Технологическая карта занятия по обучению грамоте «Итоговое занятие по теме «звуки З, Зь» и буква (З)»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В данном занятии для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) акцентируется внимание на звуках З и Зь, а также на букве З. Основная цель — познакомить детей с акустическими и артикуляционными характеристиками этих звуков, развить фонематический слух и навыки звукового анализа. Занятие включает беседу, использование демонстрационного материала и создание ситуаций выбора, что способствует активному вовлечению детей в процесс обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Воспитатель МБДОУ д/с №29
Ф.И.О. воспитателя: Васильева Татьяна Валериевна
Название и тема занятия: Образовательная деятельность по обучению грамоте «Итоговое занятие по теме «звуки З, Зь» и буква (З)».
Форма организации занятия: Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, создание ситуации выбора, обсуждение.
Возрастная группа: группа старшего возраста 5 – 6 лет.
Цель занятия: Знакомство со звуками (З, Зь) и буквой (З).
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить со звуками (З, Зь) и буквой (З);
-учить детей характеризовать звук (З, Зь) с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
-закрепить умение детей делить слова на слоги;
- учить определять место звука в слове: в начале, середине, конце;
-закрепить понятия «звук», «слог», «слово», «буква», понятие предложение.
Развивающие:
-развивать фонематический слух;
-совершенствовать навыки звукового анализа слов;
-развивать навыки в составление схемы предложения.
Воспитательные:
- создать благоприятную и мотивирующую атмосферу, пробудить интерес к занятию и развить умение работать вместе.
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать умение работать в команде и слушать товарища;
-воспитывать активность, самостоятельность детей.
Планируемый результат:
- способны различать на слух звуки (З) и (Зь), также безошибочно находить букву (З) среди других букв;
- приобретут умение давать полную характеристику звукам (З) и (Зь), а также четко и правильно их произносить;
- сформировано понимание структуры слова, включая умение делить его на слоги и определять место звука в слове (в начале, середине или конце);
- освоят ключевые понятия: «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение»;
- смогут выделять и отделять звуки (З) и (Зь) от других в потоке речи;
- владеют основными средствами звукового анализа;
- составляют предложение по схеме;
- демонстрируют умение устанавливать и поддерживать позитивные, уважительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- умеют работать в команде и слушать товарища;
- демонстрируют активность и самостоятельность в обучении и взаимодействии.
Проектирование образовательной среды:
- мольберт магнитный;
- сюжетные картинки со звуками (З) и (Зь);
- символы «Звуков» Т.А. Ткаченко;
- проектор для показа загадок;
- карточки - схемы для выполнения звукового анализа слов;
- наборы фишек для выполнения звукового анализа слов;
- набор карточек-схем для составления предложений;
- символы синий и зеленый «Светофор»;
- круг от солнышка, лучики зеленого, желтого, красного цвета.
- сюрприз «Медали».
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей | Диагностика достижений планируемых результатов |
Мотивационный этап (процесс вовлечение в деятельность, игровая мотивация) | 1. Создание благоприятной и мотивирующей атмосферы для начала занятия, активизировать познавательный интерес детей через игровую деятельность и закрепить навыки позитивного взаимодействия. | Воспитатель приветствует детей и присутствующих гостей, создавая дружелюбную обстановку. Приглашает детей в центр группы, встать в круг и поприветствовать друг друга, улыбнуться, пожелать хорошего настроения друг другу и сказать волшебные слова перед началом занятия. «Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим!» Затем он направляет детей на приветствие гостей, предлагая им произнести: «Здравст - вуй – те!». Воспитатель предлагает детям включиться в увлекательную игру и представить, что они попали в волшебную страну Знаний! Где надо пройти задания и показать, как они умеют дружить и много знают. А в конце этого познавательного путешествия их ждет сюрприз. | Дети собираются в круг берутся за руки улыбаются и приветствуют друг друга. Дети хлопают в ладоши «Здравст - вуй – те!» | Положительно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. |
Основной этап | Закрепить понятия «звук», «буква», «слог»; Воспитывать активность, самостоятельность детей. Закрепление изученных звуков. Учить детей характеризовать звук (З, Зь). Развитие фонематического слуха. Формирование умения анализировать слово с целью установления места расположения звука (начало, середина, конец). Совершенствование навыков звукового анализа слов; Поощрение активности и самостоятельности в действиях детей. Закрепление умения деления слов на слоги. Формирование четкого понимания структуры предложения. Учить составлять схемы предложений, отражающие их грамматическую структуру. Закрепление звукового восприятия в речи. | Воспитатель инициирует повторение пройденного материала. Обращает внимание детей на понятия, связанные с речью, спрашивает: что такое звук? что такое буква? Воспитатель спрашивает: какие бывают звуки? Чем гласный звук отличается от согласного? И почему?
Работа со звуками и слогами. Воспитатель предлагает детям практическое задание с использованием наглядного материала «звуковичков». Сообщает, что к ним в гости пришли «звуковички» и хотят поиграть. Воспитатель просит детей назвать звуки, которые изучили. Затем объединить два звука и произнести их вместе. Воспитатель спрашивает: что получилось? Из чего состоит слог? Воспитатель, поощряя детей за их старания и полученные знания, приглашает их занять свои места за столами чтобы приступить к следующему заданию. Предлагает детям просмотр видеролика с загадками насекомых со звуком (З). На ромашку у ворот опустился вертолёт — золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза). Прыг да скок — не человечек, прыгает в траве. (Кузнечик). Шприц летает надо мной и звенит, как заводной. (Комар). Воспитатель сообщает детям, к нам в гости прилетел большой комар. Спрашивает какой звук он издает, когда летит? С этим звуком мы сегодня познакомимся. Предлагает вспомнить песенки комара. Спрашивает, как поет большой комар? Как маленький комарик поет? Акустико-артикуляционный образ звука. Воспитатель предлагает детям спеть песенку большого комара хором: З-З-З. Почувствовать, когда мы произносим этот звук, губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы и создают преграду для воздушной струи. Значит во рту есть преграда из зубов. Спрашивает, как вы думаете звук З - гласный или согласный? Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он глухой или звонкий? Мягкий или твердый? Звук 3- согласный, звонкий, твёрдый. Как мы его будем обозначать? Воспитатель предлагает детям спеть песенку маленького комарика хором: Зь, Зь, Зь. Предлагает пожелавшим детям дать характеристику звуку (Зь). Воспитатель спрашивает, что общего и чем отличаются эти звуки? Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хлопай, не зевай». Объясняет детям хлопнуть в ладоши, когда услышат звук (З). Звук: У, А, С, Д, З, П, И, С, М, К, З, И, А, П, С, О, М, А. Слог: за, но, ба, зо, ту, ко, зу, га, ты, зы, па, гы, за. Слово: кот, дом, коза, мама, зонт, бабуля, ваза, молоко, заяц, шапка, замок, змея. Игра «Подними светофорчик». Детям надо поднять, синий светофор если услышите слово со звуком (З), зеленый со звуком (Зь). Слово: Зонт, роза, магазин, забор, коза, зерно, глазок, Кузьма, зеленый, арбуз, изюм, корзина, язык, музыка, гнездо, зимушка, фазан. Воспитатель предлагает детям вспомнить какие слова я назвала со звуком (З) и (Зь). Игра «Определи звук». Воспитатель объясняет детям, будет называть слова, а они определяют место звука в начале, в середине или в конце. Закон, арбуз, забава, назад, мороз, забавный, забота, паровоз, забежать, узор, забирать, глаз, забияка, вазон, забор, груз, завод, замок, роза, заяц, заболеть, отказ, забор. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям отдохнуть и пройти в середину группы. (Выполнение движений по тексту). Капля - раз, капля - два, (хлопки руками на каждое слово) Вот закончилась игра (плечи поднять вверх, вниз) Кап-кап, кап-кап, (хлопки руками на каждое слово) Каплю надо догонять (ходьба) Зонтики скорей возьмем (соединить руки над головой) Их раскроем и пойдем (руки через стороны). Звуковой анализ слова «Зонт». Педагог (выставляет картинку Спрашивает, что изображено на картинке? Предлагает выполнить звуковой анализ слова «Зонт». Вызывает ребенка к доске, а остальные дети работают у себя за столами. Предлагает предполагаемого ребенку назвать первый звук в слове «Зонт?» Какой он гласный или согласный? Глухой или звонкий? Вова какой мягкий или твердый? Согласный твердый какой фишкой обозначаем? Саша назови второй звук в слове «Зонт?» Какой это звук согласный или гласный? Гласный звук какой фишкой обозначаем? Мила назови третий звук в слове «Зонт?» Какой звук гласный или согласный? звонкий или глухой? Руслан какой звук мягкий или твердый? Согласный твердый какой фишкой обозначаем? Саша назови четвертый звук в слове «Зонт?» Какой звук гласный или согласный? звонкий или глухой? Тима какой звук мягкий или твердый? Согласный твердый какой фишкой обозначаем? Сколько всего звуков в этом слове? Поля назови первый звук в слове «Зонт»? Сережа назови второй звук? Арина назови третий звук? Сава назови четвертый звук? Сколько всего звуков в слове Зонт? Воспитатель предлагает вспомнить слова со звуком (З). Поделим слова на слоги. Игра «Шифровщики». Воспитатель выставляет зашумлённую картинку предлагает детям отгадать и поделить слова «Зонт» и «Комар» на слоги. Посчитайте сколько слогов в слове зонт. Посчитайте сколько слогов в слове комар. Закрепление звука в предложениях. Воспитатель предлагает детям вспомнить что такое предложение. Воспитатель выставляет картинку мальчика с гвоздями. Предлагает составить предложения к схеме, используя данные картинки. Закрепление звука в тексте. Предлагает детям повторить чистоговорки одновременно отхлопывая. За – за – за – принесла шары коза. Зу – зу – зу – волк увидел ту козу. Зы – зы – зы –колокольчик у козы. Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе. Зой – зой – зой – бегут козлята за козой. Связь звуков и буквы. Воспитатель знакомит с буквой (З). Домик для звука (З) является буква З. Нарисуем пальчиком в воздухе букву З, на столе. Воспитатель проговаривает слова. Буква (З) как змея, извивается она. | Дети вспоминают, что звуки - это то, что мы произносим, буквы - это их графическое представление. Дети по очереди отвечают: звуки бывают гласные и согласные. Когда произносим гласный звук воздушная струя выходит свободно не мешают ни губы, ни зубы, ни язычок. Когда произносим согласный звук воздушная струя встречает преграду нам мешают либо губы, либо зубы, или язычок. Дети берут «звуковичков» и поочередно называют изученные звуки. Дети объединяются, собирают пару и произносят. Дети отвечают получился слог. Слог состоит из звуков. Дети садятся за столы лицом к доске. Вместе с воспитателем просматривают видео с загадками. Дети отгадывают загадки. Дети хором отвечают (З). Дети произносят З-З-З, Зь-Зь-Зь. Дети хором произносят З-З-З. Дети отвечают: согласный, воздушная струя встречает преграду нам мешают зубки. Дети отвечают: Звонкий, горлышко дрожит. Дети отвечают: твердый. Будем обозначать синей фишкой. Дети хором произносят Зь, Зь, Зь. Дети дают характеристику звуку. Звук 3- согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой. Дети отвечают: Звук З, Зь согласные. Звук З – твердый, звук Зь – мягкий. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук (З). Дети поднимают синий светофор если услышат слово со звуком (З), зеленый со звуком (Зь). Дети повторяют названные слова. Дети определяют место звука в слове. Дети проговаривают совместно с воспитателям и имитируют движения. Дети хором отвечают: зонт. Ребенок отвечает: звук (З), согласный, звонкий, твердый, мы его обозначаем синей фишкой. Дети по очереди комментируют: звук (О), гласный, его обозначаем красной фишкой. Звук (Н), согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синей фишкой. Звук (Т), согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синей фишкой. В слове «Зонт» четыре звука. Дети называют слова со звуком (З). Дети отгадывают, делят слова на слоги, считают сколько слогов. Дети отвечают: предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги состоят из звуков, предложения всегда начинается заглавной буквы и в конце предложения всегда ставится точка. Дети составляют предложения. Дети повторяют вслед за педагогом, одновременно хлопают. Дети рисуют пальчиком в воздухе букву З, на столе. | Демонстрируют знание понятий «звук» и «буква». Умеют различать гласные и согласные звуки и могут объяснить, чем они отличаются друг от друга. Уверенно называют изученные звуки, используя наглядный материал «звуковичков». Различают согласные и гласные звуки, определяют их характеристику и правильно их обозначают. Различают звуки (З) и (Зь) на слух классифицируют их по наличию соответствующего звука. Определяют место звука (начало, середина, конец) в предложенных словах не менее чем в 80% случаев. Различают и характеризуют звуки (гласные/согласные, звонкие/глухие, твердые/мягкие), обозначают их условными знаками и определять общее количество звуков в слове. Расшифровывают зашумленные изображения. Правильно делят слова на слоги. Точно определяют и называть количество слогов в каждом из этих слов. Умеют составлять предложения с заданным звуком, опираясь на иллюстрации и знание структуры предложения. |
Рефлексивный этап | Провести рефлексивную часть занятия, направленную на оценку детьми собственного опыта и вовлеченности. | Воспитатель приглашает детей встать в круг интересуется понравилось им путешествие, спрашивает с какими звуками они познакомились? Предлагает вспомнить слова с этими звуками. Спрашивает в какие игры дети играли? В какую игру хотели бы еще раз поиграть в группе? Провел оценку удовлетворенности детей ходом занятия удалось им справиться со всеми заданиями? Довольны они, тем, как работали на занятии? Кто испытывал трудности? У каждого из ребенка на столе лежат лучики «Солнышка» трёх цветов: жёлтый, красный, зеленый. Воспитатель предлагает детям выбрать лучики и прикрепить их к солнышку, объясняет: если дети считают, что справились с заданиями прикрепляют к Солнышку зеленый лучик, если считают, что не всё удалось - желтый, а если считают, что было очень трудно - красный. Предлагает детям посмотреть, каких лучей у Солнышка больше? Воспитатель похвалил всех за старание и активность, подчеркнув, что каждый продемонстрировал отличные результаты и справился со всеми предложенными заданиями. В знак поощрения вручил сюрпризы. | Дети участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы воспитателя о путешествии, звуках и играх. | Способны анализировать свой опыт, выражая отношение к пройденному путешествию и освоенным звукам. Успешно используют цветовые лучики для самооценки, прикрепляя их к солнышку в соответствии со своими ощущениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк...

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.
Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе тему : «Звуки [з], [з,] и буква З»
Конспект ООД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звуки [з], [з,] и буква З»Цель : закреплять правильное произношение звуков [з], [з,] в речи.Задачи...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...
