Развитие речи посредством театрализированной деятельности
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Дошкольный возраст – это уникальный период интенсивного формирования личности, ключевой вехой которого является активное становление и развитие речи. Речь – важнейший инструмент познания мира, общения, мышления и самовыражения. В условиях современного мира, когда дети всё больше погружаются в виртуальное пространство, а живое общение порой сокращается, перед педагогами стоит задача поиска эффективных методов развития речевых навыков. Одним из таких мощных и увлекательных инструментов является театрализованная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatral.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Развитие речи дошкольников старшей группы посредством театрализованной деятельности

Воспитатель старшей группы детского сада  №39 Приморского района Санкт-Петербурга

Козырь Г.А.

Введение

Дошкольный возраст – это уникальный период интенсивного формирования личности, ключевой вехой которого является активное становление и развитие речи. Речь – важнейший инструмент познания мира, общения, мышления и самовыражения. В условиях современного мира, когда дети всё больше погружаются в виртуальное пространство, а живое общение порой сокращается, перед педагогами стоит задача поиска эффективных методов развития речевых навыков. Одним из таких мощных и увлекательных инструментов является театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности для развития ребенка

Театр – это не просто развлечение, это целая вселенная, в которой переплетаются искусство, игра, общение и творчество. Для детей старшей группы детского сада (5-6 лет) театрализованная деятельность становится моплатформой для комплексного развития:

•  Эмоциональное развитие: Дети учатся сопереживать героям, выражать и распознавать различные эмоции (радость, грусть, страх, злость).

•  Социальное развитие: Учатся взаимодействовать в коллективе, договариваться, распределять роли, слушать друг друга, совместно достигать цели.

•  Познавательное развитие: Расширяют кругозор, знакомятся с литературными произведениями, историей, культурой, учатся анализировать сюжет и поступки героев.

•  Творческое развитие: Раскрывают свой потенциал в создании образов, придумывании диалогов, декораций, костюмов.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Именно для развития речи театрализованная деятельность обладает колоссальным потенциалом. В старшей группе, когда словарь детей уже достаточно богат, а фразовая речь сформирована, театр помогает поднять речевое развитие на качественно новый уровень:

1. Обогащение словарного запаса:

  •  Работа над сказками, инсценировками и стихами вводит в активный словарь детей новые слова и выражения, в том числе образные, синонимы, антонимы.

  •  При проигрывании ролей дети сталкиваются с необходимостью употреблять слова, характерные для персонажа, обогащая тем самым свой лексикон.

2. Развитие связной речи:

  •  Пересказ текста, придумывание диалогов, описание персонажей, участие в постановке требует от детей выстраивания логически последовательных и грамматически верных предложений.

  •  Создание совместных историй или импровизация развивают умение строить монолог и диалог, развивать сюжет.

3. Формирование грамматического строя речи:

  •  В процессе игры дети практикуются в согласовании слов по роду, числу, падежу, употреблении разных частей речи, построении сложных предложений.

  •  Примеряя на себя разные роли, они учатся использовать разнообразные грамматические конструкции, характерные для разных персонажей.

4. Совершенствование звуковой культуры речи:

  •  Работа над дикцией, произношением звуков, интонацией – неотъемлемая часть подготовки к спектаклю. Дети учатся говорить четко, выразительно, с нужной громкостью и темпом.

  •  Имитация голосов животных, сказочных персонажей способствует тренировке артикуляционного аппарата и развитию фонематического слуха.

5. Развитие выразительности речи:

  •  Театрализованная деятельность стимулирует развитие интонационной выразительности, тембра голоса, темпа и ритма речи. Дети учатся передавать характер персонажа через речевые средства.

  •  Это помогает детям осознанно использовать мимику, жесты, позы для усиления эмоциональной окраски своей речи.

Организация театрализованной деятельности в старшей группе

Для эффективного развития речи важно правильно организовать театрализованную деятельность:

1. Выбор материала: Предпочтение отдается русским народным сказкам, адаптированным литературным произведениям, которые доступны для понимания детей, имеют ярких персонажей и интересный сюжет.

2. Виды театра: Важно использовать разнообразные виды театра (настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо, плоскостной, театр масок, а также драматизации с использованием костюмов), чтобы поддерживать интерес детей и развивать различные навыки.

3. Этапы работы:

  •  Знакомство с произведением: Чтение, беседа, анализ персонажей и их поступков, определение главной мысли.

  •  Распределение ролей: Учитывая желания детей, их индивидуальные особенности, но и стимулируя к выходу из "зоны комфорта".

  •  Речевые упражнения: Отдельная работа над дикцией (скороговорки, чистоговорки), интонацией, выразительностью речи каждого персонажа.

  •  Обыгрывание отдельных сцен: Многократное повторение с разными вариациями.

  •  Создание атрибутов и декораций: Совместная работа детей и воспитателя, которая также способствует общению и обмену идеями.

  •  Показ спектакля: Для зрителей (младших групп, родителей), что придает деятельности осмысленность и мотивирует детей.

Роль воспитателя

Воспитатель в театрализованной деятельности выступает не только как организатор, но и как режиссер, помощник, вдохновитель и, главное, как слушатель и наблюдатель. Он:

•  Создает атмосферу творчества и свободы.

•  Поощряет инициативу и самостоятельность детей.

•  Корректирует речевые ошибки, не отбивая желания говорить.

•  Поддерживает интерес к слову, выразительному чтению.

•  Помогает каждому ребенку раскрыть свой потенциал.

Заключение

Театрализованная деятельность – это не просто игра, а целенаправленный педагогический процесс, который позволяет развивать речь дошкольников комплексно и эффективно. Она делает обучение увлекательным, ярким и незабываемым, помогая детям не только осваивать новые слова и грамматические конструкции, но и учиться быть выразительными, уверенными в себе коммуникаторами. В старшей группе детского сада театр становится мощным инструментом, который закладывает прочный фундамент для дальнейшего успешного обучения и социального взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие речи посредством театральной деятельности".

Особое значение в дошкольном учреждении  нужно уделять  театрализованной  деятельности и  всем видам детского театра, потому что они помогают: сформировать правильную модель ...

Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Мастер класс для педагогов.Подготовила воспитатель МДОАУ детский сад №5 "Солнышко," п. Серышево , Абдуллина Наталья Анатольевна

Добрый день, уважаемые коллеги!Одним из приоритетных направлений в работе воспитателя является развитие речи. Я работаю с детьми младшего возраста. Одним из основных видов деятельности в моей работе я...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

 Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»Цель: Создание условий тв...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами театрализации. Упражнения на развитие связной речи, ЗКР, грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....