Главные вкладки
огород на подоконнике
методическая разработка по окружающему миру
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КИРОВСКОЕ»
694403, Тымовский район, с.Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел.: 95-1-44
Паспорт проекта
«Огород на подоконнике»
Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков»
Подготовительная к школе группа
Составила:
воспитатель Комник О.В.
Актуальность проекта:
Проект «Огород на подоконнике», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности познакомить детей с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений
осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. Наблюдения за происходящим с растениями, побуждают детей бережно
относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому.
Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Проблема: Дети дошкольного возраста, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за растениями.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Формировать умения выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
- Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться замечать красоту растительного мира.
- У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
- Сформируется бережное отношение к природе, любовь к растениям
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Разработчика проекта: воспитатель Комник Ольга Владимировна
Тип проекта: информационно - познавательный, творческий Срок реализации: долгосрочный март, апрель.
Формы работы с детьми:
- Беседы с рассматриванием иллюстраций
- Наблюдения.
- Чтение пословиц.
- Отгадывание загадок
- Творческая деятельность.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Продуктивная деятельность.
- Трудовая деятельность
- Рассматривание папок с иллюстрациями.
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные беседы.
- Рекомендации.
- Наглядные информационные материалы.
- Выполнение творческих заданий.
Этапы реализации проекта:
- ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
- Подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки).
- Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
- Работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода.
- Подготовка семян.
ЭТАП – ОСНОВНОЙ
План работы по осуществлению проекта
Период | Формы работы с детьми | Взаимодействие с родителями |
Март 1 неделя |
| Беседа с родителями «Огород на подоконнике». |
2 неделя |
| Памятка для родителей «Лук от всех недуг» |
3 неделя |
| Подборка литературы про овощи с участием родителей |
4 неделя |
,укроп ,чеснок, редис, петрушка, капуста). |
3.Посадка лука, чеснока, укропа, петрушки, редиски, салата, кабачка, помидор, огурца. – Формировать представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Формировать трудовые умения и навыки. | ||
5 неделя |
растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).
| Подборка литературы про овощи с участием родителей. |
Апрель 1 неделя |
| |
2 неделя |
| |
2 неделя |
| |
4 неделя |
развитию внимания, способности координировать свои движения с движениями |
других детей. 4. Введение дневника наблюдений за ростом растений в огороде. | ||
Май 1,2 неделя |
| Помощь родителей в оформлении «мини – огорода» |
Технологическая карта проекта
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | Настольно – дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Вершки - корешки», «Собери урожай», «Разложи по корзинкам». Труд: полив и рыхление растений. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | Рассматривание семян, иллюстраций Опыт «На свету и в темноте» Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. |
Речевое развитие | Коммуникационный | Чтение художественной литературы: В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», С. В. Михалкова «Овощи», А. Максакова «Посадила в огороде», Загадки, стихи, пословицы. |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | Раскрашивание картинок Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи». Аппликация: «Овощи на тарелке», «На зеленой кочке выросли цветочки». |
Физическое развитие | Двигательный | Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке» Подвижная игра «Баба сеяла горох» |
3 Этап – заключительный.
- Лэпбук «Огород на подоконнике».
- Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»
- Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
- Оформление электронного фотоотчета для родителей
Анализ эффективности работы над проектом:
У детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности и выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста
растений; дети стали бережнее относиться к миру растений; в группе создан «огород на подоконнике», увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
Выводы:
Анализ результатов работы в ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического
образования, как средство формирования экологической культуры эффективна.
Список используемой литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Метод. пособие. – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2015г.
- Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в средней группе д/с. Методическое пособие. – М.: Мозайка- Синтез, 2012г
- Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет.: Метод. пособие. – Мозайка – Синтез, 2012г.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой . Система работы в средней группе д/с: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
Приложение
Загадки
Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зелёным листом Снаружи красна, внутри бела, На голове хохолок - зелёненький лесок. (Редис) | Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке - но не мышка. (Картошка) | Маленький, горький луку брат. Взрастает он в земле, убирается к зиме. Головой на лук похож. если только пожуёшь Даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго. (Чеснок) | Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (помидоры) |
На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков.? (Горох) | Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. (Репа) | В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква) | Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) |
В земле сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) | Фиолетовый кафтан Носит овощ …(Баклажан) | На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы) | Сто одежек - Все без застежек. (Капуста) |
И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) | Под землею подрастала, Круглой и бордовой стала. Под дождем на грядке мокла И попала в борщ к нам… (свекла) | Желтым зонтиком расцвел Друг всех овощей… (укроп) | Этот овощ тыкве брат — Тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок Между грядок… (кабачок) |
СТИХИ
А. Максакова
Посадила в огороде; помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох! На второй редиска, друг от друга близко. А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз. А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
С. В. Михалкова «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка?
Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка,
Капуста, Морковка, Горох,
Петрушка и свёкла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
Цель: формировать умение детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно,
воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен! »
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: познакомить детей со способами хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: способствовать развитию быстроты реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Цель: способствовать развитию памяти, внимания; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Игра-хоровод «Кабачок»
Цель: способствовать развитию музыкального слуха, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют: Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили,
На ноги поставили, Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.
Подвижная игра «Баба сеяла горох»
Цель: способствовать развитие ловкости, быстроты реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры. Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки) Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.) Мы помчимся — ты постой!
Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
Цель: способствовать развитию внимания, способности координировать свои движения с движениями других детей.
Ход игры.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) . Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) . В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) . А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)
Игра малой подвижности «Огородник»
Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- За чем пришел?
- За репой!
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена, По середке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:
- Я репа, ау!
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
ПОСЛОВИЦЫ
Золото познаётся в огне, человек — в труде. Упустишь время — потеряешь урожай.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Не наклонишься до земли, так и грибок не попадёт в кузовок. Дело мастера боится.
Труд кормит, лень портит. Кончил дело — гуляй смело. Коню — овёс, а земле — навоз Что посеешь, то и пожнёшь, Тем и сыт будешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"
Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...

Отчёт -описание по смотру -конкурсу на лучший учебно -опытный участок дошкольных образовательных учреждений в номинации «Огород на подоконнике» («Выращивание томатов Черри на подоконнике»)
Отчёт -описание экспериментальной деятельности...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...

Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"
Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...



