Программа социального развития старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Предлагается перспективно - тематический план по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  по социализации детей

старшего дошкольного возраста “Ребенок-Общество”

Автор проекта Сатдарова Р.К., воспитатель МДОУ п. Возрождение

№/№

п.п.

Раздел. Содержание

Цель

Средства: методы, формы, приемы.

Источники

1

2

3

4

5

I

“Я в деятельности”

  1. Растем играя!

Мир первобытных людей:

  1. ознакомление детей с жизнью первобытных людей;
  2. изготовление одежды древних людей, предметов обихода, украшений;
  3. воспроизведение древних способов охоты;
  4. умение различать следы зверей, имитировать их походку, повадки, различать животных по голосам;
  5. воспроизведение древних способов передачи информации, счета, письма;
  6. обыгрывание ситуаций “Охота на мамонта”, “Защита от диких зверей”, “Семейный очаг”;
  7. самостоятельная игровая деятельность детей с придумыванием новых сюжетов, ситуаций.

“Солнечный зайчик”.

“Свеча”: восприятие сверстника, культура совместной деятельности (игры).

“Самолет построим сами”

Включение детей в совместную деятельность; приобщение к истокам человечества; формирование сплоченности детей и педагогов, чувства сопричастности за общее дело; расширение  тематики детских игр, введение детей в необычную социальную ситуацию; преодоление эгоцентризма; овладение разными стратегиями поведения.

Воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу.

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, изготовление поделок из –природного материала, физические упражнения, инсценировки, подвижные игры, танцы, сюжетно-ролевая игра.

Игра – тренинг; упражнение; словесная игра.

Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования

Растем играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.

 

М.Семенова. Мы-славяне. Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998. –       560 с.

Зеленова Н.Г. и др. Программа “Защити меня.” – Самара: СИПКРО, 2002. – 66 с.

2. “Чтоб расти и не лениться –

   Будем мы всегда трудиться”:

  1. уход за растениями и  живыми обитателями уголка природы (попугаями, рыбками);
  2. дежурства по столовой, занятиям;
  3. изготовление кормушек  для птиц;
  4. аппликация “Спасем дерево”;
  5. совместный труд на участке.

Развитие чувства ответственности  за общее дело, за полученный результат; формирование умения действовать согласованно, сообща принимать решения, договариваться, подчиняться решению большинства, получать радость и удовольствие от совместной деятельности; формирование ответственности за порученное дело, добросовестного отношения к нему; чувства удовлетворения от приносимой пользы другим людям своим трудом.

Коллективный труд; трудовые поручения; групповая деятельность; дежурства; совместная продуктивная деятельность (коллективная аппликация); ручной труд.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

3. “Коль умеем мы трудиться –

    Значит, можем веселиться”:

  1. “Мы на луг ходили”;
  2. “По малину в сад пойдем”;
  3. путешествие в страну сказок: театрализованные представления по отрывкам сказок А.С.Пушкина (“Сказка о рыбаке и рыбке”,  “Сказка о царе Салтане”);
  4. музыкально- спортивное развлечение “Олимпиада”;
  5. праздник царицы Осени.

Проведение праздника:

Действующие лица: Осень, месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Пугало огородное (взрослые); подсолнухи, овощи, фрукты (дети).

Развитие чувства эмоциональной  близости, удовлетворение от совместной деятельности. Формирование ответственности за общее дело.

Хороводные игры; спортивные игры и развлечения;  литературные викторины, музыкальные развлечения; игры-инсценировки; театрализованные представления.

Праздники в детском саду: Книга для воспитателя детского сада (Л.Н.Вино-градова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада (Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 328 с.

Музыка и  дети. //Дошколь-ное воспитание, 2001, № 9, с.116-120.

Ведущий (педагог): Друзья! Сегодня у нас праздник царицы Осени. У нас в гостях три осенних месяца. Назовите их. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

Сентябрь: Внимание! Сегодня государыня наша Осень приглашает всех своих подданных на праздник. Октябрь: Внимание, внимание! Строгий приказ: веселиться, петь, плясать всем участникам праздника! Ноябрь: Внимание! Внимание! Вот и сама государыня Осень! Под торжественную музыку входит Осень, садиться на трон.

Ведущий: В платье пестро-золотистом

                  Осень к нам явилась в зал,

                  Как прекрасная царица,

                  Открывающая бал.

Звучит музыка. Слышится шум за дверью, вбегает Пугало со словами: Матушка-голубушка! Царица наша! Не вели казнить, вели слово молвить. Осень: Кто ты и откуда? Почему в таком виде на праздник явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде,

               Весь век стою, как на часах,

               В саду  и в поле, в огороде.

               На стаи нагоняю страх.

               И пуще огня, камня и палки

               Страшатся меня вороны и галки.

Я ведь урожай охраняю, поэтому в таком наряде явился. Я  не бездельник и лентяй, я трудовое Пугало. У меня и свидетели есть. Вот послушайте загадки про тех, кого я охраняю: загадывает загадку про подсолнухи.  Дети -  подсолнухи исполняют “Танец подсолнухов”. Загадывает  загадку “Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки” (огурцы). Дети играют в п/и “Жмурки”. Следующая загадка про картошку “И зелен, и густ на  грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом …” Дети -  картошки поют песню “Антошка”. Далее Пугало загадывает загадки про лук, капусту и т.д. Дети исполняют песню “Урожайная”, “Таней овощей”. Далее дети читают стихотворения про осень, проводятся игры “Съедобное-несъедобное”, “Собираем урожай”, “Солнышко и дождик”. Осень: Да, разная я бываю –веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и сухая, с ветром и  тихая. Я очень рада, что вы любите меня! И я всегда буду дарить вам красоту и щедрость. Исполняется песня “Осенние листья”. Осень раздает детям фрукты.

II.

“Я в общении”

  1. Настроение  - ключ к общению (подробно описано в контексте).

  1. Волшебные слова:
  1. приветствие(здравствуйте, добро пожаловать, добрый день  и т.д.);
  2. обхождение (беседа, интерес о самочувствии и т.д.);
  3. прощание (до свидания, всего доброго, счастливого пути и т.д.).

  1. “Комплименты”, “Пирамида любви”:
  1. любовь и уважение – ключи к общению.

  1. Речевой этикет – важная часть поведенческой культуры:
  1. поведение в общественных местах;
  2. культура речи.

  1. Общение без слов:

“Музей восковых фигур”, “Немое кино”, “Маски”: - мимика, жесты, характерные движения, поза.

Создание эмоционально положительного  настроения, развитие умения и желания делать приятное другим людям, привитие навыков культурного общения.

Закрепление знаний детей об элементах общения: приветствие, обхождение, прощание, формирование навыков культуры общения, активизация речи, обогащение словарного –запаса.

Развитие коммуникативных способностей: воспитание уважительного, заботливого отношения к людям.

Формирование навыкам культурного поведения в общественных местах,  навыков культурного общения.

Развитие невербальных форм общения, умения понять состояния другого человека.

Упражнение – тренинг; пример сверстника (позитивный); художественное слово.

Игра- занятие, словесная игра, беседа.

Игра-тренинг.

Экскурсии в общественные места (магазин, библиотека и др.); беседа.

Беседа, игра без слов, упражнения.

Разговор как психотерапевтическое средство // Дошкольное воспитание, 2000,     № 3, с.80.

Сценарии активизирующего общения. // Дошкольное воспитание, 2000, № 12, с.62.

Зеленова Н.Г. и др. Программа “Защити меня”. – Самара: СИПКРО, 2002. – с.66 .

Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Растем играя: Сред. и стар.дошкол.возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А Недоспасова.-

III.

“ Я в познании”.

  1. Что  в имени моем?:
  1. каждый человек имеет право на имя;
  1. что  означают наши имена;
  2. полное и ласковое имя;
  3. индивидуальность.

  1. Моя семья:
  1. структура семьи;
  2. семейные традиции, праздники, досуг;
  3. труд родителей (других взрослых).

Составление альбома “Мир профессий”. Это своеобразное наглядное пособие для закрепления и расширения представлений детей о профессиях взрослых. Начали оформлять альбом с профессией родителей, затем сотрудников детского  сада. Оформление альбома включает следующее содержательные моменты: изображение представителя конкретной профессии (картинка или фотография знакомого человека); атрибутика ( изображение спец.одежды, инструментов, средств и т.д.); результаты труда; дополнительная информация (правила поведения и т.д.). Далее оформляются страницы редких, героических, спортивных профессий.

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя,  познакомить со значением некоторых имен, с понятием “отчество", полными ласковыми именами.

Обогащение знаний о структуре и традициях семьи, взаимоотношениях близких родственников; развитие чувства уважения, эмоциональной близости, любви, гордости за свою семью. Расширение знаний о профессиях взрослых людей, воспитание уважения к человеку труда.

Беседа: дидактическая игра “Улица красивых имен; упражнение-тренинг “Волшебный цветок”,  чтение произведения.

Беседа; сюжетно-ролевая игра “Семья”; творческое рассказывание детей и близких, домашних праздниках, выходных днях; составление альбома “Мир профессий”; экскурсии на почту, пекарню; развлечения детей совместно с родителями; рисование “Моя семья”.

Зеленова Н.Г. и др. Программа  “Защити меня”. – Самара: СИПКРО, 2002. – 66 с.

А.Л.Барто “Имя и фамилия”.  Г.Остера “Будем знакомы”.

Моя семья. Генеалогическое древо.// Дошкольное воспитание, 2003, № 4, с.27.

Методические разработки к Программе обучения “Любознайка”. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992, 52 с.

Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для  развития сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 160 с.: ил.



№/№

п.п.

Раздел. Содержание

Цель

Средства: методы, формы, приемы.

Источники

1

2

3

4

5

  1. Моя страна:
  1. моя страна – Россия;
  2. Москва – столица нашей Родины;
  3. - 60-летие Победы – праздник всей страны;
  4. история и современность родного села.

Праздники в нашей жизни:

Педагог уточняет какие праздники дети знают, за что любят праздники, атрибутику разных праздников, особенности, как готовятся люди к праздникам, как проводят праздники. Далее педагог объясняет, что праздники бывают разные: семейные, которые отмечают близкие люди (дни рождения, памятные даты) и массовые, которые отмечают всем народом. К таким праздникам относится и 9 Мая – День Победы. Уточняет знание детей о Великой Отечественной войне. Читает рассказы о войне, рассматривают иллюстрации, альбомы. Педагог  рассказывает о том, как вся страна готовится к этому празднику. Затем проводится целевая прогулка к  обелиску (памятнику павшим  на войне односельчанам).

Расширение и обогащение знаний детей о своей стране, селе, народных праздниках; формирование устойчивого интереса к истории села; воспитание патриотических чувств.

Беседа; рассматривание иллюстраций; составление альбома “ Хвалынск – город на Волге”; целевая прогулка; экскурсии; чтение произведений.

Страна, в которой мы живем.// Дошкольное воспитание, 2001, № 6, с.97.

История Отечества для маленьких читателей.

Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник.

Самарские Епархиальные Ведомости, 1870 г.

IV.

Работа с родителями.

  1. Социализация дошкольника в семье: условие, содержание.

  1. Искусство общения в семье.

  1. Какой должна быть хорошая семья:
  1. семья как коллектив особого рода;
  2. место детей в семье;
  3. роль отца в семейном воспитании;
  4. роль семейных традиций;
  5. обязанности членов семьи.

  1. Нам вместе весело:
  1. совместная с детьми досуговая деятельность.

5. Наглядная агитация “Посеешь привычку – пожнешь характер”; “Игра как средство социализации дошкольника”.

Дать знания о сущности социального ребенка в семье; познакомить с методами, формами, средствами социализации.

Привлечь родителей к обсуждению проблемы взаимоотношений  взрослых и детей; стилей семейного общения; обменяться мнениями, опытом.

Обсуждение с родителями вопросов семейного воспитания; поведения взрослых как примера для подражания.

Расширение педагогических знаний.

Родительское собрание.

Встреча “ за круглым столом”.

Диспут.

Участие в подготовке и проведении праздника.

Оформление стенда.

Социальное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание, 2001, № 17, с.32-37.

Мудрость воспитания: Книга для родителей./ Сост.Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.: ил.

Макаренко А.С. Книга дял родителей. – Соч.. В 7-ми томах. М. 1957, т.IV. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М., 1980.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с.

Нам вместе весело.//Дошкольное воспитание, 2003 , № 7, с 106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»

Программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  «Несу добро в мир» направлена на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»

Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназн...

Планирование по программе интеллентуального развития старших дошкольников "Волшебные блоки Дьенеша"

Программа рассчитана на развитие внимания произвольног и непроизвольного, памяти, логического мышления, умения анализировать, группировать, формулировать выводы и гипотезы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...