Главные вкладки

    Конспект развивающего занятия по экологии.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект развивающего занятия по экологии для старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya__konspekt.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: "Шумят сосновые леса".

    Возраст дошкольников: 5-6 лет (старшая группа)

    Цель: Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к сосне,    как живому существу.

    Задачи: Формировать эмоционально положительное отношение к природе. Развивать представление о взаимосвязи сосны с окружающей средой и другими живыми организмами, о значении сосны в жизни обитателей леса.

              Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.

             Формировать первичные представления о пищевых цепях. Развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, получать новые знания; развивать связную речь и логическое мышление.

              Познакомить с лечебными свойствами этого дерева и её смолы - живицы.

    Оборудование и материалы:  письмо Лесовичка, демонстрационная картина "Сосна", предметные картинки с изображением животных и растений, связанных с сосной ( С. А. Васильева В. И. Мирясова: "Тематический словарь в картинках" "Мир растений и грибов", " Мир животных", предметные картинки символы: капля воды, изображение ветра, воздуха (пустой лист), солнца, почвы, снежинка, дождь.

              Музыкальное произведение Э. Григ "Утро".

    Предварительная работа:

    Целевые экскурсии и прогулки в лес, по территории детского сада, наблюдение за деревьями (осень - зима), сбор шишек, желудей, опавших листьев, коры. Сравнение коры сосны и ели.

    Чтение произведений:

    И.Соколов - Микитов "Глухари", "Сосновый бор"

    В. Рожденственский "Вот сосны..."

    И.Бунин  "Чем жарче день , тем сладостней в бору..."

    Сказка старичка - лесовичка (кн. Т.И. Подрезова "Материал к занятию по развитию речи)

    С.А. Есенин "Поёт зима - аукает"

                        "Заколдован невидимкой..."

    М.Ю. Лермонтов "На севере диком"

    Рисование: "Сосны до неба хотят дорасти"

                        "Сосна в зимнем уборе"

    Ручной труд: поделки из сосновых и еловых шишек

    Рассматривание репродукций: И. Шишкин "Утро в сосновом бору"

                                                                              "На севере диком".

    Исследовательская работа: сравнение хвои и шишек сосны и ели, коры изъеденной желудями.

    Д.игра: "Дерево - это...", "Кто с кем дружит".

    Виды деятельности, использованные на занятии: экспериментирование, беседа.

    Место проведения: групповое помещение.

    Ход занятия.

    Воспитатель I. часть. Организационный момент.

    -Стук в дверь. В группу входит ребёнок в костюме лосовичка.

    Воспитатель: ребята, кто это к нам пришёл в гости

    Ребёнок: Я внук старичка - Лесовичка, хозяина леса, принёс вам посылку от деда.(воспитатель берёт посылку, читает: г.Дзержинский, Московская область"Детский сад №5"группа "Солнышко". Открывает посылку)

    Воспитатель: - А здесь письмо.

    "Здравствуйте, дети. Я часто видел вас в своём лесу. Знаю, вы любите природу и лесных жителей и внимательно относитесь к ним. В моём лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком дереве из них эта загадка:

    У меня длинней иголка, чем у ёлки

    Очень прямо я расту в высоту

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке.

    Дети: Это сосна.

    Воспитатель: Как вы догадались?

    Дети: Сосна тоже хвойное дерево и ствол у неё прямой и высокий. Ветви у сосны в лесу на верху, потому, что внизу света меньше.

    : (читает дальше письмо) "Ребята, а знаете ли вы, что нужно сосне для роста, где растёт сосна и с кем дружит? А помогут вам в этом мои подсказки, которые я прислал. Готовы? Тогда получите первую подсказку (раздаются предметные картинки символы: солнце, капля воды, снежинка, земля с корнями, ветер, воздух , семечко сосны)

    -Что нужно сосне для роста? (ребёнок берёт картинку, объясняет и прикрепляет у сосны).

    * Солнце - сосна не может жить без света и тепла.

    * Вода - сосна пьёт воду, как и люди.

    * Снег - укроет корни сосны и ветви, чтобы не замёрзли зимой, а весной, когда начнёт таять, напоит дерево.

    * Дождь - освежает хвою, напоит дерево.

    * Ветер - переносит пыльцу сосны с одних шишек на другие, а ещё и сосна сосны при помощи ветра перелетят в другое место.

    * Воздух - сосна дышит чистым воздухом и очищает воздух, делая его пригодным для дыхания человека и других живых существ.

    * Земля - сосна при помощи корней получает питательные вещества

    Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы: не только рассказали, что необходимо для жизни сосны, но и объяснили почему.

    Сосна стройна и красива. Словно стрелы ходят ввысь сосновые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки солнечного света. Внизу сосновая кора грубая, серо - коричневая, а наверху тонкая, золотисто - оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенно сухой. А как называются сосновые леса? (Бор, сосняки)

    - Дети, давайте вспомним и расскажем Лесовичку стихи об этих стройных и красивых деревьях.

    1. Сосны до неба хотят дорасти

        Небо ветвями хотят подмести,

        Чтобы в течении года

        Ясной стояла погода.

    2. Поёт зима, аукает, Мохнатый лес баюкает.

         Сто звоном сосняка.

         Кругом с таской глубокою

         Плывут в страну далёкую

         Седые облака.

    3. Чем жарче день, тем сладостнеё в бору

    Дышать сухим смолистым ароматом.

    И весело мне было поутру

    Бродить по этим солнечным палатам.

    4. Шумят сосновые леса

         И сосны стройные литые

         Как будто стрелы золотые

         Уходят смело в небеса.

    5. Заколдован невидимкой

         Дремлет лес под сказкой сна,

         Словно белою косынкой

         Подвязалася сосна.

         Покачнулась, как старушка,

         Оперлася на клюку,

         А над самою макушкой

           Дремлет дятел на суку.

    - Молодцы, какие интересные стихи вы прочитали, а теперь представили, сто вы сосны

    Психогимнастика: "Я стройное дерево" (звучит музыка Э.Г. Грига "Утро").

      Представьте себя деревом вросшим корнями в землю, тянущемся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении лёгкого ветра. Ветер усилился, дерево крепко держится корнями в земле. Падает снег, ветви чуть сгибаются под снегом, дерево засыпает. Наступает весна, дерево медленно просыпается ото сна, снег тает, ветви выпрямляются, тянутся к солнцу.

    Воспитатель: Как выразительно вы передавали настроение дерева! Какие стройные высокие деревья у вас получились!

    - Много лесных обитателей можно встретить в сосновом бору. Чем же их привлекает это дерево?

    Дети: Одни животные там живут, другие животные используют сосну как  "столовую", а третьи - и живут и питаются на этих деревьях.

    Воспитатель: правильно. Много в сосновом лесу любителей полакомиться сосновыми шишками и хвоей и даже корой древесной. Каждый старается сорвать шишку и добраться до семян, в холодную зимнюю стужу подкормиться хвоей. Гадайте, кто же эти лакомки?

    1. Лишь пурга окрест завоет

         Морозы станут злей,

         Я столовую открою

          Для ...(клестов и глухарей). (выставляется предметная картинка)

    Воспитатель: Правильно, клесты очень любят семена, которые достают своим удивительным крестообразным клювом. А глухари питаются хвоей, которая в зимний период становится основной пищей.

    2. Вот красавица сосна.

         Почему сосна грустна?

         Причинил ей много бед

         Вот такой жук ...(короед) (выставляется предметная картинка)

    Воспитатель: Кто же поможет пасти дерево?

    Дети: Дятел. Он ест жука - короеда и его личинки. Этих птиц называют "санитарами леса".

    Дети: Дятел обитает в дуплах сосен. Зимой, когда нет насекомых, он кормится семенами сосны.

    3. Кто с высоких стройных сосен

          В ребятишек шишку бросил (белка) (выставляется предметная картинка)

    Дети: Белка зимой питается семенами сосны. Краска белки похожа на цвет сосновой коры. Когда мы ходили в лес, то видели, как белка сбрасывает пустые шишки. Мы их собирали.  Некоторых ещё семена оставались.

    4. Я лесной исполин, брожу средь сосен и осин.(лось)

    Воспитатель: Что ест лось в холодную , голодную зиму?(Ест хвою , веточки, обгладывает кору молодых сосен. А летом питается порослью лиственных деревьев, травами, мхами.

    5. Я мохнатый червячок, полосатый бочок

         Скоро бабочкою стану, закружусь я над поляной. (гусеница)

    Воспитатель: Гусеница бражника соснового кормится на сосне. Появляющиеся бабочки имеют окраску, схожую с окраской сосны. То питается гусеницами?

     Дети: Разные птицы.

    Воспитатель: Нужны гусеницы в лесу?

    (да)

    - Но ведь они вредят дереву?

    Дети: Если пропадут гусеницы, то исчезнут из леса птицы, уидут некоторые животные, которые питаются птицами.

    Воспитатель: Молодцы.

    6. На полянке у сосенок

       Ом построен из иголок.

        За травой не виден он. А жильцов в нём миллион (муравейник)

    Дети: Муравьи часто строят свои жилища в сосняках, используя для строительства хвоинки. Ежедневно в своё гнездо они доставляют много тысяч насекомых.

    Воспитатель: Значит, муравьи не только используют сосну (хвоинки). Но и помогают дереву избавиться от нежелательных насекомых: личинки соснового пильщика, куколок различных бабочек, гусениц.

    А какие ещё животные дружат с сосной?

    Медведь объедается семенами сосны, пред тем, как залечь в берлогу.

    Зайцы любят кору молодых сосенок, бурундуки.

    Физкультминутка.

    По тропинке в лес пойдём

    Наши ножки не устали. А быстрее пошагали.

    До поляны добежали

    У пенёчков сразу встали.

    Мы посмотрим вправо, влево

    Вниз под ноги поглядим

    И присядем посидим.

     Теперь на мох ступаем,

    Мягко, мягко наступаем,

    Как по мягкому ковру

    Ходим тихо мы в бору.

    А во мхе боровички

    Чудо дивное грибки.

    А средь молодых сосенок

     Блестящей тёмной шапочке

    Растёт грибок маслёнок.

    Дружно рядышком стоят

    И в корзинку не хотят.

    Воспитатель:  какие грибы растут в бору?

    Дети: Гриб - боровик, маслята.

    Воспитатель: Гриб боровик не только вкусный. Но и играет большую роль в лесах, усваивая мёртвые остатки растений. Он является своеобразным санитаром леса.

    Воспитатель: В сосновых лесах растёт много растений, которые любят свет. Это кустарники: черника. Брусника. Очень полезные ягоды. Сон - трава, заячья капуста. Кошачья лапка - всё это растёт на песчаных почвах. А на болотистых, покрытых кочками местах, где растёт болотистая низкорослая сосна, осень созревает клюква.

    - Почему же все эти растения живут рядом с сосной?

     Дети: Потому. Что они любят свет, а в сосняках всегда светло, т.к. солнечные лучи легко проникают сквозь хвоинки.

    - Запомните эти растения. Чтобы потом нарисовать их в нашем альбоме.

    Вы сегодня назвали много животных и других живых организмов. Которые живут рядом с сосной. Представьте себе, что сосны срубили. (выставляется картинка пня) что же произойдёт с животными, ведь исчезли и хвоя и кора, и ветки, которыми питались многие животные и для которых ветви и ствол были и домом и столовой.

    *Исчезнет  Столовая для дятла и если он не найдёт корм, он улетит из леса или погибнет.

    *Другие птицы: клесты, глухари тоже улетят из леса.

    *Лоси тоже уйдут или могут зимой погибнуть.

    *Муравьи тоже покинут свой дом, не будет личинок для еды.

    *Растения могут исчезнуть, которые живут в сосняках.

    Воспитатель: Дети, вы правильно отметили, что случится в лесу, если человек уничтожит дерево или лес. А что произойдёт. Если мы посадим дерево?

    *Появятся новые дома для белки и дятла.

    *Появятся новые столовые для клестов, дятлов лосей, муравьев.

    *В лесу станет больше животных.

    *Воздух станет чище.

    Воспитатель: Ребята. А вот что Лесовичок вам хочет сообщить.

      Сосна издревле считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек лечат простуды. Хвойные ванны успокаивают человека укрепляют его организм. Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары настаивают и используют как витаминные средства. Воздух в сосновых лесах особенный. Сухой, целебный. Пахнет разогретой смолой. Сосновую смолу называют живицей. Потому, что она обладает способностью заживлять древесные раны. Из смолы получают много полезных нужных веществ. Выучите, пожалуйста, скороговорку:

    Словно капелька стекла

    По сосне смола текла.

    Капли соком были,

    На стволе застыли.

    На прощание я вам посылаю вот такой сувенир для пополнения ваших знаний о сосне. (Дети прощаются с Лесовичком. Из мешочка раздаются кусочки янтаря разного цвета, формы и поделки из него)

    Исследовательская деятельность:

    Воспитатель: Ребята. Что же прислал нам Лесовичок? (камни) Вы знаете, что эти камни образовались из смолы. Смола древних сосен окаменела и превратилась вот в такой камень, который называется - янтарь. Давайте с вами внимательно рассмотрим янтарь.

    1. Рассматривание образцов янтаря разного цвета и формы (дети называют цвет, форму, свойства)

    2. Сравнение обработанного и необработанного камня:

    а) обработать кусочек янтаря стальным надфилем и шлифовальной шкуркой (янтарь - мягкий камень)

    б) натереть кусочек обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу - бумага прилипнет к янтарю (янтарь - электрический камень)

    в) поджечь опилки - горят (янтарь - горючий камень)

    3. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное это то, что эти камин рождены деревом. Янтарь называют солнечным камнем. Мастера изготавливают их янтаря украшения и целые предметы для комнат. Вот в этой книге, которую мы рассмотрим позже, вы увидите много удивительных вещей. В дальнейшем мы будем пополнять нашу коллекцию янтаря. Вот такое удивительное дерево - сосна!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

    ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

    Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...

    Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

    Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...

    Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали»

    способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у детей интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу. З...

    Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали».

    Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе.Тема занятия: «Как мы лесу помогали».Задачи: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у д...

    Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

    Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....