Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Жигалова Ольга Владимировна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами театрализации. Упражнения на развитие связной речи, ЗКР, грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 общеразвивающего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

        

Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности

«Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»

                                               Воспитатель первой квалификационной категории

Жигалова О.В.

Санкт-Петербург, 2019

Цель: Создание условий для речевой и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, формирование интереса к игре-драматизации.

 Задачи: 

  • Звуковая культура речи:

             - формировать и закреплять правильное произношение звука ц;

             - Формировать интонационную выразительность речи – в инсценировке учить детей говорить разными голосами и с разной интонацией;

  • Словарная работа:

             - Обогащать активный словарь, учить правильно понимать значения слов;

             - Упражнять детей в подборе определений к заданным существительным;

             - Учить понимать смысл загадок;    

             - Учить подбирать слова-антонимы;

  • Формирование грамматического строя речи:

             - Учить соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа;

  • Развитие связной речи:

             -   Развивать описательную речь;

             - Развивать умения произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные);

  • Развитие коммуникативных умений:

              - Способствовать воспитанию доброжелательности и сотрудничества;

              - Учить слушать и понимать речь, отвечать на вопросы;

              - Учить детей использовать разнообразные жесты, мимику, интонации во время драматизации сказки.

             -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической  речи через театрализованную деятельность.

Оборудование: - Сундучок с масками животных;

                               - Атрибуты для театральной деятельности (ширма, рукавичка);

                               - Иллюстрации рукавички, животных из сказки.

Организационный момент:

Рассказушка: Здравствуйте, ребята, узнали меня?

Я – тётушка–сказочница, зовут меня Рассказушка, я пришла к вам из волшебной страны сказок, я очень люблю сказки и собираю их в свой волшебный сундук. Я вижу, у вас гости, давайте вместе со мной скажем им слова приветствия:

Я здороваюсь везде – дома и на улице, (поочередно показывать правую и левую руку)

Даже «Здравствуй!» говорю я знакомой курице. (изобразить махи крыльев)

Здравствуй, солнце золотое! (обеими руками описать круг)

Здравствуй, небо голубое! (обе руки вверх)

Здравствуй, теплый ветерок! (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)

Здравствуй, низенький дубок! (присесть)

Здравствуй, утро! (правая рука вперед)

Здравствуй, день! (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень! (руки на поясе)

Гостям: - Здравствуйте!

Тётушка-Сказочница: - Я очень люблю слушать и рассказывать сказки, а вы, ребята (гости дорогие) любите слушать, смотреть сказки?

(ответы детей, ответы гостей).

- В мире много разных сказок, грустных и смешных,

  Но прожить на свете нам нельзя без них.

- Я сказок знаю очень много, например, такие сказки как: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Василиса – премудрая», даже знаю сказку про Кощея Бессмертного и Бабу – Ягу.

- А какие сказки знаете вы? (ответы детей)

- Я к вам сюда пришла не просто так, я узнала, что у вас сегодня гости, и что вы хотите показать для них сказку. Я принесла свой волшебный сундук, где хранятся мои любимые сказки и маски сказочных героев.

- Гости дорогие, а вы хотите увидеть живую сказку? (ответы гостей)

Сказочница:  - «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

(Тётушка-сказочница пытается открыть сундучок, но это у неё не получается.)

- Наверное, злая Баба-Яга заколдовала мой сундучок со сказками, и он теперь не открывается. Она просилась к нам, но я её не взяла, чтобы представление не испортила. Вот она, наверное, и обиделась, сундучок заколдовала…. Одной мне не справиться…  Поможете, ребята, его открыть? Для этого надо будет выполнить задания. (Ответы детей.)

Рассказушка: - Давайте сначала отгадаем загадки.

1. Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его - (Медведь)

2.Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышка)

3. Всех зверей она хитрей,

 Шубка рыжая на ней.

 Пышный хвост - ее краса.

 Этот зверь лесной … (Лиса)

4. Ноги - ласты зелены.

Пруд - её "избушка".

Пища - злые комары.

Это же… (Лягушка)

5. Этот зверь с двумя клыками,

 С очень мощными ногами

 И с лепешкой на носу.

 Роет землю он в лесу.

(Кабан)

6. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

(Зайка)

7. На овчарку он похож,

 Что ни зуб - то острый нож,

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.

(Волк)

- Ребята, как вы думаете, маски из какой сказки лежат в сундучке? («Рукавичка»).

- Может быть, это сказка «Теремок»? (Нет) Почему вы так думаете? (в сказке «Теремок» не было кабана). Повесить иллюстрацию рукавички.

- Всё верно говорите, молодцы, это сказка – невеличка про зверей и рукавичку, вы справились с первым заданием!

Рассказушка:

- Ребята, а знаете ли Вы, из чего вяжут рукавички? (из шерстяных ниток).

А шерстяные нитки делают из чего? (из шерсти). А кто из животных даёт людям шерсть? (овца). Верно, давайте отблагодарим овечку за такой подарок и прочитаем чистоговорку.

Взрослый вместе с детьми проговаривает чистоговорку: 

Цо-цо-цо – есть у курицы яйцо.

Ца-ца-ца – на лугу стоит овца.

Цу-цу-цу- мы пасём овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Ец-ец-ец- цепь куёт кузнец.

Ица-ица-ица – цветная рукавица.

Ец-ец-ец – вот и сказочке конец.

- Молодцы, ребята!

Игра: « Что сначала, что потом»  

Рассказушка: - Ребята, помогите  мне разложить  картинки  в соответствии с содержанием сказки. Дети называют по порядку героев сказки, и прикрепляют их изображение по порядку на настенный театр.

Вспомните, в каком порядке вселялись звери в рукавичку, и какие у них были в этой сказке прозвища?

- Вспомните, кто был первым…? (мышка).

- Мышка какая? – маленькая, серая, мягкая, пушистая …

- Какое у мышки прозвище? (Мышка – поскребушка.)

- Почему её так прозвали? (Лапками скребёт.)  Покажите нашим гостям, как она это делает! (один ребёнок показывает)

- Второй была…лягушка.

- Лягушка какая?– зелёная, квакающая, мокрая, плавающая, большеротая… А прозвище?… попрыгушка. Почему ее так назвали? (Потому что она прыгает…) (один ребёнок показывает)

- Третий был…зайчик.

- Заяц какой? Косой, трусливый, серый, быстрый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий…

- по прозвищу… побегайчик. Почему его так назвали?

(Потому что он всего боится, быстро бегает…)

- А четвертой к рукавичке прибежала… лисичка.

-Лиса какая? – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая…

- По прозвищу… сестричка.

- Покажите нашим гостям, какая лисичка!

- А кто же был следующим? …волчок. Какой он по счету?

Пятый - волчок.        

- Волк какой? – злой, голодный, хищный, серый, зубастый…

- По прозвищу… серый бочок.

Почему его так назвали? (цвет шубки).

- Шестым к рукавичке бредет …кабан.

- Кабан какой?– дикий, свирепый, огромный, толстый, голодный, клыкастый…

 - По прозвищу… клыкан.

- Почему его так назвали? (У него клыки.)

- А последним был…медведюшка.

- Мишка какой? Большой, бурый, неуклюжий, сильный, косолапый, злой, огромный, мохнатый…

- По прозвищу…батюшка. Почему?

Сколько зверей собралось в рукавичке? Семь зверей. А не тесно им было?

Ссорились звери? Значит, жили они как? (ответы детей).

- Да, много зверей собралось в рукавичке, они не ссорились, жили мирно, хоть и тесно, но дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде».

- И вы, ребята, дружно справились с этим заданием.

Рассказушка: -  Ох, ребята, засиделись мы с вами что-то, давайте отдохнём.

Вставайте в круг!

Физкультминутка:

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (
Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (
Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (
Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (
Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (
Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (
Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (
Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (
Идут на четвереньках)

Игра «Скажи наоборот»

Рассказушка: - Ребята, следующее задание: нужно сказать слово наоборот, с противоположным смыслом, чем слово, что я назову.

Рукавичка какая?

Большая – маленькая

Тёплая – холодная

Однотонная – разноцветная

Новая – старая

Жёсткая – мягкая

Снятая – надетая

Взрослая – детская

Грязная – чистая

Некрасивая - нарядная

- Молодцы, всё верно назвали!

-Следующее задание «Назови детёнышей»

  Пример: Собака –щенята – нет щенят

Мышка – мышата – нет мышат

Лягушка – лягушата – нет лягушат

Зайчик – зайчата – нет зайчат

Лиса – лисята – нет лисят

Волк – волчата – нет волчат

Кабан – поросята – нет поросят

Медведь– медвежата – нет медвежат

-Вот и последнее задание: Д/и «Кто как голос подаёт?»

Рассказушка: Дети, мы сейчас с вами будем разговаривать на языке сказочных героев.

Показывает героя, дети отвечают.

Рассказушка: Кто это? (мышка)

Рассказушка: Как она голос подаёт? (пищит)

Дети называют звуки животных, повторяют все вместе.

Рассказушка: А лягушка? (квакает)

Рассказушка: А как же лисичка? (тявкает)

Рассказушка: волк? (воет)

Рассказушка: кабан? (хрюкает)

Рассказушка: медведь? (рычит)

Рассказушка: - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Давайте попробуем открыть сундучок. Если все задания верно были выполнены, то колдовство Бабы-Яги прекратит действовать… Надо сказать волшебные слова:

- «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

Все вместе: -

 - «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»

Сундучок открывается, сказочница раздаёт детям маски.

- Ребята, давайте мы нашим гостям наконец расскажем и покажем сказку «Рукавичка».

- Приглашаем всех гостей мы на представление, сказка начинается!

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
 — Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка — поскребушка. А ты кто?
 — А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
 — Иди.
Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
 — А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
 — Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
 — А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит.
Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
 — А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
 — Ну уж иди!
Влез и этот — уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредет кабан:
 — Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок-серый бочок. А ты кто?
 — А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
 — Тебе и не влезть!
 — Как-нибудь влезу, пустите!
 — Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
 — Кто, кто в рукавичке живет?
 — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
 — Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
 — Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
 — Да как-нибудь!
 — Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
 — Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Заключительная часть: (рефлексивная оценка занятия детьми).

Сказочница: - Мне очень понравилась ваша сказка, ребята. Вы были отличными актёрами. А вам понравилась? А что ещё вам понравилось сегодня? Чем мы занимались ещё? (Ответы детей).

- Ребята, к сожалению, нам пора прощаться, мне пора возвращаться в волшебный сказочный лес. Помогите мне собрать маски сказочных героев в сундучок. (Дети складывают театральные атрибуты). 

- Вы все большие молодцы! Ой, что-то у меня ещё лежит в сундучке.… Посмотрите, это вам подарок -  раскраски героев сказки «Рукавичка»!

- До свидания, дети, до скорых встреч!

- До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

 Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»Цель: Создание условий тв...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....

Перспективный план по самообразованию "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности" средняя группа

Данный материал разработан для работы с детьми среднего возраста по развитию речи ребенка посредством театральной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»

Конспект открытого занятия по развитию речи по средством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»...

Конспект по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке "Лиса и заяц" в первой младшей группе

Конспект театрализованной игры «Лиса и заяц» направлен на развитие у детей интереса к театрализованной деятельности....