Наглядное пособие к дидактической игре "Что мы знаем о деревьях?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Настоящее наглядное пособие разработано мною в ходе выполнения авторской работы на тему: "Обучение дошкольников основным биологическим особенностям деревьев, произрастающих на экологической тропинке сада".

Это пособие позволяет обучать дошкольников основным биологическим особенностям деревьев, которые произрастают в регионе. Занятия с его использованием проводятся по множеству вариантов, непосредственно в помещении, в удобной и интересной для детей игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_na_sayt_2.doc872.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное пособие к дидактической игре

«Что мы знаем о деревьях?»

        Настоящее наглядное пособие разработано в 2011 году воспитателем средней коррекционной группы ГДОУ детского сада №100 «Маячок» г. Ногинск-9, Московской обл. Срибной Аллой Петровной в ходе выполнения авторской работы на тему: «Обучение дошкольников основным биологическим особенностям деревьев, произрастающих на экологической тропинке сада».

Описание пособия: 

выполнено в форме циферблата с использованием натуральных природных элементов. При этом изучаемый материал располагается на фанерном основании в форме квадрата с закрепленным на нем кольцом. Окраска квадрата выполнена в цвет натурального дуба, а кольца - в цвет лиственницы с использованием натуральных морилок.

        Расположение изучаемого материала:

отрезки образцов сухих веток с корой различных деревьев, произрастающих на экологической тропинке детского сада, закреплены на кольце. Этот способ расположения используется с целью наглядного, компактного и удобного для детей размещения большого количества изучаемого материала, а также возможностью его наращивания и замены.

        С целью внесения в процесс изучения образцов деревьев, листвы и плодов игровой формы – в центре кольца размещена вращающаяся «стрелка», в форме жука, раскрашенного натуральными красками в яркие цвета. При этом, на «спинке насекомого» установлено эластичное крепление для размещения идентичных установленным на кольце элементам. Эти элементы прилагаются к игре. Такое крепление позволяет устанавливать как образцы отрезков веток, так и образцы коры и плодов изучаемых деревьев. При этом у детей возникает ощущение: будто бы жук несет образец к изучаемому элементу и нужно повернуть его так, чтобы стрелка указала на закрепленный на кольце идентичный образец.

Для размещения образцов листьев в торце кольца, строго напротив отрезков веток  деревьев, заготовлены отверстия для их установки.

        Для облегчения подготовки к игре каждый изучаемый элемент подписан и позволяет безошибочно определять название дерева, а также детям в подготовительной группе сада изучать отдельные буквы алфавита с использованием настоящего наглядного пособия.

        Дидактические задачи:  

1- я задача: уточнить, закрепить и обобщить знания детей об основных видах  деревьев произрастающих на экологической тропинке сада:                

- о структуре ствола дерева (твёрдый, мягкий);                                 - о цвете ствола дерева (серая, белая, чёрная, коричневая и т.д.);

- о структуре коры дерева (гладкая, шероховатая, с глубокими трещинами, с продольными трещинами и т.д.);

- о листьях  (их форме, размере, окраске летом и осенью);

- о плодах и семенах.  

2- я задача: развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильные ощущения детей;

3- я задача: развивать эстетические чувства и бережное отношение к родной природе.

4- я задача: развивать речь детей, обучать их самостоятельному описанию предметов, обогащать их словарный запас по теме: «Деревья, их плоды и листья».

Игровые действия:  

- отгадать по внешнему виду отрезка ветки название дерева;

- отгадать по внешнему виду листвы название дерева;

- отгадать по внешнему виду коры название дерева;

- отгадать по внешнему виду плода название дерева;

- правильно разместить образец листвы или плода напротив идентичного отрезка дерева;

- правильно совместить стрелку с закрепленным образцом с элементом на кольце;

- изучить по начальным буквам названий деревьев соответствующие буквы алфавита.

Ход игры:

1-й вариант

        Воспитатель показывает приложенный к игре один  из образцов ветки, коры, листвы или плода дерева. Дети должны найти его по внешнему виду   на наглядном пособии. А если дерево им знакомо – то назвать его.

При изучении одного образца в день пособие позволяет использовать этот вариант до восьми раз.

2-й вариант

Воспитатель описывает одно из деревьев, элементы которого размещены на наглядном пособии. Дети должны найти его по описанию. А если дерево им знакомо – то назвать его.

При изучении одного образца в день пособие позволяет использовать этот вариант до восьми раз.

3-й вариант

        Воспитатель описывает образец и устанавливает его на наглядном пособии «на спинке жука»   и предлагает детям совместить «стрелку жука» с идентичным образцом на кольце. Дети должны назвать его и повернуть жука в нужном направлении.

При изучении одного образца в день пособие позволяет использовать этот вариант до двадцати четырех раз.

4-й вариант

        Воспитатель устанавливает на кольце все виды образцов листьев или плодов. Описывает один из них и устанавливает на «спинке жука». Дети должны по описанию и изученному внешнему виду повернуть «стрелку жука» в нужном направлении и назвать образец.

При изучении одного образца в день пособие позволяет использовать этот вариант до восьми раз.

5-й вариант

        Воспитатель устанавливает на кольце все виды образцов листьев или плодов один из них при этом он устанавливает неправильно.   Дети должны по описанию и изученному внешнему виду повернуть стрелку в нужном направлении и указать на ошибку.

6-й вариант

Воспитатель устанавливает на кольце все виды образцов листьев или плодов. Дети должны, произвольно повернув «стрелку жука», найти указанный ею в приложении идентичный образец, его лист и плод, разместить при помощи воспитателя на спинке жука и назвать правильное название изучаемого образца.

7-й вариант (для подготовительной группы)

Воспитатель устанавливает на кольце все виды образцов листьев или плодов. Дети должны, произвольно повернув «стрелку жука», найти указанный ею в приложении идентичный образец, его лист и плод, разместить при помощи воспитателя на спинке жука и назвать правильное название изучаемого образца, а также дать его краткое описание. При этом показать в алфавите и назвать первую букву названия «выпавшего» дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

Дидактическое наглядное пособие "Кубик - расскажи".

Дидактическое наглядное пособие «Кубик - расскажи» разработано для детей от 3 до 7 лет (младший - старший дошкольный возраст).Использовать данное пособия можно в пяти образовательных ...

Дидактическое наглядное пособие Презентация

    Использовать данное пособие можно в пяти образовательных областях («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развити...

Консультация для воспитателей « Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников, по средствам дидактических игр и наглядного пособия» 28.01.2019г.

Консультация для воспитателей« Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников, по средствам дидактических игр и наглядного пособия»   28.01.2019г....

«Ресурс - находка» Дидактическое наглядное пособие «Геометрический поезд»

Согласно ФГОС необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду с тем, чтобы обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.В силу наглядно-образного мышления ...

Учебно-наглядное пособие для детей младшего возраста "Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Учебно-наглядное пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка» МАДОУ "Детский сад" №8 г. Энгельс, 2020Методическое пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбк...