Досуг "Возникновение ремесла в родном городе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Представленный материал рекомендован воспитателям подготовительной к школе группе.Он поможет  педагогам успешно организовать  досуговое мероприятие, на котором дети дошкольного возраста не только получат большой  заряд положительных эмоций , но и поближе познакомятся с историей родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozniknovenie_remesla_v_rodnom_gorode.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг в подготовительной группе детского сада.  

                                                             

 Тема:

«Слава нашим мастерам - нашим русским удальцам».

/Возникновение города, ремесло в родном городе./

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с историческим наследием родного города.

Закрепить знания детей об особенностях ремесленного производства. /ткачиха,

Гончар, кузнец, пекарь/.

Дать детям знания о том, что возникновение ремесленного производства - является основой  для появления первых городов.

Развивать  умение устанавливать причинно- следственные связи, пополнить словарь детей.

Совершенствовать грамматически  правильную речь.

Воспитывать уважение к историческому наследию родного города и страны в целом.

Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры любовь к родному городу и уважение людям труда.

Материал:

Презентация, иллюстрации по теме, декорации и костюмы.

Обогащение словаря:

Ремесло, кузнец, молот, наковальня, гончар, гончарный круг, пряха, прялка, калачник- пекарь, посад, ткачиха, ткацкий станок.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций» Изделия ремесленников»
  • Занятие «Город в период Владимира Андреевича»
  • Занятие «Первые поселения на серпуховской земле и занятия жителей»
  • Беседа «Русское ремесло на Руси»
  • Заучивание стихотворений и пословиц о труде.
  • Заучивание стихотворений о ремесленниках.

Под русскую музыку входят дети. Музыкальный фрагмент «О Родине»

Встают полукругом около экрана , на котором…

Слайд №1 / «Рожь» И.И. Шишкина/

Воспитатель:

«Вижу чудное приволье.

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это Родина моя!»

  • Как вы, думаете, о чему посвящена наша встреча? / Нашей Родине, нашей стране/
  • Как называется наша страна? /Россия/
  • Как в старину называлась наша страна? /Русь/

Дети читают стихотворения:

Слайд №2 /Ромашковое поле/   Музыкальный фрагмент -продолжение №1

«О Родине»

1 ребенок:

«В родных  местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя,

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристей голос у ручья.»

2 ребенок:

«Пусть нам твердят, что есть края иные

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои, свои места родные

Свои родные, милые места»

Слайд №3 «Красота русской природы»  

Исполняется песня :  «У моей  России»/ 

  • Как вы понимаете понятие Родина?

Воспитатель: Но Родина – это не только наша стана, это то место где человек родился и вырос, это добрые руки мамы, это детский сад, это наш родной город.

Слайд №4 «Серпухов»

  • Как называется наш город?
  • Почему он получил такое название?

«На берегах спокойной Нары,

На горке Красной возведен…

Там начинался город старый

-как славный русский бастион

Ему дала свое названье

Серпейка – речка на века

Давно он получил призванье

Хоть речка та невелика».

  • Как звали князя, когда возник наш город?
  •   Почему  его стали называть Храбрым?

Слайд №5 / князь- Владимир Андреевич /

Воспитатель:

Правильно в период правления князя Владимира Андреевича - была построена крепость- город.

  • Почему города, в те далекие времена, возникали как города- крепости?/ Чтобы защищаться от врагов/

Да много лет назад люди всегда защищали свою землю, воспитатель  произносит пословицу.

«Умри, но с родной земли не сходи»

Но серпуховичи были не только хорошими воинами, они очень любили трудиться.

Об этом нам говорят пословицы.

Дети читают пословицы о труде.

«Труд- основа жизни»

«Без труда – нет человеку счастья»

«Землю красит солнце, а человека труд»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»

Серпуховичи - труженики селились около серпуховской крепости

Это место называлось – ПОСАД.

Слайд №6 / Серпуховской кремль и посад/

Людей, которые селились на посаде, называли ремесленниками

.

  • Кто знает кто такие ремесленники? /Мастера/
  • Каких ремесленников вы знаете?

Воспитатель:

Ремесленники производили изделия для продажи.

С  появлением ремесла, мы связываем и появления городов.

Потому, что только в городе на ярмарке мастер мог продать свои изделия.

Именно так возник и наш город – город крепость и город труженик.

Стихотворение:

«Стоит гора Соборная над Нарой

Здесь начинался шесть веков назад

Наш Серпухов – золотоглавый

А под горой раскинулся посад»

  • А где люди могли продать свои изделия? /Правильно на ярмарке./

Звучит музыка, / Музыкальный фрагмент «Веселая»/ появляются скоморохи и сообщают детям,  что бы они собирались на ярмарку .

1 скоморох:

«Внимание! Внимание!

Ярмарка открывается

Народ собирается…

2 скоморох:

«Все спешите!

На ярмарку заходите

Глаза протрите,

да что- нибудь купите!»

Кто – нибудь из детей:

«Мы обязательно придем

вот только мастеров  позовем»

1 скоморох:

Торопитесь,  не ленитесь!

Чтобы вам не опоздать…

2 скоморох:

Мы подсказки вам подарим

И успехов пожелаем…

Скоморохи дарят конверты с номерами, № конверта указывает номер маршрута, по которому дети должны отправиться в путь.

Дети начинают свое путешествие, в ходе которого они встречают мастеров и приглашают их на ярмарку.

Воспитатель:

Пора нам отправляться в путь дорогу

Открывает конверт №1  и спрашивает у детей, куда лежит их путь.

В конверте №1.

Необходимые орудия труда для ремесленника – гончара: гончарный круг, глина, вода.

Дети называют орудия труда.

Звучит музыка, /Музыкальный фрагмент «Полевые цветы»/ дети отправляются в путь.

По дорожке мы идем, весело шагаем,

Песню звонкую поем, ножками ступаем.

Посидим, отдохнем, обойдем канавку

                                  Посидим, отдохнем, выйдем на полянку.

 Слайд № 7. /Жилище гончара/

В этом доме живет гончар.

Выходит гончар и приглашает детей посетить его жилище.

Слайд №8 / В доме гончара/

Гончар рассказывает, что у него в доме.

Он сообщает детям о том, что помимо глины, гончарного круга ему необходимо умение и большое терпение.

 

Ребенок читает стихотворение:

«Вот гончар, тоски не зная

Круг вращает он, один

И из рук его волшебных

«Выплывает» вдруг кувшин»

Воспитатель: 

А не трудно тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия?

«Умелые руки работы не бояться» –говорит гончар.

Дети приглашают гончара собрать свой товар и отправиться на ярмарку.

«Вы, на ярмарку спешите,

Свой товар скорей берите…»

А они пока позовут других умельцев.

Воспитатель вскрывает конверт №2 Ткачиха / Ткацкий станок, нити, полотно/

  • К кому мы держим путь?

Правильно нам необходимо пригласить ткачиху.

Дети идут, воспитатель обращает внимание детей на то, что они подошли к льняному полю. 

По дорожке мы идем, весело шагаем,

Песню звонкую поем, ножками ступаем.

Посидим, отдохнем, обойдем канавку

                               Посидим, отдохнем, выйдем на полянку.

Платочки тем, кто танцует «Гармонь»

Музыкальный фрагмент «Полевые цветы»/

Слайд №9 /Льняное поле/

Воспитатель читает стихотворение:

«Словно облако растаяло в  траве,

Разбросало брызги голубые

Мы идем по полю …

Хвала льну!...,

На груди  вся  Русь его носила!»

Воспитатель:

«Заиграй-ка балалайка, заиграй-ка

Заиграй-ка , ты -гармонь

Вы ребята,  не зевайте

Дружно танец затевайте»

Исполняется  русский народный танец. «Гармонь» Музыкальный фрагмент

В поле дети встречают ткачиху. Она приглашает детей  в свой дом.

Дети внимательно рассматривают, что находится в её доме.

 

 В поле дети встречают ткачиху, она приглашает детей к себе в гости.

Слайд №10 /Дом ткачихи/

Ткачиха: Проходите в дом, посмотрите, как я живу.

Слайд №11/ В доме ткачихи/

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в доме много изделий, которые ткачиха сделала своими руками.

Слайд №12 /Ткацкий станок/

 Ткачиха читает стихотворение:

«Мой станочек очень древний,

Я на нем любую ткань,

Изготовить вмиг смогу.

Для гостей я дорогих

Половик сейчас сотку…»

Затем дети приглашают ткачиху с её товаром на ярмарку.

 «Вы, на ярмарку спешите,

Свой товар скорей берите…»

А теперь мы откроем конверт №3 Кузнец / наковальня, молот, щипцы/

  • Куда мы держим путь?

Правильно мы держим путь к кузнецу. Идут к кузнецу.

Положить на пол «речку».

  • А где он живет?

  Правильно за рекой,

  • Почему?

Речка предлагает детям поиграть с ней  . Проводится игра«Ручеек»

Музыкальный фрагмет  /

Речка благодарит детей за игру и показывает , где брод, дети отправляются в путь , видят дом кузнеца.

Они подошли к дому,  ним вышел кузнец, здоровается с детьми.

Воспитатель:

Перед вами  мастерская кузнеца.

Слайд №13 /Мастерская кузнеца/

Воспитатель:

На Руси кузнецами или ковылями  называли всех ремесленников, которые работали с железом и изготавливали  самые разнообразные изделия из него.

Кузнец  приглашает детей пройти, посмотреть, как он  живет и работает.

Слайд №14/ В кузнеце/

«Душно в кузнеце угрюмой

И стоит несносный жар.

И от визга и от  шума  в голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь

Вьются искры у костра»

  • Почему труд кузнеца очень труден?

Надо раскалить железо при высокой температуре, а затем можно придать  ему соответствующую форму. Иногда кузнецу нужен помощник, он постигает основы кузнечного ремесла и  помогает кузнецу в работе.

        Кузнец:

«Падает молот тяжелый,

Брызжет железо огнем.

В кузнеце с песней веселой

Плуг мы на славу куем…»

Дети приглашают кузнеца со своими изделиями на ярмарку.

«Вы, на ярмарку спешите,

Свой товар скорей берите…»

Воспитатель открывает конверт №4: / печка, скалка, сито, мука/

Правильно сейчас мы пойдем к пекарю.

 Музыкальный фрагмент  / спокойная музыка/

Слайд №15 /Белая береза в поле/

Далее через   поле дети идут к избе пекаря.

По дорожке мы идем, весело шагаем,

Песню звонкую поем, ножками ступаем.

Посидим, отдохнем, обойдем канавку

Посидим, отдохнем, выйдем на полянку.

Березкам платочки

А на полянке Русская березка.

«Березка, березка

Завивайся кудрявая

К тебе ребята пришли

Свою песню принесла.

« В платье белом девушка стоит

И народ её благодарит

За её печальную красу

За её зеленую косу…»

Березка говорит о том, что ей хочется позвать своих подружек и показать для ребят Танец.

Танец берез  Музхыкальный фрагмет «Русская песня о черемухе.

Касета №2

Дети прощаются с березой и направляются к дому пекаря.

Он выходит им на встречу.

Здоровается, приглашает в избу.

Слайд «Ромашковое поле»?

Слайды №16,17/Изба пекаря , В избе пекаря/

Вот изба пекаря- говорит воспитатель.

Выходит пекарь «Здравствуйте люди, добрые!

 «Вот он, хлебушко душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол...»

 Пекарь ставит хлеб на самое почетное место.

Приглашает детей  в дом.

        

Воспитатель спрашивает детей :

Что главное в доме пекаря?

Пекарь спрашивает , как надо относится к хлебу.

Дети читают пословицы о хлебе:

«Хлеб - всему голова»

«Без - хлеба нет обеда»

«Хлебушко - калачу дедушка»

«Хлебушка - отец, водица- матушка»

 Приглашают пекаря на ярмарку.

 «Вы, на ярмарку спешите,

Свой товар скорей берите…

Слайд№18.  «Ярмарка»

Наши дети- гончары, тоже приготовили свой товар на ярмарку.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Горшки»

 /Русская народная игра «Горшки»/

Открытие ярмарки

«Ждет ярмарка гостей,

Здесь много новостей,

Товар загляденье

Ну, просто удивленье!

Заходите, посмотрите,

Все, что хочется, купите!

Каждый торговец- ремесленник зазывает к себе гостей.

Воспитатель говорит о том, что пока дети  играли ,скоморохи весь товар перепутали.

Проводится игра:

« Поможем ремесленнику найти свой товар».

Музыкальные инструменты тем, кто поет частушки.

Дети помогают ремесленнику найти свой товар, воспитатель читает пословицу.

«Дерево дорого плодами, а человек делами»

Слайд№19 «Приглашаем на ярмарку»

Сейчас торговля начнется, а чтобы было веселей мы частушки пропоем:

Музыкальный фрагмент №5.

Эй, девчонки- хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте побыстрей

Чтобы  было веселей:

1. «Наш кузнец- молодец

Он такой удалец

Он нам лошадь подковал

Много счастья пожелал…»

2.  «  Я  красивая ткачиха

Очень рано я встаю

Не ленясь, берусь за дело

Скоро коврик я сотку…»

3. «Руки просто золотые

Не найдете, вы такие

Это руки гончара

Молодца и удальца!»

4. «Он в муке с утра до ночи

Пироги он нам печет

Очень вкусные ватрушки

Нас он в гости позовет».

5. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли плохо ли

А теперь попросим Вас,

чтобы нам похлопали…»

Воспитатель подводит итог встречи.

  • О Чем мы сегодня беседовали на нашей встрече?
  • Кого мы прославляли?
  • Чем мы можем гордится?

Слайд №20 «Старый город Серпухов»

Музыкальный фрагмент№6 «Я люблю тебя, Россия!»  

Сегодня Русь и город славим!

Сегодня всех мы вспоминаем,

сегодня всех мы прославляем…

Тех, кто жил  на Руси, но жизни своей не щадил

А трудом дорожил

Прославляя в веках

Мать любимую- Русь родимую.

Город древний , родной

Очень нам дорогой

Милый Серпухов – град!

Прими поклон от наших ребят.

 

Пекарь вместе с другими детьми приглашает детей на чаепитие в группу.

Дети  прощаются с гостями и под музыку выходят из зала. Музыкальный фрагмент№6 «Я люблю тебя, Россия!»  

Слайд №21 «Просторы России»

Затем в группе организуется  игра «Ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"

Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна

Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...

Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».

В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...