«Дидактическая игра - средство речевого развития старших дошкольников»
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Савина Елена Владимировна

   Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Исходя из вышесказанного, целью моего проекта является - речевое развитие детей с помощью дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igra.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактическая игра - средство речевого развития старших дошкольников»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.  

   Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Исходя из вышесказанного, целью моего проекта является - речевое развитие детей с помощью дидактической игры.

         Проект «Дидактические игры как средство подготовки к обучению грамоте у  старших дошкольников» направлен на подготовку детей обучению грамоте. Проект был долгосрочный, он проходил с января по май 2024 года. Участниками проекта стали дети подготовительной группы.
       В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной  деятельности.
Данный материал разработан и составлен воспитателем ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

Формы работы:

 С детьми:

  • Основной формой организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является: ООД; игры: дидактические, подвижные, настольные, чтение художественной литературы;
  • Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем,
  •  Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения; беседы;
  • Практические методы: выполнение заданий

Содержание проекта

1 этап: организационный (подготовительный)

  • Изучение литературы, материалов интернет-сайтов по данной теме;
  • Подбор методической, литературы, наглядного материала, атрибутов;
  • Составление перспективного плана для работы с детьми; определение задач и целей;
  • Мониторинг;
  • Составление плана работы с родителями;
  • Анкетирование родителей.

2 этап: практический 

Познавательное  развитие:

  • Беседы «Зачем нужны буквы», «Зачем мне учиться», «Грамоте учиться всегда пригодится».
  • Познавательные досуги: «Путешествие в страну Знаний», «Покорение вершины», «Путешествие с Незнайкой»
  • Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»
  • ООД Обучение грамоте "Скоро в школу"

Социально-коммуникативное:

  • Дидактические игры: «Где спрятался звук», «Буквенный светофор», «Прочитай по первым буквам», «Азбука», «Звуки», «Разложи по баночкам», «Лото из букв», «Подбери картинку», «Слоги», «Мои первые звуки», «Чудесный мешочек»
  • Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Речевое развитие:

  • Чтение художественной литературы, сказок о буквах (Людмила Петрушевская «Сказка про азбуку»; Борис Заходер «Кит и кот»; Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»; Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»; Михаил Раскатов «Пропавшая буква»; Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»)
  • Загадки про буквы, слова, звуки.
  • Работа в тетрадях.
  • Разгадывание ребусов.
  • Словесные дидактические игры.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Выкладывание из счетных палочек букв.
  • Раскрашивание картинок на определенный звук.
  • Лепка букв.
  • Рисование «Разноцветный алфавит»

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Выложи слово из букв», «Гласные звуки», «Найди домик», «Звуковые шапочки» и т.д.
  • Пальчиковые игры.
  • Физ. минутки.

3 этап: заключительный

1. Подведение итогов, анализ выполнения проекта. Подведение итогов эффективности воздействия игровых технологий

2. Презентация  проекта 

3. Развитие творческих способностей детей, укрепление положительного эмоционального контакта родителей с детьми через совместную деятельность

4. Викторина для воспитанников «В стране звуков и букв».

Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников. Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста.

        Использование предложенной мною серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи. Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.

     При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

 На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.  

     Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал  увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Выпускная квалификационная работа "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

Комитет по образованиюСанкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Программа профессиональной переподготовки:«Теория и методика обучения (дошкольное обра...

Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольников

Выступление на педагогическом аукционе воспитателей детских садов....

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: "«Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития старших дошкольников.»

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.Виртуальная экскурсия это  организационная  форма  образова...

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....