Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (Буква "Ш",звук[ш]".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Буква «Ш», звук [ш].
Цели: Знакомство со звуком [ш] и буквой «Ш»
Образовательные задачи:
Закрепить активизацию и характеристику звука [ш]; упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов; познакомить с буквой «Ш»; упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения; учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; учить детей определять место звука в слове; учить детей вычленять ударный слог.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя и других детей; воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, внимание и память; развивать навыки чтения слогов и коротких слов.
Методы и приёмы:
Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).
Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Предварительная работа:
Проведение занятий по обучению грамоте по плану; беседа с детьми; словесные игры; дидактические игры.
Демонстрационный материал:
Графическое изображение буквы «Ш», фишки синего, красного, зелёного цвета, игрушка «Кот».
Раздаточный материал:
Для каждого ребёнка: фишки красного, зелёного, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зелёного цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: -Хорошее, весёлое, радостное...
Воспитатель: -Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг, и ты-мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Подарите свои улыбки нашим гостям.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло видео сообщение из одной замечательной страны АБВГДЕЙКИ. Там живут звуки, буквы, слова. Жители этой страны написали, что хотят найти себе друзей. А вы бы хотели с ними познакомимся?
Дети: - Да. (Видео сообщение)
Житель (Профессор): Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране АБВГДЕЙКА. В этой стране вас ожидают новые буквы и звуки, с которыми мы сегодня познакомимся. Жители страны приготовили вам интересные задания, если справитесь с ними, вас ждёт награда.
Воспитатель: - Ребята, чтобы выполнить хорошо задания, нам нужно сначала вспомнить, чем отличается звук от буквы. (Ответ детей).
Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуться, при их произнесении нет препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).
Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Давайте, попробуем догадаться, с каким звуком мы познакомимся сегодня.
Основной этап:
Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нём наиболее часто повторяется.
Шесть мышат шагает в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише-кошечка спешит,
Шмыг- и в школе не души.
Дети: - Звук «Ш».
Характеристика звука []:
Слайд 1
Воспитатель: - Звук [ш] - это твёрдый, глухой согласный звук. Звук [ш] живёт в букве «Ш» (показ буквы). В этой букве живёт только один звук: твёрдый, глухой согласный звук [ш].
- Из скольких элементов состоит данная буква?
Дети: - Из 4-х.
Воспитатель: - На что похожа буква «Ш»?
Дети: - на зубья ковша, на щётку, на вилы.
Воспитатель: - Ребята, вспомните стихотворение, кто напугал мышат?
Дети: - Кошка.
Воспитатель: Давайте посмотрим правильно ли мы ответили на данный вопрос. (педагог показывает рукой на доску).
- Предлагаю вам пройти за столы и сделать звукобуквенный анализ слова «кошка».
Воспитатель: - Ребята, сколько звуков в слове «кошка»?
Дети: - В слове «кошка» 5 звуков.
Воспитатель: - Давайте разберём слова «кошка». (на доске схема слова «кошка»)
-Сколько слогов в слове «кошка»?
Дети: - В слове «кошка» 2 слога.
Воспитатель: - Как определили?
Дети: - Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит 2 слога.
Воспитатель: - Разделите слова «кошка» на слоги.
(Ребята с помощью хлопков делят слово на слоги.)
«Кош-ка» (дети делят с помощью полоски)
Воспитатель: - Назовите1-ый слог.
Дети: - (Кош-)
Воспитатель: - Из скольких звуков состоит 1-ый слог?
Дети: -1-ый слог состоит из 3-х звуков.
Воспитатель: - Из скольких звуков состоит 2-ый слог?
Дети: - 2-ый слог состоит из 2-х звуков.
Воспитатель: - В слове «кошка» ударным является 1-ый гласный звук [о], а безударным- 2-ой гласный звук [а].
Воспитатель: - Как определили?
Дети: - Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово). (Ребята ставят ударение).
Воспитатель: - С какого звука начинается слово «кошка»?
Дети: - Слово «кошка» начинается со звука [к].
Воспитатель: -Звук [к] - это какой звук? (характеристика звука)
Дети: - Согласный твёрдый, глухой звук.
Воспитатель: - Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?
Дети: - Синим.
Воспитатель: - Правильно. (Ребёнок на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.)
Воспитатель: - На столе у каждого из вас лежат схемы слова, фишки синего, зелёного и красного цвета, разделяющая полоска, которая поможет разбить слова на слоги и символ ударения. И так, на первый квадратик мы кладём фишку какого цвета? (Ответы детей). Аналогично разбираются остальные звуки.
Воспитатель: - Назовите твёрдые согласные звуки в слове кошка?
Дети: [к], [ш], [к].
Воспитатель: - Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас мы с вами отдохнем.
Физкультминутка (проводится в другом помещении)
Воспитатель: - Посмотрите, к нам в гости пришёл кот Василий из песни. Он тоже приготовил для нас задания. Я думаю, что мы с вами справимся.
Воспитатель: - Давайте определим, где находится звук [ш] в слове (в начале, середине, конце) и кладём картинку в соответствующую корзинку. На корзинке мы видим схему. Определяем место звука [ш] в начале, середине, или конце слова. И так, начали. (Звучит музыка.)
Воспитатель: - А сейчас каждый из вас встанет друг за другом и попрыгает на одной ножке по букве «Ш», под музыку.
Воспитатель: - Отдохнули?
Воспитатель: - Василий с нами прощается, а мы идём дальше. (Переходят в группу).
Воспитатель: - Следующее задание: составить схему предложения. Посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: - Картинку, на которой изображена кошка, которая играет с клубком.
Воспитатель: - Что делает кошечка?
Дети: - Играет.
Воспитатель: - С чем играет?
Дети: - С клубком.
Воспитатель: - Какое предложение можно составить?
Дети: - Кошка играет с клубком.
Воспитатель: - Сколько слов в предложении?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Сколько полосок надо выложить?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: Каждый из вас возьмёт мягкий пазл и заготовки для схемы. Составьте схему данного предложения на модуле. (Воспитатель выкладывает схему на доске. Дети проверяют.)
Воспитатель: - Что мы можем сказать? Какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении? Что поставим в конце предложения? Почему?
Дети: - Первое слово в предложении мы обозначаем полоской с трубой, так как начало предложения всегда пишется с большой буквы. В конце предложения мы поставим точку, так как мысль в предложении закончена.
Воспитатель: - Мы с вами выполнили очень много заданий. Жители страны АБВГДЕЙКА довольны нами. Но у них ещё есть задания. Следующее задание: мы видим на экране телевизора слоги. Давайте с вами их прочтем.
ШО ОШ ША АШ ШУ УШ ШИ ИШ
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием. Последнее задание: игра с мячом. Буква «Ш» приготовила для вас задание: назовите слово со звуком [ш]. Давайте с вами встанем в круг.
Воспитатель: - Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].
- Давайте уточним всё что знаем теперь о букве «Ш».
- Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?
Дети: - Всегда твердо.
Воспитатель: - В букве «Ш» какой живёт звук?
Дети: [ш].
Воспитатель: - Какой звук обозначает буква «Ш»?
Дети: - Буква «Ш» обозначает глухой, твёрдый, согласный звук [ш].
Воспитатель: - Ребята вы молодцы! Жители страны АБВГДЕЙКА приготовили Вам открытки с подарком. И вы точно теперь запомните эту букву и этот звук. (На открытках задания для самостоятельного закрепления материала: починить букву «Ш», дописать недостающий элемент у буквы «Ш», прописать букву «Ш»).
Воспитатель: Всем большое спасибо! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.(Январь. Звуки ф, фь и буква Ф.)
Занятие 24.Тема: Звуки ф, фь и буква Ф.Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов,...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’]....