перспективно-календарное планирование работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

ЗАНЯТИЕ №1. «Мебель такая разная»

Материалы к занятию:

·       Реальные предметы мебели;

·       Иллюстрации по теме;

·       Изображение мебели контурное и силуэтное;

·       Иллюстрации по теме «Происхождение мебели»;

·       Конструктор «Лего»;

План проведения занятия:

 

1.    Отгадывание загадок о мебели; Д/игра «Я загадаю, а вы покажите»;

2.    Рассказ педагога «Откуда мебель пришла»; Беседа по вопросам педагога;

3.    Д/игра «Узнай по контору, силуэту»;

4.    Изготовление предметов мебели по предложенным образцам.

 

ЗАНЯТИЕ №2. «СОЗДАДИМ КОМНАТУ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ»

Материалы к занятию:

·       Фланелеграф;

·       Плоскостные изображенияпредметов мебели;

·       Простые и цветные карандаши, ластики, листы бумаги;

План проведения занятия:

 

1.    Д/игра «Назови предметы мебели»;

2.    Д/игра «Расставь мебель» (раскладывание плоскостных предметов мебели на фланелеграфе по словесной инструкции педагога);

3.    Д/игра « Скажи, где расположены»;

4.    Срисовывание сюжета с фланелеграфа.

 

ЗАНЯТИЕ №3. «ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ»

 

Материал к занятию:

·       Набор игрушечной мебели;

·       Иллюстрации по теме «Мебель»;

·       Фольга;

 

План проведения занятия:

1.    Группировка мебели по строению;

2.    Группировка мебели по назначению;

3.    Группировка  мебели по материалу, из которого она изготовлена;

4.    Изготовление табурета из фольги;

 

ЗАНЯТИЕ №4.ИТОГОВОЕ (СМОТРЕТЬ КОНСПЕКТ)

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 

ЗАНЯТИЕ №1. «ПОЧЕМУ МЕБЕЛЬ ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Материалы к занятию:

·       Иллюстрации по теме «Мебель»;

·       Образцы различных материалов: пластик, дерево, ДСП, полированная доска, мебельная ткань;

·       Плоскостные образцы мебели, шнурочки;

План проведения занятия:

1.    Д/игра « Назови предметы мебели для…. (кухни, комнаты, прихожей и т.п.);

2.    Опытническая работа « Почему мебель делают из разных материалов»;

3.    Д/игра «Подбери материал для мебели»;

4.    Работа со шнуровками.

ЗАНЯТИЕ №2. «ПРОФЕССИЯ СТОЛЯРА»

Материалы к занятию:

·       Иллюстрации по темам «Мебель», «Профессии», «Инструменты»;

·       Реальные предметы мебели;

·       Наборы счетных палочек, образцы для выкладывания;

·       Книга С. Маршака «Откуда стол пришёл»;

План проведения занятия:

1.    Д/игра «Назови профессии»;

2.    Рассказ педагога о профессии столяра; беседа по вопросам;

3.    Д/игра « Узнай и назови инструменты столяра»;

4.    Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришёл»;

5.    Выкладывание из счетных палочек предметов мебели в трехмерном изображении.

ЗАНЯТИЕ №3. «УХАЖИВАЕМ ЗА МЕБЕЛЬЮ»

Материалы к занятию:

·       Образцы различных материалов;

·       Реальные предметы мебели, изготовленные из различных материалов;

·       Предметы и материалы, помогающие ухаживать за мебелью;

План проведения занятия:

1.    Д/игра «Узнай на ощупь»;

2.    Рассказ педагога о способах ухаживания за предметами мебели, изготовленных из различных материалов;

3.    Д/игра « Ухаживаем за мебелью»;

 

ЗАНЯТИЕ №4. ИТОГОВОЕ.

1.    Беседа по вопросам;

2.    Изготовление предметов мебели по выкройкам.

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

ЗАНЯТИЕ №1. «РАБОТА С МАКЕТАМИ»

 

Материалы к занятию:

 

·       Набор предметов игрушечной мебели;

·       Простые, цветные карандаши, листы бумаги, тетради в клетку, образцы;

 

План проведения занятия:

 

1.    Д / игра «Узнай предметы мебели»;

2.    Составление макеты комнаты (ванной, кухни) по словесной инструкции педагога;

3.    Д/игра «Расскажи, что где стоит»;

4.    Зарисовка макета;

5.    Работа в тетрадях в клетку;

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ №2. «Работа со схемами»

 

Материалы к занятию:

 

·       Набор геометрических фигур;

·       Набор предметов игрушечной мебели;

·       Схемы расстановки мебели;

·       Тетради в клетку, ручки, простые карандаши;

 

План проведения занятия:

 

1.    Д/игра «Расставь мебель по схеме»;

2.    Д/игра «Найди ошибку в схеме»;

3.    Д/упражнение «Создай свой макет и расскажи о нём»;

4.    Работа в тетрадях в клетку;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

ЗАНЯТИЕ №1. «ПОСУДА ТАКАЯ РАЗНАЯ»

 

Материалы к занятию:

  • Реальные предметы посуды разного назначения, цветов  и из разных материалов;
  • Иллюстрации по теме «Посуда»;
  • Стихи, загадки о предметах посуды;
  • Силуэтные, контурные изображения предметов посуды;
  • Листы с заданиями на заслоненность;
  • Фломастеры;

 

План проведения занятия:

  1. Д/игра «Отгадай загадки»;
  2. Д/игра «Узнай по силуэту (контуру)»;
  3. Д/упражнение «Обследуем посуду»;
  4. Д/ игра «Расскажи о….»;
  5. Выполнение заданий на рабочих листах;

 

ЗАНЯТИЕ №2. «ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ ПО АЛГОРИТМУ»

 

Материалы к занятию:

  • Реальные предметы посуды разного назначения и из разных материалов;
  • Схема-алгоритм описания;
  • Мозаика;

 

План проведения занятия:

  1. Д/ игра «Я загадаю, а ты назови»;
  2. Рассматривание схемы-алгоритма описания посуды;
  3. Описание-образец;
  4. Упражнение «Опиши посуду»
  5. Игра «Разноцветная мозаика» - выкладывание любых предметов посуды из мозаики;

 

ЗАНЯТИЕ №3. «ИЗМЕРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРКИ»

Материалы к занятию:

  • Реальные предметы посуды: чашки, стаканы, плошки разного объема;
  • Столовые, чайные ложки;
  • Крупа, вода;
  • Фишки;
  • Набор кукольной посуды;

План проведения занятия:

  1. Показ способов измерения объема посуды с помощью сыпучих материалов;
  2. Самостоятельная работа детей;
  3. Показ способов измерения объема посуды с помощью воды;
  4. Упражнение «Вижу пальцами» - определение на ощупь предметов кукольного сервиза;

 

ЗАНЯТИЕ № 4. «ИТОГОВОЕ»

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 

ЗАНЯТИЕ № 1. «ВЕСЕЛЬЕ ПОСУДЫ»

Материалы к занятию:

·       Иллюстрации по теме «Посуда»;

·       Карточки с тремя полосами; раздаточные карточки с предметами посуды;

·       Реальные предметы посуды;

·       Нитки, шнурочки;

 

План проведения: Смотреть конспект;

 

ЗАНЯТИЕ №2. «КТО И ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕТ ПОСУДУ»

Материалы к занятию:

·       Ящик-посылка;

·       Предметы посуды из разного материала;

·       Магниты;

·       Сок;

·       Иллюстрации по теме «Посуда»;

·       Иллюстрации «Древние русские ремесла»;

 

План проведения: Смотреть конспект.

 

ЗАНЯТИЕ №3. «БЕЛО-ГОЛУБОЕ ЧУДО»

Материал к занятию:

·       Предметы посуды, расписанной гжельской росписью;

·       Элементы росписи;

·       Гуашь, кисти, бумажные формы посуды;

 

План проведения занятия:

1.    Рассматривание гжельской посуды;

2.    Рассказ педагога о Гжеле;

3.    Знакомство с элементами гжельской росписи;

4.    Показ приемов изображения элементов гжельской росписи;

5.    Расписывание бумажных форм;

 

ЗАНЯТИ№ 4.«МАГАЗИН ПОСУДЫ» (итоговое)

Материалы к занятию;

·       Набор детской посуды разного вида;

·       Игрушечный кассовый аппарат;

·       Чеки, витрина, упаковочные коробки;

·       Коробки с песком;

 

План проведения занятия: смотреть конспект;

 

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

ЗАНЯТИЕ №1 «ПОСУДА»

 

Материалы к занятию:

 

·       6 кукол;

·       набор игрушечной посуды;

·       схема-план стола;

·       листы в клеточку;

·       карточки к заданию;

·       простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши;

 

 

План проведения занятия: СМОТРЕТЬ КОНСПЕКТ

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ №2 «РАБОТАЕМ С МАКЕТОМ»

 

Материалы к занятию:

 

·       макет;

·       набор посуды;

·       простой карандаш, фломастеры;

·       пластилин, трафареты;

·       листы бумаги;

 

 

План проведения занятия:

 

1.    Д / игра «Расставь посуду на макете»;

2.    Д /игра «Опиши, как расставлена посуда»;

3.    Зарисовка расставленной на макете посуды;

4.    Упражнение «Краски потерялись» (см. план работы);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

ЗАНЯТИЕ №1 «Правила поведения на улице»

 

Материалы к занятию:

·       Разметка на полу группы;

·       Макеты светофора, здания д/с, жилых домов;

·       Дорожные знаки;

·       Карточки с заданиями;

·       Простые и цветные карандаши;

 

План проведения занятия:  СМОТРЕТЬ КОНСПЕКТ.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2 «Учимся ориентироваться по карте»

 

Материалы к занятию:

·       Карта города Твери;

·       Карта Тверской области;

·       Карта Заволжского района (район Речного вокзала);

·       Схематичные изображения района Речного вокзала (на каждого ребенка);

·       Простые карандаши, ластики;

·       Пластилин, карточки с контурными изображениями различных зданий;

·       Набор различных карт (географические, туристические и т.п.)

 

План проведения занятия:

 

1.    Беседа по вопросам: Что такое карта? Какие карты вы знаете? Зачем нужны карты?

2.    Рассматривание различных карт.

3.    Знакомство с картой Твери, Заволжского района, Речного вокзала (зрительно-тактильное обследование);

4.    Д/игра «Найди на карте…»;

5.    Дидактическое упражнение: проложи маршрут от детского сада до трамвайной остановке по плану-схеме;

6.    Дидактическое упражнение «Пластилиновые жгутики» (смотреть план по развитию мелкой моторики);

7.    Подведение итогов занятия;

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

Перспективно-календарное планирование  учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в ...

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)

СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в пространстве (1) ·...

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "Что такое новый год?"

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "что такое Новый год?"...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Перспективное календарно-тематическое планирование работы в подготовительной к школе группе

Перспективное  календарно-тематическое  планирование работы  в подготовительной к школе группе на год....