Семинар-практикум "Обучение грамоте дошкольников"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_obuchenie_gramote_doshkolnikov.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи: 

- определить задачи дошкольного образовательного учреждения в области подготовки детей к обучению грамоте; 

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; 

- уточнить и систематизировать знания педагогов методики обучения детей грамоте.

     

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

Важно, чтобы ребёнок к этапу школьного обучения:

- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  1. Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок владеет правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
  2. Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  3. Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. умение выделять гласные и согласные звуки из состава слова;

- Знание детьми терминов: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- Сформированность умения работать со схемой слова, предложения.

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже в младших группах дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Предлагается начинать работу по обучению дошкольников грамоте со знакомства с неречевыми звуками. Этим формируется звукоразличение.

На этом этапе даётся понятие "звук":

- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Можно использовать игры:

"Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?"

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа состоит в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, в дальнейшем это поможет детям избежать нарушений слоговой структуры слов и позволит верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

В изучении звуков необходимо обращать внимание детей на  артикуляцию данного звука, обращать внимание на то, встречает ли воздух препятствие или нет и определять гласный данный звук или согласный.

После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

 Можно использовать игры:

"Немые звуки": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ире - на звук [и].

Предлагается следующий порядок работы над выделением гласных звуков, используя символ или букву:

  1. Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  2. Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  3. Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  4. Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове в следующем порядке:

- первый звук в слове(педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);

- последний звук в слове;

- звук в середине слова.

Можно использовать игры:

"Вагончики", "Домики" и т.д.(дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик).

Звуковой анализ слова

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.

Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", "Что она кричит?". Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук может обозначатся соответствующим символом или буквой, после этого слово «прочитывается».

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуется начинать со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков (звуки раннего онтогенеза), воздух встречает препятствие. Именно такие  звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового анализа и синтеза.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее (воздушная струя на поднесенной ко рту ладони).

Рассмотрим знакомство со звуком Д.

Вместе с детьми звук характеризуется: воздух встречает препятствие (зубы) и звук произносится отрывисто (не поется), он согласный,  твердый, обозначается соотвтествующим символом - синим цветом.

Чтобы определить твердость и мягкость согласного звука, можно предложить детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий, используем нужный символ.

Для характеристики звонкости и глухости согласных звуков используются символы: орех, кулак, молоток - твердый, облачко, подушка, перышко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Знакомство с буквами (ведется параллельно с изучением звуков).

В своей работе педагогам рекомендуется произносить букву как звук, обращать внимание на то, что звук произносится и слышится, а буква пишется и читается. Рассматриваются элементы буквы, их количество. Можно предложить стихи для запоминания образа буквы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:

  1. Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  2. Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  3. Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,фасоли и другие мелкие предметы;
  4. Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Звуковой анализ слов.

Рекомендуется проводить в следующей последовательности:

-обратные слоги (ум, он, ам, ан:);

-прямые слоги (му, на, но:);

-односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);

-двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);

-односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);

-двусложные со стечением (скала);

-трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова "ДОМ":

-выложить звуковую схему слова;

-назвать звуки по порядку;

-назвать количество звуков в слове;

-сколько в слове гласных звуков;

-сколько согласных;

-назвать первый звук, последний, третий;

Далее детям предлагается определить количество слогов в слове, правильно поставить ударение, используя графические обозначения и схемы.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: на слоговой линейке, счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

На данном этапе можно использовать игры в виде динамической паузы: обозначать слоги хлопками, прыжками, постукиваниями и т.д.

Необходимо обращать внимание детей на то, что слова могут быть длинными и короткими, таким образом детям предлагается сравнить заданное слово со словом с большей или меньшей « слоговой длиной».

С этим словом можно составить и распространить предложение, так же используя графические обозначения и схемы:

2 слова - Доктор идёт.

3 слова - Доктор идет домой  (Чья?)

4 слова - Веселый доктор идет домой (Какой?)

5 слов - Веселый доктор быстро идет домой .(Как?)

Детям можно предложить выстроить предложение с заданным количеством слов, а так же сначала придумать предложение, а потом определить сколько в нем слов.

Особое внимание детей необходимо интонационно обращать на короткие слова - предлоги (над, под, за и т.д.), союзы (и, а, но, не и т.д.), местоимения (я, он, она, мы и т.д.).

Веселая минутка.

Отгадай шарады.

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках.  (фасоль)

Мой первый слог — на дереве,
  Второй мой слог — союз.
  А в целом я — материя
  И на костюм гожусь.
  (сук-но)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

( «Кар-тина».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(«Кипа-рис».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(«С-порт».)

  1. Встаньте в круг те, у кого  фамилия состоит из 4 слогов.
  2. Выходите в круг те, у кого  во втором слоге фамилии есть звук О.
  3. Выходите в круг те, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
  4. Выходите в круг те, у кого в имени нет звука Б.
  5. Встаньте те, у кого в имени есть звук А.

  1. Покажите буквы Х,Л, Р, С, Т

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Обучение грамоте дошкольников.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе. Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взр...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т и Ть

Познакомить детей с буквой Т и звуками {Т} и {Ть}.Закрепить  понятие "согласный  и мягкий звук", "согласный и твердый звук".Развитие фонематического слуха, формирование анлиза и синтеза чтен...