Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».
методическая разработка на тему

Бахарева Елена Владимировна

1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;

2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.

3. игра-инсценировка, позволяющая  вспомнить и закрепить  с детьми, поведение  животных в разные времена года;

4. один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года – на основе разных техник аппликаций (на выбор воспитателя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс для педагогов785.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс:

по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

           Уважаемые коллеги! Сегодня на своем мастер классе я хочу показать формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года:

  1.   способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;
  2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.
  3. игра-инсценировка, позволяющая  вспомнить и закрепить  с детьми, поведение  животных в разные времена года;
  4. один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года – на основе разных техник аппликаций (на выбор воспитателя).
  1. Познавательная деятельность. Закрепление признаков времен года, с помощью моделей признаков.

Для закрепления признаков времен года используются модели признаков и стихи-загадки о временах года.

Ребята, отгадайте, о каком времени года идет речь?

Времена года  Детские загадкиНапример: 

Несу я урожаи, 
Поля вновь засеваю, 
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - …. (Осень)

В лес сегодня я пойду, 
Ягод спелых наберу.
Время года мне скажи - 
Там являются ужи!
(Лето)

Затем прочитав  загадку, располагается на мольбертах  модели признаков.

 Посмотрите модели признаков зимы и назовите их. Дети (педагоги) перечисляют признаки с опорой на модели.

Модели наглядно помогают детям вспомнить признаки времен года.

-Зима: снегопад, метель, снег, медведь спит в берлоге, сугробы, лед на реке.

-Весна:  капель, проталинки, кучевые облака, прилетают птицы, вьют гнезда, проснулись звери.

Так мы вспоминаем последовательно основные отличительные признаки четырех времен года.

Лото «Подбери и объясни»

      Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их,  спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия.  Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной»

2.Применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.

Я предлагаю Вам мнемотаблицы времен года. Эти таблицы – ключ к запоминанию и воспроизведению информации   и  краткий план  к рассказу о времени года.

Я предлагаю вам коллеги заполнить мнемотаблицу осени, с помощью моделей  признаков весны и составить по ней рассказ.

F:\на сайт\Новая папка\Мастер класс с педагогами 02.04.14г\295_2356.JPGF:\на сайт\Новая папка\Мастер класс с педагогами 02.04.14г\295_2365.JPG

В первую клетку мы вставим  буквуО(осень).

Во вторую –  модель  листопад.

В третью клетку следующие модели  признаков – созревает урожай, растут грибы.

В четвертую клетку –  модель часто идет дождь.

В пятую клетку –  модель улетают птицы.

В шестую клетку – восклицательный знак (Я очень люблю осень!)

Далее я предлагаю  педагогам, опираясь на таблицу  составить  свой вариант рассказа об осени.

  1. Игровая деятельность. Игра – инсценировка.

Вспомнить какие происходят изменения в жизни живых существ в разные времена года, помогает игра, в которой дети представляют себя животными, птицами, насекомыми.

Предлагаю педагогам поиграть,  выбрать, кем они будут (кто будет медведем? кто будет зайчиком?  и т.д.).  Надев шапочки: медведя, зайца, пчелы, ежа, ласточки, божьей коровки  от их имени рассказать, как изменяется  поведение  живых существ  в зависимости от времени года.

Например: Я – синица – зимующая птица, с приходом весны я лечу в лес, вью гнездо, высиживаю птенцов, а с наступлением холодов прилетаю ближе к человеку, чтобы не замерзнуть от голода и холода. Очень нравится мне, когда в кормушке кроме семян и крошек, люди кладут кусочки сала.

Ну а теперь, расскажите как вы «живете» в разные времена года.

F:\на сайт\Новая папка\Мастер класс с педагогами 02.04.14г\295_2375.JPGF:\на сайт\Новая папка\Мастер класс с педагогами 02.04.14г\295_2376.JPG

      Проводится игра с педагогами.

4.Продуктивная часть – аппликация.

Один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года  аппликация. С помощью аппликации дети создают свои картины пейзажи, которые отображают природу в разное время года. Аппликацию делать не сложно, а смотрится она очень интересно. К стволам деревьев, в зависимости от времени года приклеиваются разного цвета бумага или другой материал. Крону дерева можно сделать из настоящей веточки.

Беседа с педагогами:

- Какие будут листочки осенью? (Красные, желтые, оранжевые.)

Зеленая бумага – это летнее дерево, а весенние деревья можно сделать из маленьких комочков бумаги и изредка распределить их по кроне дерева.

-Какого цвета бумагу вы возьмете, чтобы сделать листочки на весеннем дереве? Почему? (Светло-зеленые). Потому что они еще совсем молодые.

Из цветной бумаги можно создать шедевры, что мы с Вами сейчас и попробуем сделать.

Я предлагаю вам создать собственные картины-пейзажи, в которых будут видны приметы осени.

-У нас четыре времени года, поэтому я предлагаю вам разбиться на четыре группы.

Рассмотрите основы пейзажа (на каждой картине наклеено дерево по времени года).  Как вы думает, на вашем листе, картину какого времени года можно сделать и почему?

F:\на сайт\педсовет по Экологии 2014 г\295_2401.JPGF:\на сайт\педсовет по Экологии 2014 г\295_2403.JPGF:\на сайт\педсовет по Экологии 2014 г\295_2405.JPG

По окончании работ выступает один участник от группы и рассказывает, как они изобразили свое время года.

В итоге мастер – класса я предлагаю педагогам поделиться своими формами знакомства и закрепления  характерных особенностей времен года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...

Мастер- класс по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года»....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, при котором с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция актив­ных точек пальцев и ладоней...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, при котором с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция актив­ных точек пальцев и ладоней...

мастер-класс для педагогов "Форма работы с педагогами, направленная на практическое освоение элементов здоровьесберегающих технологий"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению элементов здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровье сберегающих технологий...

«Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»

Опыт работы «Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»...