Детско-родительский образовательный проект «Мой родной город Москва»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания»
К.Д.Ушинский
Детско-родительский образовательный проект
«Мой родной город Москва»
Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Образовательная область: познание
Актуальность темы:Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом,микрорайоном, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога -- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников о истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
Цель проекта:
· Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста
· Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, сомооценки, «образа Я» у дошкольников
· Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста
· Систематизировать знания педагогов, родителей и детей о родном городе.
Задачи:
· формирование у детей 5-6 лет элементарных представлений о родном городе, стране
- пополнить знания педагогов о городе, в котором мы живём
- разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Моя Москва» в группах
- пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
- воспитывать уважение к культуре других народов
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Предполагаемый результат:
· Дети должны получить первичные представления о родном городе
· Различать понятия «микрорайон»,«город», «край», «страна»
· Иметь представления о мероприятиях, направленных на сохранение культуры и истории родного города.
Участники проекта
- воспитатели
- дети
- родители
- специалисты
Сроки реализации
сентябрь 2011- май 2012
1 этап проекта установочный:
· Диагностирование, построение «картины» состояния педагогического процесса на основе анализа педагогического опыта
· Поиск путей решения проблемы на основе рационального выбора эффективных условий (методов, форм, средств)
· Анкетирование педагогов.
· Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
· Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.
· Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
· Совместное составление плана работы над проектом.
2 этап проекта основной:
· разработка годового плана проведения мероприятий и взаимодействия воспитателей и специалистов в рамках реализации проекта;
· проведение открытых занятий, досугов, конкурсов
· включение родителей в разработку совместного творческого проекта
3 этап проекта обобщающий, заключительный
· организация музея «Моя Москва Златоглавая»
· организация уголков патриотического воспитания в группах ДОУ
· проведение мониторинга удовлетворенности работой над проектом педагогов
· проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада
· мультимедийная презентация-отчет о проделанной работе
· подведение итогов работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Москва – город, в котором мы живем».
Под песню О.Газманова «Москва» дети входят в зал.
Ведущий. В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники.
- Какой из них самый главный? (День рождения)
День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения.
- Как назвали наши далекие предки город в котором мы живем? (Москва).
- Как называют людей, которые проживают в этом городе? (Москвичи).
- Кто является основателем Москвы. (Князь Юрий Долгорукий).
- Кто из вас знает, почему именно так назван наш город? (Князь Ю. Долгорукий взойдя на гору и обозрев с нее своими глазами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюбил села оные, и повелевает на месте том вскоре сделать деревянный город и прозвал его именем реки той Москва град, текущей под ним).
У каждого города есть свой герб и гимн. Вот герб Москвы. Что изображено на нём? (Георгий Победоносец побеждает дракона)
- А теперь послушаем гимн Москвы.
Фильм о Москве.
Ведущий предлагает детям разделиться на две команды (москвичи и митинцы), и подготовиться к приветствию команд. Дети садятся на свои места.
Представляю вам две команды. Команда «Митинцы» и команда «Москвичи».
Подводить итоги наших соревнований будет жюри в составе: зав., старш. воспит.
Каждая команда сделала свою эмблему и подготовила приветствие.
Разминка: Каждая команда должна рассказать стихотворение о Москве.
1 ребёнок:
«Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось» (А.С. Пушкин)
2 ребёнок:
«Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный» (М.Лермонтов)
3 ребёнок:
«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На твоих семи холмах!...»
4 ребёнок:
«Мы все гордимся нашей Москвой.
Наша столица – город-герой.
Красные звёзды горят над тобой,
Город родной, город-герой.
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.
Все мы гордимся сегодня тобой,
Город родной, город-герой». (Е. Карасёв)
«Москва - архитектурная».
1 вопрос:
-А всегда Москва была такой, как сейчас? (деревянная, белокаменная).
-А какого цвета стены Кремля сейчас (красные).
- Как называется самая красивая площадь Москвы?
Вокруг Кремля построили стену из красного кирпича.
-Как эта стена называется?
Физ. минутка. Ну, а сейчас мы тоже с вами поработаем строителями. Каждая команда будет строить свою стену. (построение из конструктора по образцу. Какая команда построит быстро и правильно)
2 вопрос.
- Назовите главную башню Кремля. (Спасская)
- На какой башне находятся главные часы страны и как они называются (Куранты)
Куранты показывают самое точное время, по которым живёт вся страна.
Звенят Куранты в ранний час,
На башне луч играет.
Москва на зорьке каждый раз
Привет нам посылает.
- А теперь послушаем бой курантов (звучит аудиозапись боя Курантов)
А вы знаете, что Москву называют театральной? Потому, что в нашем городе очень много театров.
«Москва театральная».
1 вопрос.
-Назовите театры Москвы. (Театр Моссовета, Большой театр, Малый театр, театр кукол им. Образцова, театр Российской Армии, театр на Малой Бронной, театр Вахтангова).
-Какие московские музеи вы знаете? (Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Дарвиновский музей, Московский музей современного искусства, Музей военной техники).
2 вопрос.
- Как называется театр, в котором выступают кошки? (Театр кошек Куклачева).
- А где выступают клоуны? (цирк)
Аттракцион: А теперь мы с вами представим, что мы находимся за кулисами театра. Актёрам пора на сцену, а они не успевает переодеться. Нам нужно очень быстро помочь актёрам надеть костюм для выступления.
Выкладываем атрибуты и дети угадывают, из какой они сказки.
Кроме театров в Москве много спортивных сооружений.
«Москва - спортивная»
1 вопрос:
- Какие спортивные стадионы вы знаете? (Лужники, Динамо, Локомотив, и др).
- Где будут проходить следующие зимние олимпийские игры?
2 вопрос:
- Назовите зимние виды спорта?
- Назовите летние виды спорта?
Ведущий: Ребята, вы тоже скоро подрастёте и, возможно кто-то из вас станет знаменитым спортсменом. Мы сейчас и посмотрим, что вы умеете делать?
Эстафеты: - броски мяча в корзину.
- передача мяча над головой.
Москва очень большой город. Он состоит из множества районов. Мы живём на Северо – Западе нашего города.
1 вопрос:
- Как называется район, в котором мы живём. А как называют жителей района?
Как мы уже говорили, что у каждого города есть гимн и герб.
А у Митино есть герб?
- Что изображено на гербе Митино? (ладья, дубовый лист и жёлуди)
На гербе одной из команд мы увидим герб Митино. А гимн Митино мы с вами сейчас послушаем (звучит аудиозапись гимна Митино)
2 вопрос:
-На какой улице расположен наш детский сад? Почему улицу так назвали? (раньше здесь протекала река)
-Какие ещё улицы есть в нашем районе? (почему называется Дубравная?)
Ребята, может кто-то ещё нам расскажет стихотворения о Москве? (дети читают стихи)
1 ребёнок:
«Москва-такой чудесный город!
Такой загадочный,неповторимый,
Такой прекрасный,такой прелестный,
Без исключения всеми любимый.»
2 ребёнок:
«Москва окрыляет любого из нас
И учит работать и жить.
И тот, кто в Москве побывал хоть раз,
Не может её позабыть» (М. Исаковский)
В заключении нашего праздника мы все вместе споём песню «Живи, Москва».
Подведение итогов.
Награждение участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Мой родной город Москва" для детей старшего дошкольного возраста
проект для детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Мой родной город Москва"
Расширить и систематизировать знания детей о Москве, воспитываь любовь и уважение к родному городу.ВЫяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самосознания , самооценки у дошколь...
Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы
Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...
НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД – МОСКВА» В РАМКАХ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА «ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»
Уточнить знания детей о названии родного города.Познакомить их с самыми главными его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.Воспитывать любовь к родному го...
Детско-родительский проект « Природа родного города Зеленокумска»
Детско-родительский проект « Природа родного города Зеленокумска»...
Патриотический проект «Мой родной город Москва» для детей подготовительной группы
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за свой город, в котором он родился и живет. Эти чувства не появляются из ниоткуда, они формируются благодаря увлекательн...
Проект для детей 5-7 лет с ЗПР «Мой родной город - Москва»
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В настоящее время патриотическое восп...