конспект "Удивительное в камне"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Ирина Савельевна

Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnoe_v_kamne.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

            познавательного занятия в старшей группе

 

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «природные» и «искусственные» камни; дать представление о ювелирных качествах хризолита, свойствах гранита, мрамора их природном происхождении и роли в жизни человека. Дать информацию о строительных свойствах искусственного камня -  кирпич; цели его изобретения. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал: образцы камней, шкатулка, образцы ювелирных украшений из хризолита, иллюстрации с  их изображением; фотографии памятников, домов, набережных.

Предварительная работа чтение отрывков из произведений П Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце»

Ход

Воспитатель Ребята, я узнала, что с минуты на минуту, к нам в гости прибудет Хозяйка медной Горы. А вы знаете кто она? Где живет? (ответы детей)

По сказанию Хозяйка  живет в недрах Уральских гор.(подвести детей  к карте – показ).

В давние времена, когда иностранные послы и купцы посещали Россию, они поражались неслыханным богатствам нашей земли. Как вы думаете, каким ? (ответы детей). Наша земля всегда была богата природными ресурсами

( деревом, хлебом и др.) особенно славился богатством Урал( предложить детям самим показать его на карте). Он был богат  камнем. В недрах Уральских гор находятся залежи разных видов камней.

Стук в дверь под музыку появляется Хозяйка медной горы.

Хозяйка – Здравствуйте, дорогие друзья!  (дети приветствуют Х., садятся вокруг нее). Глубоко в Уральских горах мой дом, полон он разных камней – самоцветов, окружен каменными глыбами сказочной красоты.  В кладовых моих есть камни для праздника, украшения и для жизни, без которых человек не может обходиться.  Любой камень о себе может многое рассказать, нужно к нему только внимательно присмотреться. Привезла я вам шкатулку с моими сокровищами. Каждый камень в ней нужный,  полезный; присмотритесь к нему и попробуйте о нем рассказать.

Х. достает хризолит, дети рассматривают его, передают из рук в руки.

 - Как называется этот камень? (дает название).

 -  Как человек  может использовать этот камень?

 - Почему вы так считаете?

Х.  Из хризолита человек научился делать украшения – кулоны, серьги, кольца, и др. ( показ предметов, иллюстраций). Как вы думаете, почему этот камень привлекает внимание людей? (ответы детей).

Х. Следующий камень в моей шкатулке тоже очень необычный и красивый, (достает мрамор, дети рассматривают его).

 - Как называется этот камень?

 - Как человек его использует?

 - Почему вы так думаете?

Долгие годы формируется он в недрах гор. Человек очень любит этот крепкий камень. Люди делают из него  памятники, колонны, камины, столы и др. (показ иллюстраций).  К сожалению мрамор уже нечасто встречается в моих кладовых, а чаще всего люди находят другой очень крепкий камень ( достает гранит, дети рассматривают его).

 - Как, вы думаете, как он называется ? (ответы детей)

 - Это гранит. Для чего он нужен человеку?

 - Почему вы так считаете?

Чаще всего люди делают из гранита памятники, фонтаны, набережные на реках

( показ иллюстраций).

Физминутка.            ( дети под музыку «путешествуют в горы»)

Х. Я принесла вам маленькую частицу своих богатств. Скажите мне, какой камень вам запомнился,  понравился больше всего и почему? (ответы детей)

Как выдумаете, какой из этих камней больше всего необходим людям?  Почему?

 ( дети высказывают предположения).

Восп-ль   Дорогая Хозяйка, мне кажется, что все эти камни необходимы человеку. Ведь они приносят людям пользу. Хризолит,  мрамор и гранит украшают их жизнь каждый по - своему.  Скажи, а много ли  у тебя камней в Уральских горах?

Х.  Много и разных, но с тех пор, как человек научился находить и обрабатывать камни,  их становится все меньше.

В. Ребята, в шкатулке у Хозяйки медной горы собраны камни, которые появляются в природе сами, без участия человека. Такие камни называют «природные». Люди научились их находить, обрабатывать и применять.  Но таких камней становится все меньше и меньше, человеку нужно бережнее относиться  к использованию их в своей жизни. Поэтому люди сами научились делать камни на заводах и фабриках. Мы с детьми даже нашли несколько таких камней ( достает осколок кирпича). Хозяйка, ты знаешь, что это такое?

Х. Нет, я первый раз вижу такой камень. Что это? (дети помогают с ответом).

В. Это кирпич. Его изготавливают люди, поэтому этот камень называют

«искусственным». Ребята, расскажите Хозяйке,  зачем нужен кирпич людям. (ответы детей, показ иллюстраций, фотографий).  

 Для того, чтобы изготовить такой крепкий и нужный камень, люди научились определять свойства камней, их особенности, коллекционируют разные камни и конечно же изучают. И мы с вами сегодня тоже узнали много нового от Хозяйки Медной горы. Ребята, что вам особенно запомнилось? Какой камень понравился и почему? (ответы детей).

Воспитатель предлагает сходить в краеведческий музей, где есть выставка камней, организовать в группе свой мини - музей камня.

Х.М.Г. дарит детям камни в их музей и обещает навестить детей и посетить их музей, прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...