомления со звуковым материалом слова.

Существует мимическая характеристика звука.

Твердые согласные – губы «сердятся», подбородок движется вниз; мягкие согласные- губы «улыбаются».Гласные звуки- открытый, «кричащий» рот.

Жестовая характеристика звука- определенные движения пальцев.

Соединенные указательный и большой пальцы правой руки ( остальные прижаты к ладони) –это «клювик», характеризующий гласный звук, разъединенные пальцы- согласный звук.

При произнесении твердого звука указательный палец фиксирует движение подбородка вниз.

2.В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения для каждой возрастной группы детей определены задачи по разделу развитие речи. Поэтому ребенок при поступлении в школу должен иметь представления и знания о:

- звуковой системе родного языка( звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

- смыслоразличительной функции звуков;

- слоге, делении слов на слоги;

-словесном ударении;

-средствах интонационной выразительности;

-синонимах, антонимах, переносном значении слова.

Уметь:

-Самостоятельно или с помощью воспитателя :

-производить звуковой анализ слов, составлять графические звуковые модели слов, подбирать слова по предложенным звуковым моделям;

-дифференцировать звуки по их качественным характеристикам;

-выделять ударный гласный, называть его

-называть слова с любого мягкого или твердого согласного звука;

- использовать средства интонационной выразительности, выразительно читать стихи;

-различать предметы по контуру и обводить его;

-ориентироваться на рабочей строке в тетради, в плоскости листа тетради;

-безотрывно и плавно обводить мелкие предметы по нанесенным точкам в ограниченном пространстве;

-заштриховывать предметы внутри его контура и т.д и т.п.

-использовать в собственной речи слова , принадлежащие к различным лексико- грамматическим разрядам слов родного языка( частям речи);

-образовывать новые слова, используя известные им способы словообразования;

-использовать в речи слова в соответствии с их грамматическими категориями ( согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и т.д)

-употреблять в речи простые и сложные предложения;

- использовать в собственной речи обобщающие слова , слова-синонимы, слова- антонимы, слова в переносном значении;

-группировать слова по родовым признакам;

-выбирать точные подходящие по смыслу слова и выражения;

-понимать прочитанное воспитателем произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

-пересказывать сказку или короткий рассказ;

-составлять описательный рассказ по картинке, на основе личного опыта или описывать предмет в соответствии с логикой построения высказывания ( завязка, кульминация, развязка и т.д)

3.Уровни освоения основ грамоты и письма детьми 6-7 лет.

Низкий уровень

Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения .При составлении предложений, характеристике звуков, обозначении их буквами требуется помощь взрослого. Читает слоги и простые односложные слова .Допускает ошибки при печатании букв, слогов, слов, основных элементов букв.

Средний уровень.

Самостоятельно производит анализ 2- сложных слов ( с выделением ударения, делением слов на слоги).Умеет давать характеристики гласных и согласных звуков. Допускает ошибки при обозначении звуков буквами, составлении и выкладывании предложений. Читает медленно , по слогам.

С трудом отвечает на вопросы по прочитанному. Умеет печатать все буквы, слоги и отдельные слова, писать основные элементы письменных букв.

Высокий уровень.

Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов ( в том числе и составлением звуко- буквенных моделей), определяет качественные характеристики звуков. Без ошибок обозначает звуки буквами, выкладывает предложения с соблюдением всех изученных правил. Слитно читает короткие тексты. Отвечает на вопросы по прочитанным текстам. Знает основные элементы букв, умеет объяснять последовательность их написания. Соотносит печатные и письменные буквы, составляет строчные и прописные буквы из шаблонов элементов букв.

4.Дидактические игры

Ступеньки сложности в словарной работе с детьми

Заготовить планшет со словами

МАША--------------------------------------КАШУ

МИША---------------------------------------УШИ

КАТЯ -----------------------------------------ШУБУ

ЯША-----------------------------------------КОШКУ

ДИМА--------------------------------------ШАШКИ

НАТАША----------------------------------МИШКУ

1. уровень- добавить глагол действие например – ела кашу.

2 уровень- Какие чувства испытывала Маша по отношению к каше- (Маша любила кашу, Маша обожала кашу и .т д)

3 уровень- когда мы придумываем слова- действия, характеризующие особенности обращения Маши с кашей

(Маша скребла кашу, размазывала кашу.)

Использование таких глаголов требует развернуть предложение, дополнить новыми словами

(Маша скребла кашу ложкой , или размазывала по тарелке)

4 уровень

Можно просить детей употребить все придуманные действия с частицей «не», чтобы предложение приобрело отрицательный смысл.

(Маша не любила кашу, Маша не ела кашу, и т.д)

Такие планшеты с разными словами можно приготовить на каждое занятие по развитию речи и грамоте.

Игра для развития артикуляции и подвижности языка

Язычок

Наш забавный язычок щелк- щелк, щелк- щелк

Зубки чистим мы умело

Вправо-влево, вправо -влево,

Мы нисколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали

Словно пчелки пожжужали:

Ж-Ж-Ж

Как машины зафырчали:

-Р-Р-Р

Как лошадка вскачь пустились

Вовремя остановились.

ИГРА «Необычные буквы»

Попросите поучаствовать родителей, проведите что-то вроде конкурса где букву нужно сделать из материала название которого записывается именно с этой буквы.

Буква В- из веревки

Буква Ч- из крупинок чая

Буква Р- выложена рисом

Буква Г- гречкой

Буква Н- вышита нитками

Буква К- связана крючком

Буква Ш- из шишек

Буква М- из машинок.

Буква П- из пластилина.

Р.Сеф

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

(Если скучно стало

Начинай сначала).

«Найди свое место»

В домах живут слова. Но некоторые буквы убежали на крышу и не могут сами вернуться домой. Помогите им.Буквы могут совершать движение на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратно возвращаться нельзя.

«Выбери самого»- (длинного, маленького, высокого, быстрого, тяжелого, рогатого.)

Бельчонок, змея, волчище, ежиха, слон, грач, конь и т.д).

«Буква за буквой»

Б

Я

о

к

л

О



Если расположишь буквы по порядку от самой высокой до самой низкой – прочитаешь название фрукта.

«Буквы разлетелись».

Поставь буквы по порядку номеров шариков и прочитай название овоща, фрукта, улицы, имени и т.д

Методика оценки словесно- логического мышления:

1.Какое животное больше лошадь или собака?

2.Утром люди завтракают, а вечером?

3.Днем на улице светло, а ночью?

4.Небо голубое, а трава ?

5.Черешня, груши, сливы, яблоки- это что?

6.Почему когда едет поезд опускают шлагбаум?

7.Что такое Москва , Астана, Караганда?

8.На кого больше похожа собака на кошку или на курицу?

9.Чем похожи молоток и топор?

10.Что общего между кошкой и белкой?

11.Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

12.Какие ты знаешь виды транспорта?

13.Чем отличается старый человек от молодого?

14.Почему считается плохим если кто-то не хочет работать?

15.Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Методика «Пиши кружочками»

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове ,столько и кружочков. Например слово суп нужно изобразить -ООО, ОООО, ООООО.

Слова: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

Если ребенок выполнил все схемы или 4 их них- это очень хороший результат

5. Готовим руку к письму. Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов( графем), соответствующих элементам устной речи. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно- моторные координации и моторный контроль.

Формирование навыка письма- длительный и сложный процесс. «Овладеть письменной речью можно только при условии , что ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи». (Л.С Выготский)

Чтобы ребенок мог научится писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи; сохранять их порядок, усвоить написание букв, выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения перехода от одного знака к другому. Одним из составляющих компонентов письма ( отличающих его от чтения) является подготовленная рука ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм , она находится в стадии интенсивного развития. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша( умение правильно держать его тремя пальцами- щепотью).Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребенка и бумагой, доской и т.д.

Подготовку к письму следует начинать с развития силы руки, ее ловкости, с формирования умения правильно удерживать орудие письма и последовательно менять тонус мускулатуры руки.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним( щепоть).

При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься и карандаш при этом не падает.

Огромную помощь в подготовке руки к письму вам окажет работа со штампами. Штампы для детей можно купить готовые, или сделать самим из карандаша, ластика и сырого картофеля.

( показываю образец).Ребенок тренируется удерживать штампик за ручку в положении захвата 3 пальцами – щепотью. Вся работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение .В работе это выглядит следующим образом:

*ребенок берет штамп за ручку ( щепоть в этот момент напряжена)

*ребенок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его.

*ребенок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска

( силовое напряжение руки)

*поднимает руку от бумаги( расслабление)

Работа со штампами не должна быть механической .В этом случае интерес ребенка быстро падает. Поэтому необходимо сопровождать ее сказочными сюжетами, которые связаны с последующей деятельностью.

6.Рефлексия. Упражнение : « Я думаю».

Список использованной литературы:

1.Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

2.Методика обучения детей грамоте и письму. Журова 2006 г.

3.Программа «Біз мектепке барамыз».

3.Газета « Дошкольное образование» № 2,3,4 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с родителями"Посиделки у семейного очага".Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист.

Общесадовское мероприятие с детьми и родителями "Посиделки у семейного очага", в котором участвуют дети, родители, педагоги....

Статья к разделу : Управление в ДОУ. Педсоветы в ДОУ.Дубгорн Ольга Андреевна Методист высшей категории КГКП № 22 «Балбөбек бөбектер бақшасы» отдела образования акимата города Экибастуза

Педагогический совет является  одной из форм самоуправления, от организации работы которого зависит эффективность решения поставленных  образовательно-воспитательных задач в дошкольном учреж...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"

Цель семинара: уточнить представление педагогов  о процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Задачами семинара является : активизация знаний о звуках и буквах; уточнение предст...

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет прохо...