Обучение грамоте "Звук и буква А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Пустохина Екатерина Федоровна

Обучение грамоте "Звук и буква А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zvuk_i_bukva_a.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: «Звук и буква А»

Цель: Актуализация знаний детей о звуке и букве А

Задачи:

  1. Познакомить со звуком и буквой А.
  2. Учить произносить звук [А] с различной интонацией.
  3. Формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква».
  4. Развивать навыки звукового анализа, фонематического восприятия.
  5. Учить определять позицию заданного звука.
  6. Учить составлять предложения по опорным картинкам используя слова-признаки.
  7. Продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Сядет тот, кто назовет живой или не живой объект.

2. Упражнение «Знакомство со звуком [А]:

Называя слова, мы произносим звуки. С каким звуком мы будем заниматься сегодня, я не скажу, а загадаю загадку. Первый звук в отгадке, звук нашего занятия.

Загадка:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит,

Добрый доктор …(Айболит).

При произношении звука [А] рот широко открыт, нет преграды голосу. Звук можно петь, произносить длительно.

3. Упражнение «долго- коротко, тихо- громко»:

Произносим звук [А]. Фонетическая зарядка.

Громким голосом споем: А-а-а-а!

Тихим голосом голосом споем: А-а-а-а!

Звонким голосом споем: А-а-а-а!

Грубым голосом споем: А-а-а-а!

Все поют вокруг,

Потому что А- это гласный звук.

А – гласный звук, обозначаем символом – красным кругом.

4. Упражнение «Слушай внимательно - выполняй старательно»

Детям нужно поднять символ звука А, когда услышат звук [А]

*среди других гласных звуков: А, О, Ы, Э, А, И, У, О, А, И….

*в слоге: МА, ГО, ЛО, ВЫ, МУ, ДА, ШУ, РЭ, ЗА и т.д.

*в слове: арбуз, кот, дом, аист, мак, дуб, кошка, рука и т.д.

5. Физкультминутка «Живой объект – хлопни в ладоши, неживой – замри».

6. Упражнение «Где спрятался звук А?»

Определить позицию звука в слове. (птичка-звуковичка для определения звука в слове)

Картинки: арбуз, аист, рыба, ручка, рак, мак, акула, ландыш, подушка, удав.

7. Упражнение «Раздадим подарки»

Ане дадим картинки, в названии которых есть звук [А],

 – картинки в названии которых нет звука [А]. Составь предложения.

8. Упражнение «Знакомство с буквой А»

Рассмотреть карточки с изображением буквы А. Прочитать букву хором и индивидуально. Заштриховать А в тетради.

Итог занятия: С каким звуком мы сегодня познакомились? Каким символом мы обозначаем звук А? Что было интересно, а что сложно?

Дополнительные игры: «Слова-объекты», «Слова-действия», «Слова- признаки»

  • Опиши объект по 2-3 признакам;
  • Отгадай объект по 2-3 признакам;
  • Посчитай сколько слов - признаков (действий, объектов) я назвала (1, 2, 3);
  • Выложи столько символов, сколько слов я сказала

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....