«Воспитание экологической культуры у дошкольного возраста через реализацию проектов по благоустройству территории ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру
Наш проект прививает дошкольникам экологическую культуру через практические занятия. Дети активно участвуют в озеленении и благоустройстве территории детского сада, развивая любовь к природе, бережное отношение, любознательность и навыки сотрудничества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 591.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29
«СИБИРЯЧОК»
г. Зеленогорск
https://cloud.mail.ru/public/tSwg/4X88YbRbT
Свое выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Наш детский сад активно работает над формированием новой, современной модели учреждения, где дети с ранних лет осваивают экологическую культуру и повышают свою осведомленность об окружающей среде. Мы стремимся к тому, чтобы территория нашего детского сада стала не просто местом для прогулок, а настоящей творческой лабораторией под открытым небом. Здесь дети смогут самостоятельно исследовать, творить и погружаться в проектную деятельность, развивая свои исследовательские навыки. Благоустройство и озеленение участка – это не только создание красоты, но и важный воспитательный процесс, прививающий детям любовь к природе и родному краю. Поэтому ландшафтный дизайн территории для нас – приоритетное направление.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту и федеральной образовательной программе к экологическому воспитанию детей в ДОУ предоставляют основные требования: знание и понимание природы; забота о природе и ее ресурсах; развитие экологической грамотности; практические навыки; социальное взаимодействие и ответственность. Целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования являются проявления у ребёнка инициативы и самостоятельности, развитые воображение, творчество. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без понимания целостности мира, роли человека в его многообразных связях с природой, развития бережного отношения к окружающей среде. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основные нравственно - экологические позиции личности.
В процессе экологического воспитания детей важно не только дать им теоретические знания, но и сформировать практические навыки. Дети должны научиться ухаживать за растениями, соблюдать правила поведения на природе, сортировать мусор и многое другое.
Также важно развивать навыки социального взаимодействия и ответственности. Дети должны уметь работать в команде, решать экологические проблемы сообща и принимать участие в коллективных проектах по защите окружающей среды. Все дети, по своей природе являются «почемучками», и это проявляется в их неутолимом желании познавать мир вокруг. Их постоянные вопросы о том, как растут цветы, почему небо голубое, откуда берётся дождь, свидетельствуют о естественном стремлении к исследованию.
Именно эта детская любознательность вдохновила меня на создание масштабного проекта по улучшению территории детского сада и созданию на его базе мини-экосистемы, специальных клумб для знакомства детей с декоративными свойствами растений, искусственных скал, предоставляющие возможность для наблюдения за муравьями и другими насекомыми. Наличие небольшого водоёма позволяет наблюдать за жизнью водных растений.
Главный принцип проекта — создание обучающей среды, максимально приближенной к естественному окружению ребёнка то, что он может почувствовать, изучить и исследовать, углубляя знания о природе.
Поэтому создание на территории детского сада разнообразных ландшафтных зон — это не просто украшение, а инструмент для обучения и воспитания. Проект направлен на развитие у детей экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды и понимания взаимосвязей в экосистеме, где дети учатся бережному отношению к природе, постигнув важность сохранения биоразнообразия и чувствую себя неотъемлемой частью экологической системы.
Целью моей работы является формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности посредством участия в проектах по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Задачи: организовать систему практико-ориентированных мероприятий, направленных на реализацию проектной деятельности по благоустройству территории МБДОУ д/с № 29;
- Побудить детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям и «открытиям», приобрести навык публичного выступления:
- Воспитывать у детей осознанное понимание о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в разных видах деятельности (в играх, труде, в быту):
- Способствовать взаимодействию между всеми участниками образовательных отношений, а также через сетевое сотрудничество с центром экологии краеведения и туризма «ЦЭКиТ», привлекая их в процесс создания комфортной ландшафтной зоны.
Проект по благоустройству территории ДОУ существует с 2017 года. Совместно с детьми был составлен план территории детского сада и выделены на нем наиболее проблемные участки. Было принято решение поэтапно преображать зоны. Начав работу над проектом по благоустройству территории ДОУ, мы привлекли к воплощению в жизнь своих планов еще и родителей воспитанников. С каждым шагом мы погружались в удивительный мир природы, учились различать виды цветов и растений, обсуждали их формы и цвета, и вместе мечтали о том, каким станет наш уголок после завершения работы.
Так первым нашим проектом стала клумба «Цветочная корзина». Мы решили воплотить идею в форме плетеной корзины, используя для этого специально обработанные ветки. Дети совместно с родителями и педагогами принимали участие в изготовлении каркаса, аккуратно загибая веточки (под чутким контролем, конечно!). Эта работа развивала у детей мелкую моторику, терпение и чувство ответственности за общее дело. После создания каркаса мы приступили к посадке растений. Чтобы клумба выглядела максимально эффектно, мы выбрали растения с разной высотой и сроками цветения. Каждый ребёнок имел возможность выбрать и посадить цветы. Помимо клумбы, родители создали информационные таблички с названиями растений, чтобы другие дети и гости нашего детского сада могли узнать больше о каждом цветке. Мы также организовали систему полива, обсудив с детьми важность регулярного ухода за растениями. Результат превзошёл все ожидания – наша «Цветочная корзина» стала не только украшением территории, но и настоящим центром притяжения для детей, где они могли наблюдать за ростом растений, ухаживать за ними и просто наслаждаться красотой созданного вместе уголка природы. Этот проект стал отличным примером сотрудничества детей, родителей и педагогов, показывая, как совместная работа может принести радость и пользу всем участникам. Так первым нашим проектом стала клумба «Цветочная корзина».
В ходе реализации проекта был разработан алгоритм, который включает в себя 3 этапа.
1 этап подготовительный:
- создать творческую группу;
- привлечь родителей;
- заинтересовать детей;
- определить цели и задач проекта;
- собрать информационный материал;
- создать условий для организации работы;
- составить план мероприятий;
- провести инструктаж.
- этап практический:
- совместно с педагогами, воспитанниками и родителями выбрать и разработать эскиз, изготовить макет, приобрести семена;
- изготовить с детьми маркеры для маркировки разных видов растений; создать дневники наблюдений и в течение всего проектного периода заполнять их;
- посеять семян на рассаду (цветочных, злаковых, водных культур);
- осуществить уход за сеянцами;
- в течение всего периода нужно заполнять дневники наблюдений;
- организовать экспериментальную деятельность (почва, свет, влага);
- опыты с водой «Условия, необходимые для жизни растений», «Рост и развитие растений», «Есть ли у растений органы дыхания?», «Где живут семена?»;
- подготовить участок к посадке растений, высадка рассады в почву;
- уход (прореживание всходов удаление сорняков, полив);
- представить презентацию детьми результатов своей деятельности перед другими группами и на конкурсе «Сад чудес», «Красивый город руками детей»;
- сбор овощных культур, сушка растений, составление гербария, участие в выставках «Дары природы»;
- использовать облагороженную территорию ДОУ под различные образовательные задачи:
- экологические праздники: «Цветочная полянка», «У водяного в гостях», «Березкины именины».
- экологические акции «Берегиня», «Мусор Земле не к лицу!», «Покормите птиц зимой» (использование плодов с огорода для подкормки птиц).
Задачи проекта реализовывались с помощью таких форм и методов как:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы о природе, заучивание стихов наизусть, импровизированные рассказы детей.
Практические: экологические игры, опыты и эксперименты с объектами природы, трудовая деятельность, с их помощью дети понимают взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, а также конкурсы, праздники, акции.
3 заключительный:
Провести рефлексию в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте, которая позволила осмыслить и систематизировать результаты проекта. Дети, принимали участие в викторинах, что позволило им продемонстрировать свои накопленные знания и навыки. В заключительном обсуждении, которое проходило в форме семинара, был представлен отчет и подготовлена презентация проекта. В результате, территория ДОУ была удостоена дипломом в краевом смотре – конкурсов ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений «Гео-декор».
По такому же подобию были организованы другие проекты. В 2018 году в рамках сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования Центром экологии, краеведения и туризма, была реализована дополнительная программа естественнонаучной направленности для дошкольного возраста «Вокруг света». Итоговым мероприятием стал проект «Декоративный цветочно-овощной огород» в виде солнца.
В 2018 году родилась идея проекта «Палитра», направленного на художественно-эстетическое развитие детей через оформление тематической клумбы. Этот проект не просто предполагал создание красивого цветочного уголка, а ставил перед собой цель – использовать окружающую среду как инструмент для знакомства детей с декоративными свойствами растений (цвет, форма соцветия, высота, декоративность цветов, декоративность листьев). Дети выращивали рассаду, высаживали растения, поливали их, пропалывали от сорняков. Это не только прививало им любовь к природе и ответственность за живые организмы, но и развивало мелкую моторику, координацию движений, а также формировало понимание причинно-следственных связей в мире растений. Параллельно с работой на клумбе проводились тематические занятия, посвященные особенным характеристикам высаженных растений: мы изучали их строение, жизненный цикл, особенности ухода. Дети рисовали цветы, лепили их из пластилина, сочиняли стихи. Дети с родителями с огромным удовольствием участвовали во всех этапах работы, проявляя инициативу и творчество. Результат превосходно отразился на развитии их познавательных способностей. Наблюдалось улучшение восприятия, воображения, памяти, мышления и, что особенно важно, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Проект был представлен на Краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор», где в качестве подарка мы получили пластиковую емкость для водоема.
Так у нас возникла идея реализовать в детском саду новой экосистемы, которая позволила расширить представление дошкольников о водоеме. В связи с этим был разработан проект по созданию искусственного пруда, который получил название «Наедине с природой». Но что самое интересное обсуждая с детьми водные растения, мы решились на эксперимент: вырастить Розовый лотос из семян. Дети с большим интересом наблюдали за прорастанием двух семян и их развитием. У воспитанников имеется опыт выращивания однолетников в рассадных ящиках. В воде же, через прозрачное стекло, не только происходит наблюдение за ростком, но и за тем, что происходит с самим семенем и как появляются корешки. После появления корешков у лотоса, мы с детьми высадили его в контейнеры со специальным грунтом (торф и песок).
Следующий этап - перемещение лотоса в пруд. В течение лета осуществляли наблюдение за ростом растения и вели дневник наблюдений. Данную экосистему использовали с детьми как место для наблюдений, игр, релаксации. Но на этом эксперимент не закончился и имел свое продолжение. Дети задали вопрос: сохранится ли лотос зимой?
В сентябре мы с детьми оставили один лотос в пруду, а другой перенесли в водоем зимнего сада. В течение года наблюдали и фиксировали изменения в дневник наблюдений. Ближе к лету, когда снег растаял, мы поняли, что цветок, который зимовал в пруду, погиб. А тот, который находился в помещении детского сада, выжил.
В 2020 году у нас возникла идея создать цветочную клумбу на территории детского сада, приурочив к празднованию 75-летия Победы в ВОВ, для воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. В этом году было объявлено о режиме самоизоляции, но это не помешало реализовывать проект. В период до самоизоляции совместно с детьми был создан образ будущей клумбы. Количество детей, участвовавших в замысле проекта – 20 человек (4-5 лет). В апреле, когда открылись учреждения работа продолжилась с детьми разных возрастов на дежурной группе. Посев семян, уход и наблюдение за рассадой на дежурной разновозрастной группе (от 4 до 6 лет) - 12 детей. Родители так же совместно с детьми выращивали и вели наблюдения за растениями дома. Участвовали в акциях посвященному Дню Победы. Подготовка клумбы проводилась педагогами и родителями воспитанников без участия детей, в связи с профилактическими мероприятиями Роспотребнадзора. Соединив живую красоту цветов и идею
восславления подвига предков, в память и уважения, цветочная клумба представляла собой «живую открытку».
В 2021 году был реализован проект «Семейный дворик» для создания комфортных условий прогулок детей и зоны отдыха с родителями. Родителями из строительных поддонов были сделаны скамейки, декоративный заборчик для цветов, сшиты подушки. Сломанный велосипед покрасили и установили на него кашпо с цветами. Взрослые с детьми высадили рассаду, и дети в течении лета наблюдали и ухаживали за цветами.
Оформили читальную зону, установили ящик-скворечник, где каждый родитель мог взять книги и почитать ребенку.
Следующим этапом была реализация проекта «Станция Альпинарий». И здесь снова была поставлена новая цель - познакомить детей с новой экосистемой, сформировать представления об «альпинарии», как о новой экосистеме (сочетание объектов живой и неживой природы), тем самым решить образовательные задачи. Дети познакомились со строением альпийской горки и почему она так называется, разнообразием используемых камней, свойствами, размерами камней их образование в природе. В ходе наблюдений, выяснили, что камни - объект скопления различных насекомых. Так в группе появились коллекции.
В 2024 году 8 июля отмечался семейный светлый праздник — день семьи, любви и верности. Символом праздника стала цифра 8, олицетворяющая бесконечность, обновление и верность. Этот год объявлен годом семьи, и его символом выбрана ромашка. Семья - это первый мир для ребёнка, где он получает основополагающие знания о природе, о Родине. Здесь формируется его отношение к окружающему миру, закладывается чувство патриотизма, а также развиваются навыки заботы об экологии. В своём проекте объединили эти два символа: бесконечную любовь и гармонию, которую символизирует цифра 8, и простоту и природность ромашки. Мы создали пространство для совместного творчества и обучения, где семейные ценности сочетаются с заботой об окружающей среде.
Таким образом, я добилась следующих результатов:
Результаты:
Критерии | Индикаторы | Показатели % |
Включенность всех участников образовательных отношений в разработку и реализацию образовательного проекта |
| 100% |
| 75% | |
| 65% | |
Повышение компетентности сотрудников ДОУ по ландшафтному дизайну | Воспитатели | 90% |
Улучшение качества знаний и представлений воспитанников о необходимости растений в жизни человека и правильном уходе за ними. | Воспитанники | 100% |
приобретение навыка публичных выступлений. | Воспитанники | 3% |
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды | 100% |
1. Реализация проектной деятельности по благоустройству территории МБДОУ д/с № 29 осуществляется с помощью организованной системы следующих практико-ориентированных мероприятий: разработка планов-схем благоустройства участков, подготовка материалов, проведение родительских собраний в группах для обсуждения помощи в оформлении участков, организацию экологических праздников, тематических недель, занятий, акций (субботник), опытно-экспериментальную деятельность такую как, ведение дневника наблюдений и фиксация результатов детьми, проведение смотра-конкурса «Лучший участок ДОУ».
2. Дошкольники приобрели навык публичного выступления, проявили интерес к новым теоретическим и практическим знаниям в области экологии. Для достижения поставленных целей используют различные способы (наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент и пр.).
3. У детей сформировано осознанное понимание о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в разных видах деятельности (в играх, труде, в быту);
4. Благодаря проектной деятельности, в процессе создания комфортной ландшафтной среды и сетевому сотрудничеству с «ЦЭКиТ», между всеми участниками образовательных отношений организовано устойчивое взаимодействие.
В результате реализации практики проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ помогла решить задачи по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста, путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. А также, активизировала творческий потенциал всех участников образовательных отношений, которые создали интересную среду, позволяющую играть, отдыхать и в процессе ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Выросла вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Созданы уникальные эко-среды, способствующие формированию у детей осознанного отношения к окружающему миру. Внедрены игры, проекты, исследовательские активности, которые направлены на изучение природы и экологии. В результате этих усилий была создана образовательная экосистема. Проекты позволили детям не только изучать экосистемы, но и принимать участие в их сохранении, что формирует у них чувство ответственности за природу.
Использую Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и методику С. Н. Николаевой «Юный Эколог», разработана карта наблюдений, которая представляет собой важный инструмент для систематизации и анализа образовательного процесса.
Также, организую и провожу викторины, квесты по станциям экологической тропы, где дети показали свои накопленные знания о природе родного края.
Усиление экологической направленности образовательной программы, за счет кружковой деятельности и реализации сетевого взаимодействия с центром экологии краеведения и туризма ЦЭКиТ, помогло сформировать экологическое мышление, культуру и компетентность, развить духовные и нравственные основы воспитанников.
Проекты ДОУ «Цветочная корзина», «Палитра», «Наедине с природой», «Цветы Победы», «Семейный дворик», «Станция Альпинарий», «Мама, папа, я – мы с природою друзья» были представлены на краевом смотре конкурсе ландшафтных проектов «Гео – декор», где были удостоены дипломами победителей и призами (скамейка, пруд, кустарники, садово-декоративные фигуры, лампа для выращивания растений).
Все проекты размещены на моей страниц, а также видеоматериал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...
Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".
Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....
«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечес...

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее....

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
laquo;Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлински...

