Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ошарова Марина Викторовна
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления художественно-эстетического развития воспитанников МДОУ № 100».

Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе

                         Составитель и руководитель кружка: Ошарова М.В.,

                                                                            г. Астрахань, МДОУ№100

Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.

Цель кружка:

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка:

Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для её проведения. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам. Воспитание умения следить за развитием действия  в драматизации и кукольных спектаклях. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральное кукле. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение;  познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Сентябрь

  1. «Давайте познакомимся»
  2. «Для деда, для бабы Курочка - Ряба яичко снесла золотое»
  3. «Ходит осень по дорожке»  (по сказке «Теремок»)
  4. «Прогулка по лесу»

Октябрь

  1. «Мы играем и поём» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и Медведь»)
  2. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»
  3. « Во садочке я была…»
  4. « Игровая викторина по стихам А. Барто»

Ноябрь

  1. « Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет»
  2. « Мы водили хоровод»
  3. « Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)
  4. «  Зеркало, зеркало – скажи...»

Декабрь

  1. « Потеряли котятки по дороге перчатки»
  2. « Встали детки в кружок – закружились как снежок»
  3.  « Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)
  4. « Заходите в гости к нам»

Январь

  1.  «Сказочка о глупом мышонке»
  2. «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
  3. «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»
  4. «Звери в гостях у Снегурочки»

Февраль

  1. «Без друзей нам не прожить ни за что на свете»
  2. « В гости к ёжику и лисе»
  3. «Мы актёры»
  4. « В гости пальчики пришли»

Март

  1. «Весна пришла!»
  2. «Смоляной бычок» (театр мягкой игрушки)
  3. «Представьте себе...»
  4. «Воробей и кот»

Апрель

  1. «В тесноте, да не в обиде»
  2. « Свет, мой зеркальце, скажи»
  3. На болоте две подружки, две зеленые лягушки»
  4. «Дайте только срок, построим теремок!»

Май

  1. « К нам гости пришли!»
  2. «Ладушки – ладошки»
  3. «Пчёлки – детки, полетели!»
  4. «Два веселых гуся»

Сентябрь

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: «Для деда, для бабы Курочка - Ряба яичко снесла золотое»

Цель: стимулировать эмоциональное  восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей

Литература: Т.Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва, «Просвещение 1982г.

Тема: «Ходит осень по дорожке»  (по сказке «Теремок»)

Цель:  стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема:  «Прогулка по лесу»

Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Октябрь

Тема:  «Мы играем и поём» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и Медведь»)

Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: « Во садочке я была…»

Цель: учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах

Литература:  Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: « Игровая викторина по стихам А. Барто»

Цель:  развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Ноябрь

Тема: « Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет»

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: « Мы водили хоровод»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: « Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)

Цель:  поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра

Литература:  Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «  Зеркало, зеркало – скажи...»

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Декабрь

 

Тема: « Потеряли котятки по дороге перчатки»

Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема:  « Встали детки в кружок – закружились как снежок»

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию,  ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема:  « Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)

Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие 

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: « Заходите в гости к нам»

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Январь

Тема: «Сказочка о глупом мышонке»

Цель:  побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движение и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразы из текста

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема:  «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

Цель:  познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнёрские воспоминания

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: «Звери в гостях у Снегурочки»

Цель:  вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить  детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения

Литература:  Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Февраль

Тема: «Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражания повадкам животных; воспитывать любовь к животным

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: « В гости к ёжику и лисе»

Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнёрские взаимопонимания

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «Мы актёры»

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: « В гости пальчики пришли»

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнёрские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Март

Тема: «Весна пришла!»

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: «Смоляной бычок» (театр мягкой игрушки)

Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: «Представьте себе...»

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «Воробей и кот»

Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать её вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Апрель

Тема: «В тесноте, да не в обиде»

Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: « Свет, мой зеркальце, скажи»

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тема: На болоте две подружки, две зеленые лягушки»

Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использоваться в игре всё пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «Дайте только срок, построим теремок!»

Цель: продолжать детей учить отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Май

Тема: « К нам гости пришли!»

Цель:  вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «Ладушки – ладошки»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору

Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Тема: «Пчёлки – детки, полетели!»

Цель: ; развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Тема: «Два веселых гуся»

Цель: развивать память физических ощущений; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомические навыки

Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.

Литература

  1. Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
  2. М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
  3. Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва «Просвещение» 1982г.
  4. И.В. Штанько «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «сфера»2007г.
  5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.

Тезисы

В программе реализуется всесторонний целостный подход к эстетическому развитию дошкольника через театральную деятельность.

Цель программы: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Программа рассчитана на работу с детьми четвёртого года жизни и рекомендуется для использования в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по театральной деятельности "Синяя птица" во 2 младшей группе

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и нов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.   В...

Программа кружка по изобразительной деятельности в младшей группе "Волшебная палочка"

Программа кружка по изобразительной деятельности в младшей группе "Волшебная палочка"...

Рабочая программа кружка по театральной деятельности «Сказка» (средняя группа №3)

Рабочая программа кружка по театральной деятельности«Сказка»(средняя группа №3)Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответстви...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы...