Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Жигалова Ольга Владимировна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами театрализации. Упражнения на развитие связной речи, ЗКР, грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 общеразвивающего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

        

Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности

«Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»

                                               Воспитатель первой квалификационной категории

Жигалова О.В.

Санкт-Петербург, 2019

Цель: Создание условий для речевой и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, формирование интереса к игре-драматизации.

 Задачи: 

  • Звуковая культура речи:

             - формировать и закреплять правильное произношение звука ц;

             - Формировать интонационную выразительность речи – в инсценировке учить детей говорить разными голосами и с разной интонацией;

  • Словарная работа:

             - Обогащать активный словарь, учить правильно понимать значения слов;

             - Упражнять детей в подборе определений к заданным существительным;

             - Учить понимать смысл загадок;    

             - Учить подбирать слова-антонимы;

  • Формирование грамматического строя речи:

             - Учить соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа;

  • Развитие связной речи:

             -   Развивать описательную речь;

             - Развивать умения произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные);

  • Развитие коммуникативных умений:

              - Способствовать воспитанию доброжелательности и сотрудничества;

              - Учить слушать и понимать речь, отвечать на вопросы;

              - Учить детей использовать разнообразные жесты, мимику, интонации во время драматизации сказки.

             -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической  речи через театрализованную деятельность.

Оборудование: - Сундучок с масками животных;

                               - Атрибуты для театральной деятельности (ширма, рукавичка);

                               - Иллюстрации рукавички, животных из сказки.

Организационный момент:

Рассказушка: Здравствуйте, ребята, узнали меня?

Я – тётушка–сказочница, зовут меня Рассказушка, я пришла к вам из волшебной страны сказок, я очень люблю сказки и собираю их в свой волшебный сундук. Я вижу, у вас гости, давайте вместе со мной скажем им слова приветствия:

Я здороваюсь везде – дома и на улице, (поочередно показывать правую и левую руку)

Даже «Здравствуй!» говорю я знакомой курице. (изобразить махи крыльев)

Здравствуй, солнце золотое! (обеими руками описать круг)

Здравствуй, небо голубое! (обе руки вверх)

Здравствуй, теплый ветерок! (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)

Здравствуй, низенький дубок! (присесть)

Здравствуй, утро! (правая рука вперед)

Здравствуй, день! (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень! (руки на поясе)

Гостям: - Здравствуйте!

Тётушка-Сказочница: - Я очень люблю слушать и рассказывать сказки, а вы, ребята (гости дорогие) любите слушать, смотреть сказки?

(ответы детей, ответы гостей).

- В мире много разных сказок, грустных и смешных,

  Но прожить на свете нам нельзя без них.

- Я сказок знаю очень много, например, такие сказки как: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Василиса – премудрая», даже знаю сказку про Кощея Бессмертного и Бабу – Ягу.

- А какие сказки знаете вы? (ответы детей)

- Я к вам сюда пришла не просто так, я узнала, что у вас сегодня гости, и что вы хотите показать для них сказку. Я принесла свой волшебный сундук, где хранятся мои любимые сказки и маски сказочных героев.

- Гости дорогие, а вы хотите увидеть живую сказку? (ответы гостей)

Сказочница:  - «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

(Тётушка-сказочница пытается открыть сундучок, но это у неё не получается.)

- Наверное, злая Баба-Яга заколдовала мой сундучок со сказками, и он теперь не открывается. Она просилась к нам, но я её не взяла, чтобы представление не испортила. Вот она, наверное, и обиделась, сундучок заколдовала…. Одной мне не справиться…  Поможете, ребята, его открыть? Для этого надо будет выполнить задания. (Ответы детей.)

Рассказушка: - Давайте сначала отгадаем загадки.

1. Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его - (Медведь)

2.Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышка)

3. Всех зверей она хитрей,

 Шубка рыжая на ней.

 Пышный хвост - ее краса.

 Этот зверь лесной … (Лиса)

4. Ноги - ласты зелены.

Пруд - её "избушка".

Пища - злые комары.

Это же… (Лягушка)

5. Этот зверь с двумя клыками,

 С очень мощными ногами

 И с лепешкой на носу.

 Роет землю он в лесу.

(Кабан)

6. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

(Зайка)

7. На овчарку он похож,

 Что ни зуб - то острый нож,

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.

(Волк)

- Ребята, как вы думаете, маски из какой сказки лежат в сундучке? («Рукавичка»).

- Может быть, это сказка «Теремок»? (Нет) Почему вы так думаете? (в сказке «Теремок» не было кабана). Повесить иллюстрацию рукавички.

- Всё верно говорите, молодцы, это сказка – невеличка про зверей и рукавичку, вы справились с первым заданием!

Рассказушка:

- Ребята, а знаете ли Вы, из чего вяжут рукавички? (из шерстяных ниток).

А шерстяные нитки делают из чего? (из шерсти). А кто из животных даёт людям шерсть? (овца). Верно, давайте отблагодарим овечку за такой подарок и прочитаем чистоговорку.

Взрослый вместе с детьми проговаривает чистоговорку: 

Цо-цо-цо – есть у курицы яйцо.

Ца-ца-ца – на лугу стоит овца.

Цу-цу-цу- мы пасём овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Ец-ец-ец- цепь куёт кузнец.

Ица-ица-ица – цветная рукавица.

Ец-ец-ец – вот и сказочке конец.

- Молодцы, ребята!

Игра: « Что сначала, что потом»  

Рассказушка: - Ребята, помогите  мне разложить  картинки  в соответствии с содержанием сказки. Дети называют по порядку героев сказки, и прикрепляют их изображение по порядку на настенный театр.

Вспомните, в каком порядке вселялись звери в рукавичку, и какие у них были в этой сказке прозвища?

- Вспомните, кто был первым…? (мышка).

- Мышка какая? – маленькая, серая, мягкая, пушистая …

- Какое у мышки прозвище? (Мышка – поскребушка.)

- Почему её так прозвали? (Лапками скребёт.)  Покажите нашим гостям, как она это делает! (один ребёнок показывает)

- Второй была…лягушка.

- Лягушка какая?– зелёная, квакающая, мокрая, плавающая, большеротая… А прозвище?… попрыгушка. Почему ее так назвали? (Потому что она прыгает…) (один ребёнок показывает)

- Третий был…зайчик.

- Заяц какой? Косой, трусливый, серый, быстрый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий…

- по прозвищу… побегайчик. Почему его так назвали?

(Потому что он всего боится, быстро бегает…)

- А четвертой к рукавичке прибежала… лисичка.

-Лиса какая? – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая…

- По прозвищу… сестричка.

- Покажите нашим гостям, какая лисичка!

- А кто же был следующим? …волчок. Какой он по счету?

Пятый - волчок.        

- Волк какой? – злой, голодный, хищный, серый, зубастый…

- По прозвищу… серый бочок.

Почему его так назвали? (цвет шубки).

- Шестым к рукавичке бредет …кабан.

- Кабан какой?– дикий, свирепый, огромный, толстый, голодный, клыкастый…

 - По прозвищу… клыкан.

- Почему его так назвали? (У него клыки.)

- А последним был…медведюшка.

- Мишка какой? Большой, бурый, неуклюжий, сильный, косолапый, злой, огромный, мохнатый…

- По прозвищу…батюшка. Почему?

Сколько зверей собралось в рукавичке? Семь зверей. А не тесно им было?

Ссорились звери? Значит, жили они как? (ответы детей).

- Да, много зверей собралось в рукавичке, они не ссорились, жили мирно, хоть и тесно, но дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде».

- И вы, ребята, дружно справились с этим заданием.

Рассказушка: -  Ох, ребята, засиделись мы с вами что-то, давайте отдохнём.

Вставайте в круг!

Физкультминутка:

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (
Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (
Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (
Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (
Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (
Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (
Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (
Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (
Идут на четвереньках)

Игра «Скажи наоборот»

Рассказушка: - Ребята, следующее задание: нужно сказать слово наоборот, с противоположным смыслом, чем слово, что я назову.

Рукавичка какая?

Большая – маленькая

Тёплая – холодная

Однотонная – разноцветная

Новая – старая

Жёсткая – мягкая

Снятая – надетая

Взрослая – детская

Грязная – чистая

Некрасивая - нарядная

- Молодцы, всё верно назвали!

-Следующее задание «Назови детёнышей»

  Пример: Собака –щенята – нет щенят

Мышка – мышата – нет мышат

Лягушка – лягушата – нет лягушат

Зайчик – зайчата – нет зайчат

Лиса – лисята – нет лисят

Волк – волчата – нет волчат

Кабан – поросята – нет поросят

Медведь– медвежата – нет медвежат

-Вот и последнее задание: Д/и «Кто как голос подаёт?»

Рассказушка: Дети, мы сейчас с вами будем разговаривать на языке сказочных героев.

Показывает героя, дети отвечают.

Рассказушка: Кто это? (мышка)

Рассказушка: Как она голос подаёт? (пищит)

Дети называют звуки животных, повторяют все вместе.

Рассказушка: А лягушка? (квакает)

Рассказушка: А как же лисичка? (тявкает)

Рассказушка: волк? (воет)

Рассказушка: кабан? (хрюкает)

Рассказушка: медведь? (рычит)

Рассказушка: - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Давайте попробуем открыть сундучок. Если все задания верно были выполнены, то колдовство Бабы-Яги прекратит действовать… Надо сказать волшебные слова:

- «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

Все вместе: -

 - «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

Сундучок открывается, сказочница раздаёт детям маски.

- Ребята, давайте мы нашим гостям наконец расскажем и покажем сказку «Рукавичка».

- Приглашаем всех гостей мы на представление, сказка начинается!

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
 — Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка — поскребушка. А ты кто?
 — А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
 — Иди.
Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
 — А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
 — Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
 — А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит.
Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
 — А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
 — Ну уж иди!
Влез и этот — уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредет кабан:
 — Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок-серый бочок. А ты кто?
 — А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
 — Тебе и не влезть!
 — Как-нибудь влезу, пустите!
 — Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
 — Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
 — Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
 — Да как-нибудь!
 — Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
 — Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Заключительная часть: (рефлексивная оценка занятия детьми).

Сказочница: - Мне очень понравилась ваша сказка, ребята. Вы были отличными актёрами. А вам понравилась? А что ещё вам понравилось сегодня? Чем мы занимались ещё? (Ответы детей).

- Ребята, к сожалению, нам пора прощаться, мне пора возвращаться в волшебный сказочный лес. Помогите мне собрать маски сказочных героев в сундучок. (Дети складывают театральные атрибуты). 

- Вы все большие молодцы! Ой, что-то у меня ещё лежит в сундучке.… Посмотрите, это вам подарок -  раскраски героев сказки «Рукавичка»!

- До свидания, дети, до скорых встреч!

- До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

 Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»Цель: Создание условий тв...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....

Конспект по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке "Лиса и заяц" в первой младшей группе

Конспект театрализованной игры «Лиса и заяц» направлен на развитие у детей интереса к театрализованной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Лиса и заяц» в младшей группе

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Лиса и заяц» в младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Лиса и заяц» в младшей группе

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Лиса и заяц» в младшей группе...