«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Климчук Ирина Александровна

Цель — обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста к обучению в школе, развить познавательные и творческие способности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Малышка» Составили: воспитатели: Климчук И.А. Кравцова Г.А. «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста» 2025г.

Слайд 2

* « Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» * Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Дифференцированность (дифференцированный подход) в обучении читательской грамоте дошкольников — это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, их уровня сформированности навыка чтения и других факторов. Читательская грамотность дошкольника – это способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.

Слайд 3

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПАСИВНЫЙ АКТИВНЫЙ

Слайд 4

Читательская грамотность в ДОУ — это совокупность умений и навыков, отражающих : потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; умение ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ Понимание смысла Оценивание качества и достоверности Обнаружение и устранение противоречий Осмысление содержание и формы

Слайд 6

Методы формирования читательской грамотности у дошкольников - Чтение педагогом по книге или наизусть - Беседа - Незаконченное чтение или чтение с продолжением - Разучивание стихотворений. Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов Чтение с использованием наглядного материала. - Проектная деятельность Обсуждение прочитанного Дидактические игры Литературные викторины Квест Буккроссинг

Слайд 7

Приёмы критического мышления для формирования читательской грамотности ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ КЛАСТЕР ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИН ВОПРОСЫ ПЕРЕМЕШАННЫЕ СОБЫТИЯ Синквейн

Слайд 8

Читать - это еще ничего не значит: Что читать и как понимать читаемое -Вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский «Функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев



Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

(слайд №2) : «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Цель — обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста к обучению в школе, развить познавательные и творческие способности.

Федеральная Образовательная Программа определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.

(слайд №3) Процесс формирования читательской грамотности в ДОУ состоит из нескольких этапов, а именно:

  1. Пассивного. Дети не умеют читать, но являются благодарными слушателями тех произведений, которые им читают.
  2. Активного. Дети проявляют большой интерес к книге, просят педагога им читать, легко усваивают на занятиях и дома буквы родного языка, а также начинают читать сами.

(слайд 4) Читательская грамотность – это совокупность

умений и навыков, отражающих:

– потребность в читательской деятельности с целью

успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

– готовность к смысловому чтению: восприятию

письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и

обобщению представленной в них информации;

– способность извлекать необходимую информацию

для ее преобразования в соответствии с учебной

задачей; ориентироваться с помощью различной

текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

 (слайд 5) Какие умения входят в понятие читательской грамотности:

  • Поиск информации в тексте

Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

  • Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

  • Оценивание качества и достоверности

Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

  • Осмысление содержания и формы

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

  • Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря— определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

(слайд 6) Наиболее распространёнными методами и приёмами формирования читательской грамотности можно назвать следующие:

  • Чтение педагогом по книге или наизусть. Происходит дословная передача текста.
  • Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов.
  • Беседа по прочитанному. Способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному.
  • Чтение с продолжением. Развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями.
  • Разучивание стихотворений.
  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
  • Проектная деятельность. Например, изготовление книжек-самоделок с рисунками, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями.
  • Самостоятельное обсуждение прочитанного. В ходе такого обсуждения дети могут делиться своими впечатлениями.
  • Дидактические игры. Например, «Найди псевдослово», «Смысловые несуразицы», «Письмо от зайца».
  • Литературные викторины. Это форма работы с дошкольниками, которая требует от детей проявления определённых читательских знаний.
  • Квест. Формирует у детей умение использовать личный литературный опыт для получения информации из текста.
  • Буккроссинг. Содействует формированию благоприятной, доступной детям и родителям среды для развития интереса к чтению.

 (слайд№7) Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте, также, помогут такие приемы развития критического мышления как:

1.Верные и неверные утверждения.

Этот метод нам хорошо знаком, все мы им активно пользуемся. Используя данный метод, мы приучаем малыша внимательно слушать текст, подвергать его постоянному анализу и осмыслению.

Высказывания: у медведя два глаза, верно?

         У медведя один хвост, верно?

         У медведя пять лап, верно?

   2.Прием «Кластер».

Кластер пришел к нам из информационных технологий  обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Синквейн

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам». В педагогической практике основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Правила построения синквейна

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке

Примеры синквейнов

Бабушка 

Заботливая, ласковая. 

Жалеет, нянчит, присматривает. 

У бабушки самые вкусные пирожки. 

Семья.

Собака    

1.Собака

2. Лохматая, преданная

3. Лает, играет, охраняет

4.Лучший друг человека

5. Домашнее животное

4.«Дерево предсказаний»

Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено

Листья- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

5. Чтение с остановками

Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся сотрудничать.

Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.

Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов., обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

 Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными:  беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

5.-Использование приема «чтение с остановками» требует от педагога отличного знания текста.

- Педагог должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.

 Готовясь к занятию, воспитатель читает текст несколько раз.

Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть педагог определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками.

Второй раз педагог читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений «чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения воспитанников, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить детей размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

6.  Толстые и тонкие вопросы

Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.

Пример:    в кого влюблён Буратино?

Кто поёт песенки и грызёт орешки в «Сказке о царе Салтане»?

Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.

7. Перемешанные события    Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок.

Иногда сам воспитатель может перемешать картинки и выстроить их в определенной последовательности, а дети должны сказать правильно или неправильно они выложены, если нет, то какие картинки надо поменять местами и почему.

Конец.   Раскрытие понятия «читательская грамотность» позволило нам сделать вывод о том, что главная задача ДОУ -  сформировать предпосылки читательской грамотности дошкольника (предпосылки функциональной грамотности) для того, чтобы будущий выпускник мог опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, т.е. для правильного формирования читательской деятельности, которая, в свою очередь, является фундаментом для формирования квалифицированного читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...

Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

Презентация для родителей  "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольн...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».

В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ве...