Исследовательский проект по экологическому воспитатнию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Качалова Татьяна Викторовна

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растений, выяснить какие из них растут в данной местности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dokument_Microsoft_Word.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лесная аптека»

(исследовательский проект по экологическому воспитанию для детей  подготовительной группы)

Автор: Качалова Татьяна Викторовна, воспитатель МДОУ детский сад  N36 "Росинка" г.Белгорода.

 

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растений, выяснить какие из них растут в данной местности.  Открыть лесную аптеку у себя в группе. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
К открытию лесной аптеки дети готовятся и самостоятельно, и в группе. Во время прогулки в парк с группой,  дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это будут более доступные для сбора детьми листья мать-и-мачихи, липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух, подорожник, одуванчик и др.
Лесная аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих походах, загадают загадки.

1 этап проекта: занятие на тему: «Лекарственные растения»

 

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Ход занятия.


2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана,  ромашка; засушенные растения; отвары трав,  картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Содержание.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
                             (Крапива).
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
                            (Одуванчик).
                     Нарядные платьица,
                   Жёлтые брошки,
                   Ни пятнышка нет
                   На красной одёжке.
                                      (Ромашка).
                   Каждый лист мой любит тропки
                   У обочины дорог.
                   Он однажды людям добрым
                   Раны вылечить помог. (Подорожник).


         Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
          Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
         Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.


         Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.
         Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
         На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.
         Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.


                  
Есть много трав полезных,
                   На земле страны родной,
                   Могут справиться с болезнью
                   Ромашка, мята, крапива
                            Подорожник, ландыш, зверобой.

(Физкультминутка «Дождик, лей веселей».)
                   Дождик, лей веселей!
                   Тёплых капель не жалей
                   Для лесов, для полей.
                   И для маленьких детей,
                   И для мам, и для пап.
                   Кап – кап! Кап – кап!


         Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.


Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
        
1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.


        
2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.


        
3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.


        
Итог занятия: Спасибо за внимание!

 

2 этап проекта: Экскурсия на луг для  сбора лекарственных растений.

Ребята, сейчас мы будем собирать с вами лекарственные растения, но прежде мы должны повторить правила сбора лекарственных растений.


Правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.


2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.


3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?


  (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.


4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.


5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.


6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем
и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).


7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).


    Далее воспитатель с детьми собирают лекарственные растения.
Итог: Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо!


А сейчас угощайтесь травяным чаем из ромашки. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ ромашки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Ласточка» «Осень — чудная пора»

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечатель...

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021...

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Метеостанция»

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы«Метеостанция»...

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Сбережем природу»

Формирование системы  осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов экологическо...