Профориентационный мастер-класс для воспитанников подготовительной группы «Юный музейный хранитель слов»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тарахина Любовь Владимировна

Данный мастер-класс направлен на закладывание основы ранней профориентации, формируя у детей представления о профессиях "музейный хранитель", "экскурсовод" через погружение в мир русского языка и письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarahina_l.v._mk.docx617.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Добрая фея»

Номинация: «Лучшее профориентационное мероприятие»

Название: Профориентационный мастер-класс для воспитанников подготовительной группы «Юный музейный хранитель слов»

Целевая группа: воспитанники подготовительной группы детского сада.

                                                                                                  Выполнила: Л.В. Тарахина,

                                                                                              учитель-логопед МБДОУ

                                                                                                         «Детский сад № 45 «Добрая фея

Междуреченск, 2025

Профориентационный мастер-класс для воспитанников подготовительной группы «Юный музейный хранитель слов»

В рамках: Международного дня родного языка и работы мини-музея «Азбука: от истоков до наших дней».
Ключевая идея: Познакомить детей с профессией музейного работника (хранителя, экскурсовода) через погружение в мир истории языка и письменности.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения, в основе которой лежит практическое действие, демонстрирующее его освоение, и направленная на отработку профессиональных умений и навыков в ходе выполнения конкретного задания.

Характерными особенностями мастер-класса, по сравнению с другими формами (например, занятием или игрой), являются:

  • Практико-ориентированность: Основа – не просто получение знаний, а обязательное создание своего собственного «продукта» (в данном случае, каллиграфической надписи и «отреставрированной» буквы).
  • Интерактивность: Непосредственное взаимодействие ведущего (педагога) с каждым участником, возможность сразу применить полученные знания на практике.
  • «Алгоритмичность»: Деятельность выстроена как последовательность шагов, ведущих к планируемому результату.
  • Рефлексия: Обязательное обсуждение полученного опыта, трудностей и успехов.

В профориентационной работе мастер-класс можно использовать начиная с дошкольного возраста. При этом следует учитывать:

  • Короткие временные рамки каждого этапа (не более 7-10 минут).
  • Обязательную игровую подачу и наличие сюжета, чтобы абстрактная профессия стала понятной и интересной.
  • Необходимость разнообразной наглядности и использования предметов, которые можно потрогать, исследовать.
  • Опора на личный опыт ребенка (например, сравнение пера с современной ручкой).

Критерии оценивания и бланки:

  • Основной метод оценки – наблюдение. Использование бланков с критериями  для фиксации результатов каждого ребенка.
  • Бланк наблюдения может быть простым: таблица со списком детей и графами для отметок («проявил интерес», «использовал новое слово», «назвал профессию»).
  • Анализ продуктов деятельности (созданных букв, каллиграфических листов) как материального свидетельства вовлеченности.

           В ходе проведения мастер-класса необходимо четко контролировать:

  • Время на каждом этапе, не допуская переутомления.
  • Поочередность выполнения действий, особенно при работе с чернилами, обеспечивая индивидуальный подход и помощь.
  • Эмоциональное состояние группы, своевременно переключая деятельность при усталости или перевозбуждении детей.

Желательно на каждом этапе:

  • Проговаривать профессиональные действия: «Сейчас мы, как реставраторы, будем восстанавливать букву...», «Настоящий хранитель бережно берет экспонат...».
  • Обеспечивать ситуацию успеха для каждого ребенка, хваля за усилия, а не только за результат.
  • Предоставлять выбор (какую букву писать, какую «реставрировать»), чтобы повысить мотивацию и самостоятельность.

При подведении итогов следует учитывать:

  • Личные достижения каждого ребенка, а не сравнение их друг с другом.
  • Обязательность рефлексии через вопросы, направленные на осмысление профессионального опыта («Кем ты был сегодня?», «Что было самым сложным в работе хранителя?»).
  • Создание «материального следа»: каждый ребенок должен унести с собой свой продукт (листок с письмом, фотографию своей работы) как подтверждение своего «трудового» опыта, что усиливает эффект причастности к профессии.

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о профессиях музейной сферы, показать их связь с родным языком и историей.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить дошкольников с понятиями «музейный хранитель», «экскурсовод», «экспонат». Показать эволюцию письменности от древних букв до современных.
  • Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас (перо, чернильница, экспозиция, экскурсовод, азбука, букварь). Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к культурному наследию, интерес к истории родного языка и к профессиям, связанным с его сохранением.

Материально-техническое обеспечение:

  • Мини-музей «Азбука: от истоков до наших дней» с экспозициями:

- «Мои любимые буквы» (работы детей и родителей).

- «Эволюция письменного текста» (от наскальных рисунков до печатной книги).

- Выставка азбук и букварей разных лет.

  • Редкие экспонаты: дореволюционные книги (5 шт.).
  • Для мастер-классов: сушки, соломка, листы бумаги, настоящие гусиные и металлические перья, чернила (или безопасная гуашь), салфетки.
  • Элементы костюма для детей: бейджи «Юный хранитель музея».

Ход мастер-класса:

Часть 1. Вводная беседа «Кто такие хранители истории?» (5-7 минут)

Действия логопеда: собирает воспитанников вокруг себя в мини-музее.

- «Ребята, сегодня у нас с вами не просто экскурсия. Мы попробуем себя в очень интересной профессии! Как вы думаете, кто работает в музее? Кто следит за порядком, рассказывает гостям о старинных вещах и хранит их?»

  • Выслушивает предположения детей. Подводит к выводу: «Верно, это экскурсоводы и хранители музея. Сегодня мы с вами будем юными хранителями слов! Наш музей – необычный, он хранит историю русских букв и слов».

Часть 2. Профориентационная экскурсия «Экскурсоводы и хранители в деле» (10 минут)

Действия логопеда: он не просто рассказывает, а показывает профессию в действии.

- «Как настоящий экскурсовод, я приглашаю вас на первую в вашей жизни экскурсию по нашей «Азбуке». Смотрите, это экспозиция "Эволюция письменного текста". Хранители музея собрали эти предметы, чтобы мы с вами увидели, как люди писали раньше».

Подходит к витрине со старинными книгами:

- «А вот самая ценная часть нашей коллекции. Задача хранителя – очень бережно обращаться с такими экспонатами, чтобы они не испортились, и их могли увидеть ваши дети и внуки. Давайте посмотрим на них осторожно, как настоящие музейные работники».

- «А эту выставку "Мои любимые буквы" создали ваши друзья – такие же дети, как и вы! Иногда музейные работники собирают выставки из работ посетителей музея».

Часть 3. Интерактивные мастер-классы «Работа музейного хранителя» (15 минут)

Мастер-класс 1: «Реставрация древней буквы»

Профориентационный контекст: «Иногда старинные буквы в книгах стираются или повреждаются. Реставраторы восстанавливают их. Давайте и мы попробуем "восстановить" букву, но не красками, а... съедобным материалом!»

Ход: Детям предлагается выложить первую букву своего имени или любую другую букву с помощью сушек и соломки.

- «Вы сейчас– реставраторы древнего алфавита!»

Мастер-класс 2: «Что написано пером...»

Профориентационный контекст: «Чтобы понять ценность старинной книги, хранитель должен знать, как она создавалась. Давайте попробуем написать слова так, как это делали люди много-много лет назад – настоящими перьями и чернилами».

Ход: Дети под чутким руководством логопеда пробуют писать гусиными и металлическими перьями. Педагог акцентирует: «Сейчас вы чувствуете себя не просто детьми, а исследователями, которые изучают старинные ремесла».

Часть 4. Рефлексия и завершение (5 минут)

Действия логопеда:

- «Наше мероприятие подошло к концу. Давайте вспомним, в какой интересной профессии мы с вами сегодня побывали? (Ответы: экскурсоводы, хранители, реставраторы). Что вам понравилось делать больше всего?»

- «Каждый из вас унесет с собой не просто листочек с буквами, а настоящий музейный артефакт, созданный своими руками. Теперь вы знаете, что музей – это место, где работают увлеченные люди, которые хранят нашу историю и родной язык».

Вручение всем детям бейджиков «Юный хранитель музея» или их листочков с написанными словами, как свидетельство причастности к важному делу.

Целевые ориентиры (Планируемые результаты):

В рамках профессиональной ориентации дети будут:

  • Знать и называть 2-3 профессии, связанные с музеем (хранитель, экскурсовод, реставратор).
  • Понимать простейшие трудовые действия представителей этих профессий (хранитель – бережёт, экскурсовод – рассказывает, реставратор – восстанавливает).
  • Иметь представление о том, что музей – это место, где работают люди, сохраняющие историю и культуру.

В рамках речевого и познавательного развития дети будут:

  • Активизировать в речи новые слова: экскурсовод, хранитель, экспонат, перо, чернильница, реставрация, азбука, букварь.
  • Закреплять знания об истории письменности, о том, что буквы со временем менялись.
  • Получать первичный опыт исследовательской деятельности через работу с разными материалами (перья, старинные книги).

В рамках личностного развития дети будут:

  • Проявлять бережное отношение к экспонатам (книгам, своим работам).
  • Испытывать чувство гордости и сопричастности к общему делу сохранения культурного наследия.

Критерии и методы оценки результативности мероприятия

Для оценки эффективности мастер-класса и достижения поставленных целей используются следующие критерии и методы их определения:

Критерий оценки

Метод определения (Инструментарий)

Проявление у ребенка (Что видим)

1. Усвоение знаний о профессиях

Наблюдение и беседа-вопросник в конце занятия.

Ребенок может ответить на вопросы:
• «Кто работает в музее?»
• «Чем занимается экскурсовод/хранитель?»
• «Кто такие реставраторы?» (могут ответить своими словами: «те, кто чинит старые книги/буквы» и т.д.).

2. Активное использование новой лексики

Наблюдение за спонтанной речью детей во время мастер-классов.

В процессе деятельности ребенок самостоятельно или с небольшой подсказкой использует слова: «перо», «чернильница», «экспонат», «я как реставратор», «мы храним буквы» и т.д.

3. Сформированность представлений о музее

Анализ продуктов деятельности и наблюдение за сюжетно-ролевой игрой после занятия.

Ребенок бережно обращается с книгами и материалами. После мероприятия дети переносят новые роли в игру («давай играть в музей», «я – экскурсовод, а ты – хранитель»).

4. Развитие познавательного интереса

Наблюдение за вовлеченностью и эмоциональным откликом.

Ребенок с интересом рассматривает экспонаты, задает вопросы («А это что?», «А почему такая буква?»), активно и с удовольствием участвует в мастер-классах.

5. Сформированность регулятивных навыков

Наблюдение за процессом деятельности.

Ребенок старается довести начатое дело до конца (выложить букву, написать слово пером), следует предложенным правилам (аккуратно обращается с чернилами, пером).

Пример вопросов для итоговой беседы (рефлексии) для определения результативности:

  • «Ребята, скажите, пожалуйста, кем вы сегодня были в нашем музее?» (Ожидаемый ответ: хранителями, экскурсоводами, реставраторами).
  • «Что самое интересное вы сегодня узнали или сделали?»
  • «Как называется человек, который рассказывает про экспонаты? (Экскурсовод). А который их бережёт? (Хранитель)».
  • «Для чего нужны музеи?» (Чтобы сохранять историю, чтобы мы могли её увидеть).

Итоговая оценка: Мероприятие считается результативным, если не менее 80% детей группы продемонстрировали положительную динамику по основным критериям (например, усвоили 1-2 профессии, использовали новое слово, проявили познавательный интерес и бережное отношение).

Список используемых источников:

  1. Алиева, Т.И., Урадовских, Г.В. Детский сад – музей: возможности диалога // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8.  С. 4-12.
  2. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.  96 с.
  3. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Занимательная стилистика, или Рассказы о том, как лучше сказать. – М.: Просвещение, 1988.  208 с.
  4. Дыбина, О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2010.  160 с.
  5. Кронгауз, М.А., Арутюнова, Е.В. О чём расскажут старые буквы. – М.: Пешком в историю, 2018.  80 с. (Серия «Мир вокруг нас»).
  6. Мацкевич, М.В. Смотрим, видим, помним: Развитие зрительного восприятия и памяти на материале музейных экспонатов. – М.: Чистые пруды, 2010.  32 с. (Библиотечка «Первого сентября»).
  7. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.  64 с. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
  8. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.  216 с.
  9. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.  М.: ТЦ Сфера, 2017. – 272 с.

Приложение

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей воспитанников старшей группы, посвящённый «23 февраля»

Мастер-класс для родителей воспитанников старшей группы, посвящённый 23 февраля....

Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.

Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

Мастер-класс для родителей воспитанников младшей группы «За здоровьем в детский сад»

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интелле...

Мастер-класс с родителями воспитанников подготовительной группы Тема: «Играем пальчиками»

Мастер-класс с родителями воспитанников подготовительной группы  Тема: «Играем пальчиками»...

Мастер-класс с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Безопасная дорога»

Цель: привлечение родителей к совместной работе по профилактике детского дорожного травматизма.Задачи: - повышение эффективности работы с семьями воспитанников по проблеме профилактики детского дорожн...

Мастер-класс для родителей воспитанников подготовительной к школе группы "Скоро в школу"

Мастер класс для родителей  "Скоро в школу" помог рассказать и наглядно продемонстрировать родителям,как с помощью простых упражнений и игр развивать интеллектуальную готовность к школе...

Мастер-класс для родителей воспитанников подготовительной группы Тема: «Изготовление закладок для книг»

Продолжительность: 45 минутЦель: вовлечение родителей в совместную деятельность ДОО в продуктивной и творческой работе с детьми, формирование практических умений и навыков выполнения закладок для книг...