"Новые приключения Умки". Система подготовки старших дошкольников (6-7лет) к обучению в школе.
статья по обучению грамоте (старшая группа)
В данной статье представлена система подготовки к обучению грамоте старших дошкольников (6-7 лет).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Новые приключения Умки». Система подготовки старших дошкольников (6-7 лет) к обучению в школе.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии
с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с тяжёлым недоразвитием речи (общим недоразвитием речи).
Важное место в работе с дошкольниками принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-7 летнего возраста уже знают достаточное количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Научить детей читать, обучить грамоте, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь им не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
Основной формой моей работы в соответствии с рабочей программой для обучающихся с ТНР является игровая деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Это и побудило меня создать цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Новые приключения Умки» в программе MIMIO на основе учебного пособия О.В. Чистяковой «Обучение грамоте» из серии «Подготовительный класс».
Цель учебно-методической разработки: Помочь ребенку подготовиться к школе. Развить все компоненты устной речи, практически овладеть нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, подготовить руку дошкольника к письму: для чего даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию.
Задачи:
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
- Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
- Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Актуальность
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста с ТНР сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.
Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На основе книги О.В. Чистяковой была разработана система занятий в виде MIMIO -презентации путешествия Умки (мультипликационного персонажа).
Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом комплексе, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.
Адресовано: Воспитателям, родителям для групповых и индивидуальных занятий с детьми, а также учителям начальных классов для проведения занятий по обучению детей грамоте.
Условия реализации: группа старшего дошкольного возраста с ТНР, массовая подготовительная к школе группа детского сада, домашние условия, школьные занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Краткая характеристика содержания упражнений по обучению грамоте:
- «Предложение» 6 слайд
Цель: Познакомить с определением устной и письменной речи, из чего состоит речь. Учить детей составлять предложения, обозначать их графически. Познакомить с правилами написания предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться точка, вопросительный или восклицательный знак, слова в предложении пишутся отдельно).
- «Деление слов на слоги» 9 слайд
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов, составлять слова из слогов, придумывать с ними предложения. Учить графически обозначать количество слогов в слове.
- «Ударение» 10 слайд
Цель: Научить определять ударный слог и место ударения в слове, познакомить с графическим изображением ударения в слове.
- «Звуки и буквы. Алфавит.» 11 слайд
«Звуки и буквы»
Цель: Дать представления о звуках различного происхождения. Уточнить, что слова состоят из звуков и букв. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем. Познакомить с символами и знаками обозначения звуков и букв. Находить место звука в слове, обозначать его буквой.
«Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите, порядке расположения букв, познакомить с количеством букв в русском алфавите.
- «Гласные и согласные звуки и буквы» 12 слайд
«Гласные звуки и буквы»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук» Закрепить символы обозначающие гласные звуки.
- «Деление слов на слоги, ударные и безударные гласные»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов. Познакомить с ударными и безударными гласными, находить ударный и безударный слоги в каждом слове, уметь обозначать ударение в схеме слова.
- «Согласные звуки и буквы»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках их различие в образовании, обозначении (символах). Познакомить с мягкостью и твёрдостью звуков и их обозначении при звуковом анализе слова. Учить определять место звука в слове, давать характеристику определённого звука.
- «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие» 13 слайд
«Твёрдые и мягкие согласные»
Цель: Закрепить умение определять твёрдость и мягкость согласных звуков, познакомить с согласными, которые всегда твердые или всегда мягкие, какие буквы используют для обозначения мягкости или твёрдости на письме.
- «Звонкие и глухие согласные»
Цель: Познакомить детей с образованием и обозначением звонких и глухих согласных, их обозначением и закрепить умение находить пары по звонкости-глухости.
- «Звуковой анализ слова» 14 слайд
Цель: Закрепить умение детей делить и определять звуки речи в словах на гласные и согласные. Учить делить согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие, определять, называть звуки каждого слова по порядку и обозначать их соответствующим цветом, символами. Обучать детей находить слова, подходящие или не подходящие к данной схеме.
- «Слова, которые называют предметы, признаки и действия предметов» 15 слайд
«Слова, которые называют предметы»
Цель: Закрепить понятие, что слово имеет значение. Слова обозначающие предметы, объекты отвечают на вопрос: «Кто?» или «Что?». На вопрос «Кто?» нужно называть людей и животных, а на вопрос: «Что?» нужно называть предметы и явления природы. Научить детей подчёркивать одной чертой слова-предметы, находить нужные слова-ответы на вопрос «Кто?», «Что?».
- «Слова, которые называют действия предметов»
Цель: Познакомить детей со словами, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос: «Что делает?». Учить находить и подчеркивать слова –действия двумя чертами.
- «Слова, которые называют признаки предметов».
Цель: Познакомить детей со словами, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», Какие?». Учить и находить слова признаки предметов и подчёркивать их волнистой линией.
- «Слова, близкие по смыслу» 16 слайд
Цель: Познакомить детей со словами, близкими по смыслу- синонимами. Учить подбирать слова –синонимы к данным словам.
- «Слова, противоположные по смыслу» 17 слайд
Цель: Познакомить детей со словами, противоположными по смыслу и отвечающими на один и тот же вопрос, которые называются антонимами. Учить находить слова-антонимы среди данных слов.
- «Устойчивые сочетания слов» 18 слайд
Цель: Познакомить детей с устойчивыми сочетаниями слов, которые можно заменить одним словом. Учить объяснять значения устойчивых сочетаний слов, соединять устойчивое сочетание слов с его значением.
- «Итоговая проверялочка» 19 слайд
Цель: Проверить у детей усвоение и закрепление пройденного материала.
Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Перспективы использования учебно-методической разработки:
- Детские сады общего, комбинированного вида;
- Детские сады компенсирующей направленности
- Группы кратковременного пребывания;
- Школы (подготовительные к школе курсы)
Использованная литература и материалы:
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2019. -160 с.: ил. -(Серия «Подготовительный класс»).
- Картинный материал: интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке старших дошкольников к обучению решению задач
Для того чтобы ребенок мог успешно решать арифметические задачи в школе, в детском саду необходимо сформировать у него целый комплекс умений: умение слушать и понимать тексты; умение правильно п...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...

Проблемы подготовки старших дошкольников к систематическому изучению математики в школе
В условиях вариативности образования по-прежнему происходит внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к в...

Социальное партнерство с МБОУ "СШ №10" по подготовке старших дошкольников к обучению в общеобразовательной школе план-конспект занятия по обучению грамоте
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с друго...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»...

Метод наглядного моделирования для подготовки старших дошкольников с ТНР к обучению грамоте
Консультация для воспитателей...
