"Солнышко в ладошках"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Экологическая акция и познавательное занятие посвящены одному из распространённых на территории Сибири растений - одуванчику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ekologicheskaya_akciya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Солнышко в ладошке»

Экологическая акция для детей 5 – 7 лет

Автор:

Новикова Ольга Максимовна,

воспитатель высшей

квалификационной  категории

МДОУ детский сад № 63

 « Журавлик»  комбинированного вида

 Киселевский городской  округ

                                                               

2010 г.


Экологическая акция

«Солнышко в ладошках»

Задачи: 

  1. Формировать у детей “экологическое чувство”, чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля “общим домом”.
  2. Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.
  3. Формировать представление о связи растений с различными экологическими факторами.
  4. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения.
  5. Воспитывать бережное отношение к одуванчику.
  6. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика.
  7. Развивать наблюдательность, речь ребенка.
  8. Учить видеть красоту цветущего луга, продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; понимать, что поэты в стихах, а художники в рисунках, картинах передают красоту.
  9. Вызвать желание передать красоту увиденного в коллективной работе.
  10. Закрепить умение печатать листья, вырезать круг из квадрата для изготовления цветка одуванчик.

Возраст детей: 5-7 лет

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в лесо-парковую зону «Березовая роща».
  2. Беседы и занятия о лекарственных растениях.
  3. Наблюдения
  4. Разучивание стихов об одуванчиках.

Материал: карточки с частями цветка, листы бумаги зеленого цвета формата А2 на 3—4 человека; гуашь зеленая и желтая; салфетки из кле енки, листы бумаги размером 1/2 альбомного листа для пе чати; листья одуванчика для печати по числу детей;  квадраты из двусторонней желтой бумаги размером 2x2 см, 3x3 см, 4x4 см, 5 х 5 см; ножницы.

Экскурсия:

(Весной мы увидели золотистую поляну с одуванчиками! Где они только не росли! Первым порывом детей было нарвать цветов как можно больше)

- Красота-то какая!— воскликнула я. Дети остановились и вместе со мной стали любоваться цветущей поляной.

- А какой нежный аромат, вы только вдохните!

(По лицам детей вижу, что им это приятно)

Катя С. Как душисто пахнет!

Данил К. Медом!

- Давайте сорвем только один цветок — это удивительное создание природы. Будем передавать его из pук в руки, и каждый из вас скажет о нем, что увидит особенного, — предложила я.

Дети сказали, что цветок одуванчика — золотистый желтый, красивый, душистый, нежный, похож на маленькое солнышко. Стебелек — гладкий, чуть-чуть липкий, прохладный, приятный.

Соня З. заметила, что в нём много маленьких цветочков. Вспомнили, что когда отцветут одуванчики, они превращаются в пушистые шарики. Каждая пушинка образуется на месте маленького цветка, а к ней прикреплено семечко. Повеет ветерок и разнесет пушинки повсюду. Опустят парашютики на землю семена, и вырастут из них новые растения.  И так бывает всегда. Сорвали бы мы одуванчики и погубили бы их деток.

Личным примером, словом и делом формирую у детей представление о природе как величайшей ценности, развиваю понимание ее неповторимости, руководствуясь  принципом: "НЕ НАВРЕДИ!"

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем -

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял и завял.

А сколько бы он

На лугу простоял? (В. Викторов)

Объясняю детям, что в природе большинство растений прорастает из семян. Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет. Даже простые цветы очень красивы, когда они живые.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт — нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Е. Серова)

Обращаю внимание детей на то, как много одуванчиков, жёлтых и воздушных. Предлагаю детям сорвать пушистый шарик и дунуть на него.

- Дети, а вы знаете, почему одуванчиков так много? (Потому, что у них много пушинок,  было много маленьких цветочков, а теперь много парашютиков; потому, что ветер дует и они разлетаются;  потому, что их любит солнышко, солнышко светит и они растут к нему )

А теперь послушаем стишок  «Как появились одуванчики»
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок,
скок,
скок!-
Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали.
(Елена Приходько) 

Они неприхотливы. В каждой золотисто - желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются ВЫРВАТЬ его с корнем, что не всегда удаётся.

(Снимаю пушистую головку одуванчика и показываю, что под каждым зонтиком из волосков есть плотная семянка.)

У всех цветов семена образуются на месте цветка, когда тот отцветёт. Если вы сорвёте цветок, то семян от него не будет, и такие цветы в природе будут встречаться все реже и реже. Поэтому рвать цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться.

- Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся. Пусть каждый сорвёт по желтому одуванчику для общего букета.

(Дети срывают по 1 одуванчику и отдают воспитателю)

- Букет готов. Идёмте в группу и поставим одуванчики в воду.

(В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то,

что головки одуванчиков поникли, букет завял).

- (Напоминаю детям) На фоне зелёной травки одуванчики были очень красивы. Хоть их и много было, но брать не стоило. Тем более нельзя рвать цветы, которых и без того мало.

Одуванчик придорожный

Был как солнце золотым.

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Он летит над теплым лугом

И над тихою рекой.

Одуванчику, как другу,

Долго я машу рукой:

— Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.   В. Степанов

По результатам экскурсии была оформлена презентация. Через некоторое время проведено комплексное познавательное занятие по обобщению и закреплению знаний об одуванчике, где использована созданная презентация).

Комплексное занятие

(ход занятия)

Сейчас я поведаю вам одну историю, а вы мне поможете её рассказывать .(«Планета – наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г)

Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились первоцветы. Не успели отцвести подснежники, как позо лотило солнышко лужайки, полянки, газоны. Это расцвели одуванчики.

Однажды ясное солнышко проснулось раньше обычного и решило посмотреть, как мир красив. Стало оно ронять золотые лучи на землю, и в том месте, где луч касается земли, вырастал одуванчик. С тех пор одуванчик так полюбил солнце, что не сводит с него своих глаз и по сей день. Утром просыпается солнце, а одуванчик уже улыбается, поднимается солн це высоко — одуванчик повернет к нему свою головку, а вечером, когда солнце отправляется спать за леса и моря, он провожает его своим взглядом, желая доброй ночи и ласковых снов. Когда серые тучи закрывали солнышко, одуванчик очень скучал по своему другу и не раскрывался. Так продолжается дружба одуванчика и солнца до тех пор, пока одуванчик не поседеет. Дунет лёгкий ветерок — и полетят пушинки-парашютики с семенами путеше ствовать, упадут на землю и прорастут, а весной расцветут новые молодые одуванчики.

Цветок этот знаком всем. Неприхотлив он до крайности. Ему и луга для жизни подходящи, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Трудно, наверное, найти место, где он не мог бы расти. Оставил нерадивый строитель груду мусо ра, кирпич битый, а одуванчики уже тут как тут. Вроде бы сорняки, а делают доброе дело - прикроют собой, опояшут светлой гирляндой свалку и глаз радуют. Смотрят и хитро подмигивают, одуванчики-хитрованчики.

Завиваются у цветка золоченые кудри, и пчелы их разглаживают, по утрам расчесывают, прихорашивают. А отцветет одуванчик под жарким солнцем - поседеют, поредеют кудри, - пчелы и замечать не станут. Потом цветок ветерком обдует, улетят во все стороны семена-парашютики, и на следующий год уже не один цветок встанет, а десятки новых.

Правда, зимой много семян погибает, хоть и не откажешь цветку в живучести. Выдернут, бросят его, случается, на дороге, он лежит ничком, свернув зубчатые листья и золоченые свои шапочки. Не успеешь оглядеться, а одуванчик опять корнями в землю уцепился - будто всегда здесь рос. И цветет снова. Сколько бы ни топтали его люди, сколько ни поедали животные, все равно он будет цвести там, где захочет. Если бы удалось сосчитать, сколько их, то окажется, наверное, больше, чем звезд на небе. На ночь цветы сворачивают золотые корзиночки, словно стыдясь соперничать со звездами. А поутру снова загораются навстречу свету.

(По ходу беседы рассматриваем слайды презентации по результатам экскурсии)

- Помните, мы были на экскурсии и рассматривали это удивительное растение? (Да)

- Откуда появляются листочки одуванчика? (Из земли, из корня, из семян)

- А почему весной тает снег, и листочки растут? (Солнце светит и греет землю.)

- Что еще есть у одуванчика кроме листьев? (Корень, цветы, семена)

- На чем держится цветок одуванчика? (На стебельке)

(Рассматриваем иллюстрацию цветка одуванчик и слайды с фотографиями детей с одуванчиками в руках)

- Есть у полевого одуванчика тоненькая ножка-стебелек, на которой и держится цветок, вернее, не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. Почему? (Потому, что нос испачкался об цветок; Одуванчик желтый и мой нос стал таким же желтым.)

- В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется пыльца. А еще цветы содержат вкусный сок - нектар. Прилетит пчела попить его, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет гам пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками - парашютиками.

(Рассматриваем и сравниваем иллюстрации и слайды презентации с фотографиями одуванчика в разные периоды цветения)

- Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки - парашютики? (Дети высказывают свои предположения)

- Да, подует ветер, разлетятся парашютики с семенами по белу свету, полетают-полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.

- Какой части одуванчика мы не видим на иллюстрации? Откуда одуванчик берёт пищу, что его «держит» в земле? (Корень)

- У одуванчика один большой толстый корень, в нем он запасает пищу, и много маленьких - через них он получает из земли воду и пищу. Корень «держит» одуванчик в земле.

- А сейчас я предлагаю вам сложить одуванчик из своих карточек в разное время года и суток (ночь-день, зима-весна-лето).

(Перед детьми карточки-пазлы, из которых они складывают одуванчик,

 и рассказывают в какой период времени вырос их цветок)

Вывод: (рассматриваем гербарий) Одуванчик - многолетний весенний цветок; он состоит из определенных частей; на зиму он «засыпает», а весной расцветает вместе с новыми цветами, появившимися из семян-парашютиков. Семейство Сложноцветные. Многолетний сорняк. Цветущие стебли полые, безлистные (стрелки), высотой 10— 25 см, несут по одной корзинке на концах. Листья зубчатые или перистонадрезанные, образуют прикорневую розетку. Цветет в мае — начале июня, повторно — осенью. Растет по лугам, в садах, на огородах.

Физкультминутка.

Одуванчик, одуванчик!

(приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

- Послушайте внимательно одну сказку. («Планета – наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г.)

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит - хороша Земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. «Что бы еще такое придумать? - спросило само себя Солнышко. - Чем людей порадовать?».

Взмахнуло оно золотым рукавом - и брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки - одуванчики.

«На меня похожи!» - обрадовалось Солнышко.

А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла – одуванчики остались сначала  в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Одуванчик, если внимательно приглядеться, так или иначе копирует солнце. Словно миллионы маленьких детей взялись рисовать солнце, кто как может, и у всех получается по-разному. А основа все-таки одна: кругленький центр, а от него в разные стороны расходятся лучи. Он дружит с солнцем и во всем ему подчиняется,  не может без него жить.

- Нравится вам, как цветут одуванчики, как они украшают наш участок? (Да)

- Как можно передать красоту увиденного? (нарисовать, стихи или музыку написать, сфотографировать)

- Художники рисуют картины, поэты пишут стихи, музыканты – музыку.

- А вы знаете стихи об одуванчиках?

(Чтение стихотворений об одуванчике)

- Почему авторы по-разному описывают этот цветок? (Каждый передаёт своё впечатление по разному)

Одуванчик, одуванчик,

Ты горюешь над овражком:

Кто понежит, кто понянчит,

Где уснуть цветам-бедняжкам?

Ветер дуст, рвет былинки,

Пух с головушки срывает,

Серебристые пушинки

В черном поле развевает. С.Нерис

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.  М. Полянская

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик

Первый молодой,

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет? О. Высотская

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,.

А проснулся —

Улыбнулся:

— Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь,

Что разлечусь.

Тише ветер луговой!  Е Благинина

- Предлагаю нарисовать много-много одуванчиков на зеленом лугу.

- Вы, маленькие художники, сегодня нарисуете одуванчики на лугу. Чтобы одуванчиков было много, можно сделать большую коллективную работу. Сначала будем печатать листья одуванчиков, а цветы вырежем из бумаги.

(Показать, как и где это сделать.)

Дети подходят к столам, на которых лежат салфетки и краска, выбирают себе листочки для печати, заранее подготовленные воспитателем. Намазывают листочки краской, подходят к столам, на которых лежат листы бумаги зеленого цвета, и печатают листочки (по 2—3 листочка). Затем за рабочими столами вырезают из квадратов круги, делают надрезы по кругу (по 2—4 круга) и приклеивают цветочек к своему растению, предварительно склеив два кружка разной величины между собой в центре. Большие листы бумаги склеивают, и получается луг, на котором растут одуванчики.

- Красивая у нас получилась картина? (Да)

- Похожи сделанные вами одуванчики на одуванчики на нашем участке? (Да) 

- Как мы с вами изображали одуванчики? (Дети описывают последовательность выполнения работы)

- При помощи чего мы передали красоту увиденных цветов? (При помощи красок)

- Давайте придумаем название нашей картине! (Дети придумывают и проговаривают вслух название для картины)

- Послушайте и отгадайте загадку:

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

А это что за растение?

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.     (Одуванчик)

Горел в траве росистой

Фонарик золотой.

Потом померк, потух

И превратился в пух.       (Одуванчик)

Глазок золотой на солнце глядит,

А как солнце нахмурится,

Глазок прищурится.    (Одуванчик)

На лугу у реки

Золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки позалил. (Одуванчик)

Я шарик пушистый,

белею в поле чистом.

А дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)

- Угадали?!. Одуванчик!  Назвали его не желтоцвет, не солнцесвет, а просто одуванчик. И получил он это название за то, что его семена умеют летать: одуванчик, одуван, ветродуйка, дуван, дуванчик, пустодуйка. В народе у него больше сотни разных имен. Есть среди них и такие замысловатые, как шапочка-сдунь плешка, попово гуменце, летучка, теремок, пухлянка, чертовы подойники, павка, купава (в древности последние два слова означали «на рядная», «пышно одетая», «красивая женщина»).

- Этот неистребимый цветок полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, похожий на кофе. Делают вино, варенье и мед. Это очень вкусно. Одуванчик - лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. И  лекарство делают: от бессонницы, от зубной боли и глазных болезней. Самая лучшая аптека - это Природа. Поэтому необходимо всегда соблюдать правила поведения в природе:

  1. Не топтать растения при сборе.
  2. Не рвать с корнем.
  3. Не собирать все растения до последнего.

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Девочки и мальчики не рвите одуванчики!

- Как вы думаете, почему нужно беречь и охранять их?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красот.   (Тим Собакин)

После занятия на основе детских работ был сделан плакат и вывешен в фойе детсада.

Это послужило толчком для проведения экологической акции в защиту одуванчика - маленького солнышка на земле.

Дети и удовольствием ходили по группам нашего детсада, а их у нас 12 и рассказывали об одуванчике, загадывали загадки, читали стихи посвященные одуванчикам  и призывали всех детей не рвать одуванчики

Среди домов, среди машин

веселый луговой.

Схватить в ладошку не спеши –

цветок, как ты живой! ( Мария Коробова)

Затем при помощи родителей были изготовлены и напечатаны мини плакаты, на которых были размещены фотографии детей и стихи об одуванчиках. Дети вместе с родителями развешали плакаты по всему нашему микрорайону «Красный камень».

Так экологическая акция  «Солнышко в ладошках» посвященная защите маленького цветка одуванчика распространилась по всему большому району,  где  находятся 3 школы, 7 детских садов и проживает около 37 000 человек.

 

Литература

  1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
  2. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
  3. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников – М.: Издательство «Лайда», 1995г.
  4. «Планета – наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г. – М.: «Лайда», «Академия», 1995
  5. Киндерята.ру 2010-2011 © Loona Team.
  6. Re: Стихи про одуванчик.
  7. ahref="http://luts.ucoz.ru/load/stikhotvorenija/1/o_berezhnom_otnoshenii_k_prirode/44-1-0-313">О бережном отношении к природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме "Солнышко в ладошках"

Планирование проекта "Солнышко в ладошках" в средней группе....

Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»

Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники....

Перспективный план на март месяц 2013г "Солнышко в ладошках". Подготовительная группа.

Тематическое перспективное планирование  в подготовительной группе....

Перспективное планирование "Солнышко в ладошках"

Перспективное планирование Солнышко в ладошках...

конспект развлечения образовательной области "музыка" "Солнышко в ладошках" 1-я младшая группа

Комплексно-тематическое развлечения  для детей 2-3 лет  по музыкальному воспитанию комбинированное с ИЗО...

«Солнышко на ладошке». /Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей./

laquo;Лучезарное солнышко». (Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.)Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей  к изготовлению театральных кукол,с посл...

МАЙ 2022г. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ "Солнышко в ладошках" направлен на раскрытие детских талантов дошкольного возраста. В муниципальном конкурсе "Солнышко в ладошках" участие приняли 34 воспитанника д/с"Островок" в возрастной категории от 5-7 лет.

МАЙ 2022г. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ "Солнышко в ладошках" направлен на раскрытие детских талантов  дошкольного возраста. В  муниципальном конкурсе "Солнышко в ладошках" участие ...