«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Цель — обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста к обучению в школе, развить познавательные и творческие способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.41 МБ | |
| 387.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
* « Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» * Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Дифференцированность (дифференцированный подход) в обучении читательской грамоте дошкольников — это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, их уровня сформированности навыка чтения и других факторов. Читательская грамотность дошкольника – это способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПАСИВНЫЙ АКТИВНЫЙ
Читательская грамотность в ДОУ — это совокупность умений и навыков, отражающих : потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; умение ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ Понимание смысла Оценивание качества и достоверности Обнаружение и устранение противоречий Осмысление содержание и формы
Методы формирования читательской грамотности у дошкольников - Чтение педагогом по книге или наизусть - Беседа - Незаконченное чтение или чтение с продолжением - Разучивание стихотворений. Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов Чтение с использованием наглядного материала. - Проектная деятельность Обсуждение прочитанного Дидактические игры Литературные викторины Квест Буккроссинг
Приёмы критического мышления для формирования читательской грамотности ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ КЛАСТЕР ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИН ВОПРОСЫ ПЕРЕМЕШАННЫЕ СОБЫТИЯ Синквейн
Читать - это еще ничего не значит: Что читать и как понимать читаемое -Вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский «Функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев
Предварительный просмотр:
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
(слайд №2) : «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Цель — обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста к обучению в школе, развить познавательные и творческие способности.
Федеральная Образовательная Программа определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.
(слайд №3) Процесс формирования читательской грамотности в ДОУ состоит из нескольких этапов, а именно:
- Пассивного. Дети не умеют читать, но являются благодарными слушателями тех произведений, которые им читают.
- Активного. Дети проявляют большой интерес к книге, просят педагога им читать, легко усваивают на занятиях и дома буквы родного языка, а также начинают читать сами.
(слайд 4) Читательская грамотность – это совокупность
умений и навыков, отражающих:
– потребность в читательской деятельности с целью
успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
– готовность к смысловому чтению: восприятию
письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и
обобщению представленной в них информации;
– способность извлекать необходимую информацию
для ее преобразования в соответствии с учебной
задачей; ориентироваться с помощью различной
текстовой информации в жизненных ситуациях.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
(слайд 5) Какие умения входят в понятие читательской грамотности:
- Поиск информации в тексте
Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
- Понимание смысла
Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
- Оценивание качества и достоверности
Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).
- Осмысление содержания и формы
Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
- Обнаружение и устранение противоречий
Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря— определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.
(слайд 6) Наиболее распространёнными методами и приёмами формирования читательской грамотности можно назвать следующие:
- Чтение педагогом по книге или наизусть. Происходит дословная передача текста.
- Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов.
- Беседа по прочитанному. Способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному.
- Чтение с продолжением. Развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями.
- Разучивание стихотворений.
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
- Проектная деятельность. Например, изготовление книжек-самоделок с рисунками, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями.
- Самостоятельное обсуждение прочитанного. В ходе такого обсуждения дети могут делиться своими впечатлениями.
- Дидактические игры. Например, «Найди псевдослово», «Смысловые несуразицы», «Письмо от зайца».
- Литературные викторины. Это форма работы с дошкольниками, которая требует от детей проявления определённых читательских знаний.
- Квест. Формирует у детей умение использовать личный литературный опыт для получения информации из текста.
- Буккроссинг. Содействует формированию благоприятной, доступной детям и родителям среды для развития интереса к чтению.
(слайд№7) Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте, также, помогут такие приемы развития критического мышления как:
1.Верные и неверные утверждения.
Этот метод нам хорошо знаком, все мы им активно пользуемся. Используя данный метод, мы приучаем малыша внимательно слушать текст, подвергать его постоянному анализу и осмыслению.
Высказывания: у медведя два глаза, верно?
У медведя один хвост, верно?
У медведя пять лап, верно?
2.Прием «Кластер».
Кластер пришел к нам из информационных технологий обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами
Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Синквейн
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам». В педагогической практике основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Самое главное: Синквейн – получается у всех!
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.
Правила построения синквейна
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке
Примеры синквейнов
Бабушка
Заботливая, ласковая.
Жалеет, нянчит, присматривает.
У бабушки самые вкусные пирожки.
Семья.
Собака
1.Собака
2. Лохматая, преданная
3. Лает, играет, охраняет
4.Лучший друг человека
5. Домашнее животное
4.«Дерево предсказаний»
Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено
Листья- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
5. Чтение с остановками
Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся сотрудничать.
Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Данный прием имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов., обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
5.-Использование приема «чтение с остановками» требует от педагога отличного знания текста.
- Педагог должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
Готовясь к занятию, воспитатель читает текст несколько раз.
Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть педагог определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками.
Второй раз педагог читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений «чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения воспитанников, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить детей размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
6. Толстые и тонкие вопросы
Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.
Пример: в кого влюблён Буратино?
Кто поёт песенки и грызёт орешки в «Сказке о царе Салтане»?
Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.
7. Перемешанные события Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок.
Иногда сам воспитатель может перемешать картинки и выстроить их в определенной последовательности, а дети должны сказать правильно или неправильно они выложены, если нет, то какие картинки надо поменять местами и почему.
Конец. Раскрытие понятия «читательская грамотность» позволило нам сделать вывод о том, что главная задача ДОУ - сформировать предпосылки читательской грамотности дошкольника (предпосылки функциональной грамотности) для того, чтобы будущий выпускник мог опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, т.е. для правильного формирования читательской деятельности, которая, в свою очередь, является фундаментом для формирования квалифицированного читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...

Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольн...

"Инновационные формы работы в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов ДОО...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ве...

