Изучаем себя . О людях.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Симонова Оксана Николаевна

Чтобы помочь ребенку изучить окружающий мир, мы взрослые ,должны ему помочь познать себя.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Izuchaem_sebya.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем себя

О людях

Все мы люди и все люди разные! Есть большие и маленькие, худые и толстые, высокие и низкие. Есть мужчины и женщины, мальчики и девочки, старые, молодые и совсем маленькие. У одних светлые волосы, у других темные, у одних кудрявые, у других прямые. У людей бывает разный цвет кожи, разный разрез глаз.

Словарик для родителей

Взрослые, дети, женщина, мужчина, мальчик, девочка, малышка, молодая, молодой, маленький, большой, высокий, низкая. Волосы бывают: темные, светлые, кудрявые, рыжие, прямые, длинные, средние, короткие, черные.

 

Тело человека

У всех людей есть туловище, голова, две ноги, две руки, спина, живот... Люди прямоходящие, ходят на двух ногах, а не на четырех, как животные, поэтому руками они могут различные действия. Тело человека с возрастом растет. У ребенка тело меньше, а по мере взросления растет и тело. Посмотрим на картинку и назовем все части тела которые знает ваш ребенок:

Предложите малышу показать на рисунке части тела, которые он знает. Пусть покажет все это на себе и на вас. В своей речи употребляйте слова: волосы, лицо, шея, глаза, ухо, уши, нос, рот, щека, щеки; туловище, живот, талия, рука, руки, плечо, плечи, ладонь, ладони, палец, пальцы, кулак, нога, ноги, бедро, колено, колени, ступня, пальцы.

Потешка про тело

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

***

Паучок, паучок,
Дочку хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Дочкухвать за ушко.
Олени, олени,
Дочкухвать за колени.
Песик, песик,
Дочку хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Дочку хвать за живот.
Оса, оса,
Дочкухвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Дочку хвать за плечики.

***

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это дочкин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толсные подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это дочкин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.

О ногах малышу

У человека две ноги, ногами люди ходят, бегают, могут приседать, прыгать, крутить педали у велосипеда, играть в мяч, танцевать и скакать.

Когда холодно, надо одевать теплые ботинки, чтобы не замерзнуть. А когда жарко - легкие сандалии, чтобы ноги не запарились, когда катаются на роликах, одевают защиту, для спорта есть специальная спортивная обувь, дома носят тапочки, еще одевают носки, девочки и женщины, носят колготки, или чулки.

Потешки про ноги

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

У человека есть руки

У человека две руки.  Руками человек держит предметы, играет в мяч, нажимает на кнопки, рисует, почти все то, что сделано на земле человеком, изготовлено руками! Руками можно погладить и ударить, можно здороваться рукопожатием, можно показывать различные жесты. На кисти рук есть пальцы, пальцы могут сгибаться и разгибаться. Назовите все пальцы по порядку: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный палец и мизинец.

 

 

Используйте в своей речи слова: палец, пальцы, сгибает, разгибает пальцы, растопыренные пальцы, кисть руки, кулак, ладонь, держать, играет, рисует, держит, нажимает на кнопки.

Голова. Лицо человека

У человека есть голова, на голове есть лицо. Каждый раз, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы видим свое лицо, видим глазки, род, ушки, волосы, брови, нос, брови... Посотрите на картинку с лицом девочки и покажите что есть на лице:

Словарик для родителей:

шея, голова, волосы, лицо, лоб, нос, рот, зубы, губы, язык, подбородок, брови, щеки, уши, глаза, ресницы.

В зависимотси от настроения, или от того что мы делаем, наше лицо может меняться, иногда хмуримся, иногда плачем, иногда смеемся. Можем широко открыть рот, если кричим, или кушаем, надуть щеки, если задуваем свечку, сложить губы трубочкой  если свистим, высунуть язык когда дразнимся. Посмотрите с малышом на картинку, как мальчик строит рожицы. Спросите своего ребенка, как он может гримсничать, попросите его построить рожицы.

Попросите малыша изобразить около зеркала различные выражения лица. Попросите сделать "доброе лицо", хмурое, злое, веселое, удивленное, попросите показать язык. В своей речи употребляйте слова: веселый, задумчивый, хмурый, грустный, веселится, смеется, задумался, нахмурился, грустит, плачет, строит "рожицы", раскрыл рот, надул щеки, высунул язык.

Потешки про лицо

(Водя пальчиком малышки по называемым частям тела):
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Сыночкины (доченькины) сказки
(в этот момент пощекотать и поцеловать).

***

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Глаза

С помощью глаз человек видит. Когда плохое зрение, то носят очки.Глаза бывают разного цвета, бывают карие и голубые, зеленые и серые. Когда мы спим, мы закрываем глаза веками. (попросите вашего малыша закрыть и открыть глазки) Веки глазок еще для того, чтобы в глаза не попадали соринки, если например что-то летит в глаз, то веки закрываются, защищая глаз (дуньте слегка в глазки ребенка и скажите: "вот видишь, твои глазки закрылись, когда я дунул (а)"). Когда ярко светит солнышко, мы тоще журимся. Мы можем двигать глазами туда-сюда, моргать, подмигивать, щуриться, открывать и закрывать глаза (проделайте все эти движения глазами с ребенком). Посмотрите как на картинке девочка открывает и закрывает глазки:

 

 

Проделайте все эти движения сами, а потом предложите ребенку повторить за вами каждое движение. Поводите перед глазами ребенка игрушкой и преложите смотреть не двигая головой. Попробуй с закрытыми глазами нарисовать кружочек! В своей речи употребляйте: глаз, глаза, веко, веки, ресницы, брови, смотреть, смотрит, видеть, видит, открывать, закрывать, моргать, щуриться.

Уши

Ушами человек слушает и слышит. Различает различные звуки и голоса. Может слышать тихие и громкие звуки, резкие и нежные, речь человека и музыку. От очень громкого звука человек может оглохнуть и перестает слышать. Чтобы уши не болели, зимой нужно одевать теплую шапку с закрытыми ушами.

 

 

Скажите ребенку шепотом, потом громко, попросите малыша крикнуть. Предложите малышу закрывать и открывать уши ладошками во время звучания музыки или громкого разговора. В своей речи употребляйте слова: ухо, уши, слышать, прислушиваться, слушает, тихие звуки, громкие звуки, оглушительные звуки, холодно, тепло в шапке.

Нос и зубы человека

Носом человек дышит (попросите малыша ненадолго задержать дыхание, потом поднесите к носу маленькую бумажку, или перышко и попросите выдохнуть, попробуйте выдыхать через нос и через рот). Еще носом человек нюхает и может определять различные запахи (дайте ребенку понюхать разные запахи). Носом можно определять приятный запах, или нет.

Зубы находятся во рту. Зубы помогаю нам откусывать и жевать пищу. У малыша мало зубов, он не может есть твердую пищу. Когда ребенок растет, у него появляются новые зубы.

 

 

Пусть малыш понюхает разные продукты. И поиграйте с ним в игру "Угадай по запаху!" Пусть сначала посмотрит на три-четыре продукта, а потом с закрытыми глазами понюхает один из них и угадает его. В своей речи употребляйте слова: нос, нюхать, ноздри, дышать, рот, зубы, чувствовать запахи, приятный и неприятный запах, кусать, откусывать.

Язык и губы

Язык помогает человеку чувствовать вкус продуктов. Попросите ребенка показать свой язык в зеркало. Спросите:"Видишь маленькие пупырышки?" -Это они различают вкусы. Мы можем определять соленые продукты, или сладкие, горькие, или кислые. А еще можно дразниться языком, показывая его, но это не прилично. А еще язык и губы помогают людям говорить! Губы можно растягивать в улыбку, тогла будет понятно ,что вам весело. Можно складывать в трубочку, например для того, чтобы подуть. А еще произносить звуки. Посмотрите на картинку с ребенком и опишите ее:

 

Предложите ребенку перед зеркалом произносить разные звуки и смотреть на свои губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Изучаем себя и других"

Формировать у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния. Воспитывать гуманизм, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим....

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Изучи себя сам"

Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ....

Образовательный проект "Мы изучаем себя"

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, па...

Проект "Мы изучаем себя" (подготовительная группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Приложение к проекту "Мы изучаем себя"

Консультации для родителей, материал для диагностики, альбом....

Образовательный проект "Мы изучаем себя"

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление  его здоровья....