Главные вкладки

    Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Чернявская Наталья Андреевна

    Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности смен времен года. Поэтому решила начать работу над проектом « Времена года».

    Проект помог детям   полнее понять особенности каждого времени года, наглядно показать, почему смена времен года происходит именно так, а не иначе.

    Цель мастер - класса:

    Øпоказать педагогам, что в работе над формированием экологической воспитанности дошкольников  необходимо в качестве обобщения полученных знаний о природных объектах, явлениях рассматривать  природные объекты и явления в разные времена года; 

    Øпознакомить с новыми  способами и формами  подачи материала по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass.docx946.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс:

     по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

               Уважаемые коллеги! Сегодня на своем мастер классе я хочу показать формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года:

    1.   способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;
    2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.
    3. игра-инсценировка, позволяющая  вспомнить и закрепить  с детьми, поведение  животных в разные времена года;
    4. один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года – на основе разных техник аппликаций: накладной (сжатой бумагой), обрывной.
    1. Познавательная деятельность. Закрепление признаков времен года, с помощью моделей признаков.

    Такие модели предлагает использовать в разделе « Ребенок открывает мир природы» Кондратьева Н.Н.  в программе  развития и воспитания в детском саду В.И. Логиновой «Детство».

    Для закрепления признаков времен года я использую модели признаков и стихи-загадки о временах года.

    Ребята, отгадайте, о каком времени года идет речь?

    Например: Солнце – низко, редко светит,      Солнце светит высоко,

                    Вьюга стежки замела,                     Дни – длинней, короче ночи,

                    Стужа, снег, колючий ветер.          Это к нам пришла… (Весна)  

                    Это к нам пришла зима….(Зима).        Мы ей рады, рады очень!        

    Затем прочитав  загадку, располагаю на мольбертах  модели признаков.

     Посмотрите модели признаков зимы и назовите их. Дети (педагоги) перечисляют признаки с опорой на модели.

    Модели наглядно помогают детям вспомнить признаки времен года.

    -Зима: снегопад, метель, снег, медведь спит в берлоге, сугробы, лед на реке.

    -Весна:  капель, проталинки, кучевые облака, прилетают птицы, вьют гнезда, проснулись звери.

     Модели  приметы Осени.

    Так мы вспоминаем последовательно основные отличительные признаки четырех времен года.

    2. Применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.

    Опираясь на модели признаков времен года и используя метод мнемотехники авторов Большевой Т.В., Белоусовой Л.Е. в программе  развития и воспитания в детском саду В.И. Логиновой «Детство», мы с детьми составили  мнемотаблицы времен года. Эти таблицы – ключ к запоминанию и воспроизведению информации   и  краткий план  к рассказу о времени года.

    Я предлагаю вам коллеги заполнить мнемотаблицу осени, с помощью моделей  признаков весны и составить по ней рассказ.

    В первую клетку мы вставим  букву О  (осень).

    Во вторую –  модель  листопад.

    В третью клетку следующие модели  признаков – созревает урожай, растут грибы.

    В четвертую клетку –  модель часто идет дождь.

    В пятую клетку –  модель улетают птицы.

    В шестую клетку – восклицательный знак (Я очень люблю осень!)

    Далее я предлагаю  педагогам, опираясь на таблицу  составить  свой вариант рассказа об осени.

    1. Игровая деятельность. Игра – инсценировка.

    Вспомнить какие происходят изменения в жизни живых существ в разные времена года, помогает игра, в которой дети представляют себя животными, птицами, насекомыми.

    Предлагаю педагогам поиграть,  выбрать, кем они будут (кто будет медведем? кто будет зайчиком?  и т.д.).  Надев шапочки: медведя, зайца, пчелы, ежа, ласточки, божьей коровки  от их имени рассказать, как изменяется  поведение  живых существ  в зависимости от времени года.

    Например: Я – синица – зимующая птица, с приходом весны я лечу в лес, вью гнездо, высиживаю птенцов, а с наступлением холодов прилетаю ближе к человеку, чтобы не замерзнуть от голода и холода. Очень нравится мне, когда в кормушке кроме семян и крошек, люди кладут кусочки сала.

    Ну а теперь, расскажите как вы «живете» в разные времена года.

    DSC02154                                                                 

                                               DSC02159

    Проводится игра с педагогами. 

    4.Продуктивная часть – аппликация сжатой бумагой.

    Один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года  аппликация: накладная (сжатой бумагой), обрывная. С помощью аппликации сжатой бумагой дети создают свои картины пейзажи, которые отображают природу в разное время года. Такую аппликацию делать не сложно, а смотрится она очень интересно. К стволам деревьев, в зависимости от времени года приклеиваются разного цвета сжатая  или обрывная бумага. Если это зима, то придается форма кроны дерева сжатой бумагой белого цвета.

    Беседа с педагогами:

    - Какие будут листочки осенью? (Красные, желтые, оранжевые.)

    Зеленая сжатая бумага – это летнее дерево, а весенние деревья можно сделать из маленьких комочков бумаги и изредка распределить их по кроне дерева.

    -Какого цвета бумагу вы возьмете, чтобы сделать листочки на весеннем дереве? Почему? (Светло-зеленые). Потому что они еще совсем молодые.

     С помощью сжатой бумаги можно сделать тучки, сугробы, солнышко и дополнить аппликацию (цветами, грибами, капельками дождя…).

    Я предлагаю вам создать собственные картины-пейзажи, в которых будут видны приметы осени. 

    -Ребята, обращаюсь я к педагогам, скажите, пожалуйста, сколько времен года?

    -Правильно четыре, поэтому я предлагаю вам разбиться на четыре группы.

    У кого белые круги сядьте за стол с белым кругом. У кого красные – с красным и т.д.

    Рассмотрите основы пейзажа. Как вы думает, на вашем листе, картину какого времени года можно сделать и почему?

    - На нашем листе трава желтая – это бывает осенью.

    -На нашем листе земля коричневая с белыми опушками – это весна.

    На нашем листе все белое  - это зима.   

                                                                               

                         

               

    По окончании работ выступает один участник от группы и рассказывает, как они изобразили свое время года.

       

    В итоге мастер – класса я предлагаю педагогам поделиться своими формами знакомства и закрепления  характерных особенностей времен года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

    1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.3. игра-инсценир...

    Мастер-класс, как современная форма работы с семьей по физическому воспитанию.

    laquo;С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высше...

    Доклад «МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»

    Материал для воспитателей об  эффективности мастер-класса, как  формы работы с родителями  в ДОУ....

    Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями

    Распространение инновационного педагогического опыта...