Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (Буква "Ш",звук[ш]".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте на тему «Буква Ш, звук [ш]» обычно включает знакомство с буквой и звуком, закрепление их произношения, выделение звука в слогах и словах, а также составление и чтение слогов и слов с этой буквой. Материалы и задания могут включать игры, упражнения на определение позиции звука, составление буквы из элементов, раскраски и презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Буква «Ш», звук [ш].

Цели: Знакомство со звуком [ш] и буквой «Ш»

Образовательные задачи:

Закрепить активизацию и характеристику звука [ш]; упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов; познакомить с буквой «Ш»; упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения; учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; учить детей определять место звука в слове; учить детей вычленять ударный слог.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать воспитателя и других детей; воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух, внимание и память; развивать навыки чтения слогов и коротких слов.

Методы и приёмы:

Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).

Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Предварительная работа:

Проведение занятий по обучению грамоте по плану; беседа с детьми; словесные игры; дидактические игры.

Демонстрационный материал:

Графическое изображение буквы «Ш», фишки синего, красного, зелёного цвета, игрушка «Кот».

Раздаточный материал:

Для каждого ребёнка: фишки красного, зелёного, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зелёного цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: -Хорошее, весёлое, радостное...

Воспитатель: -Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг, и ты-мой друг,

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Подарите свои улыбки нашим гостям.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло видео сообщение из одной замечательной страны АБВГДЕЙКИ. Там живут звуки, буквы, слова. Жители этой страны написали, что хотят найти себе друзей. А вы бы хотели с ними познакомимся?

Дети: - Да. (Видео сообщение)

Житель (Профессор): Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране АБВГДЕЙКА. В этой стране вас ожидают новые буквы и звуки, с которыми мы сегодня познакомимся. Жители страны приготовили вам интересные задания, если справитесь с ними, вас ждёт награда.

Воспитатель: - Ребята, чтобы выполнить хорошо задания, нам нужно сначала вспомнить, чем отличается звук от буквы. (Ответ детей).

Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.

Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?

Дети: - Гласные и согласные.

Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуться, при их произнесении нет препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).

Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Давайте, попробуем догадаться, с каким звуком мы познакомимся сегодня.

Основной этап:

Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нём наиболее часто повторяется.

Шесть мышат шагает в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише-кошечка спешит,

Шмыг- и в школе не души.

Дети: - Звук «Ш».

Характеристика звука []:

Слайд 1

Воспитатель: - Звук [ш] - это твёрдый, глухой согласный звук. Звук [ш] живёт в букве «Ш» (показ буквы). В этой букве живёт только один звук: твёрдый, глухой согласный звук [ш].

- Из скольких элементов состоит данная буква?

Дети: - Из 4-х.

Воспитатель: - На что похожа буква «Ш»?

Дети: - на зубья ковша, на щётку, на вилы.

Воспитатель: - Ребята, вспомните стихотворение, кто напугал мышат?

Дети: - Кошка.

Воспитатель: Давайте посмотрим правильно ли мы ответили на данный вопрос. (педагог показывает рукой на доску).

- Предлагаю вам пройти за столы и сделать звукобуквенный анализ слова «кошка».

Воспитатель: - Ребята, сколько звуков в слове «кошка»?

Дети: - В слове «кошка» 5 звуков.

Воспитатель: - Давайте разберём слова «кошка». (на доске схема слова «кошка»)

-Сколько слогов в слове «кошка»?

Дети: - В слове «кошка» 2 слога.

Воспитатель: - Как определили?

Дети: - Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит 2 слога.

Воспитатель: - Разделите слова «кошка» на слоги.

(Ребята с помощью хлопков делят слово на слоги.)

«Кош-ка» (дети делят с помощью полоски)

Воспитатель: - Назовите1-ый слог.

Дети: - (Кош-)

Воспитатель: - Из скольких звуков состоит 1-ый слог?

Дети: -1-ый слог состоит из 3-х звуков.

Воспитатель: - Из скольких звуков состоит 2-ый слог?

Дети: - 2-ый слог состоит из 2-х звуков.

Воспитатель: - В слове «кошка» ударным является 1-ый гласный звук [о], а безударным- 2-ой гласный звук [а].

Воспитатель: - Как определили?

Дети: - Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово). (Ребята ставят ударение).

Воспитатель: - С какого звука начинается слово «кошка»?

Дети: - Слово «кошка» начинается со звука [к].

Воспитатель: -Звук [к] - это какой звук? (характеристика звука)

Дети: - Согласный твёрдый, глухой звук.

Воспитатель: - Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?

Дети: - Синим.

Воспитатель: - Правильно. (Ребёнок на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.)

Воспитатель: - На столе у каждого из вас лежат схемы слова, фишки синего, зелёного и красного цвета, разделяющая полоска, которая поможет разбить слова на слоги и символ ударения. И так, на первый квадратик мы кладём фишку какого цвета? (Ответы детей). Аналогично разбираются остальные звуки.

Воспитатель: - Назовите твёрдые согласные звуки в слове кошка?

Дети: [к], [ш], [к].

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка (проводится в другом помещении)

Воспитатель: - Посмотрите, к нам в гости пришёл кот Василий из песни. Он тоже приготовил для нас задания. Я думаю, что мы с вами справимся.

Воспитатель: - Давайте определим, где находится звук [ш] в слове (в начале, середине, конце) и кладём картинку в соответствующую корзинку. На корзинке мы видим схему. Определяем место звука [ш] в начале, середине, или конце слова. И так, начали. (Звучит музыка.)

Воспитатель: - А сейчас каждый из вас встанет друг за другом и попрыгает на одной ножке по букве «Ш», под музыку.

Воспитатель: - Отдохнули?

Воспитатель: - Василий с нами прощается, а мы идём дальше. (Переходят в группу).

Воспитатель: - Следующее задание: составить схему предложения. Посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: - Картинку, на которой изображена кошка, которая играет с клубком.

Воспитатель: - Что делает кошечка?

Дети: - Играет.

Воспитатель: - С чем играет?

Дети: - С клубком.

Воспитатель: - Какое предложение можно составить?

Дети: - Кошка играет с клубком.

Воспитатель: - Сколько слов в предложении?

Дети: - Четыре.

Воспитатель: - Сколько полосок надо выложить?

Дети: - Четыре.

Воспитатель: Каждый из вас возьмёт мягкий пазл и заготовки для схемы. Составьте схему данного предложения на модуле. (Воспитатель выкладывает схему на доске. Дети проверяют.)

Воспитатель: - Что мы можем сказать? Какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении? Что поставим в конце предложения? Почему?

Дети: - Первое слово в предложении мы обозначаем полоской с трубой, так как начало предложения всегда пишется с большой буквы. В конце предложения мы поставим точку, так как мысль в предложении закончена.

Воспитатель: - Мы с вами выполнили очень много заданий. Жители страны АБВГДЕЙКА довольны нами. Но у них ещё есть задания. Следующее задание: мы видим на экране телевизора слоги. Давайте с вами их прочтем.

ШО ОШ ША АШ ШУ УШ ШИ ИШ

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием. Последнее задание: игра с мячом. Буква «Ш» приготовила для вас задание: назовите слово со звуком [ш]. Давайте с вами встанем в круг.

Воспитатель: - Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

- Давайте уточним всё что знаем теперь о букве «Ш».

- Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Дети: - Всегда твердо.

Воспитатель: - В букве «Ш» какой живёт звук?

Дети: [ш].

Воспитатель: - Какой звук обозначает буква «Ш»?

Дети: - Буква «Ш» обозначает глухой, твёрдый, согласный звук [ш].

Воспитатель: - Ребята вы молодцы! Жители страны АБВГДЕЙКА приготовили Вам открытки с подарком. И вы точно теперь запомните эту букву и этот звук. (На открытках задания для самостоятельного закрепления материала: починить букву «Ш», дописать недостающий элемент у буквы «Ш», прописать букву «Ш»).

Воспитатель: Всем большое спасибо! Молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема:  Звуки [к — к’] и буква Кк...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.(Январь. Звуки ф, фь и буква Ф.)

Занятие 24.Тема: Звуки ф, фь и буква Ф.Цель: выделение заданного согласного звука  в начале,           в середине и в конце слов, из потока слов,...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’].

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звук [ф] и буква [ф’]....