Знакомство детей с творчеством мурманского поэта Н.Колычева
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В  рамках лексической  темы  недели  "Знакомство  с   городом" знакомим  детей  с  творчеством  мурманский  писателей. Наиболее  интересен  был  материал Н.Колычева  для  организации  проекта "Кошка-мурманчанка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство     с     творчеством     мурманского   поэта    

Николая    Колычева

     

В  наши  дни  особенно  актуален  вопрос, что  читать  и  как  читать  детям. Умение  правильно   воспринимать   литературное   произведение, осознать  наряду  с  содержанием   и  элементы   художественной  выразительности   не  приходит  к ребёнку  само  собой: его  надо   развивать  и  воспитывать   с  самого  раннего  детства. В  связи  с  этим  очень  важно   формировать   у  детей  способность  активно    слушать   произведение, вслушиваться  в   художественную   речь.

Как   привлечь  ребёнка  к   увлекательному  миру  художественных  образов, ситуаций, приключений?

Я работаю   воспитателем   в    логопедической  группе, которую   посещают  дети   с  общим    недоразвитием    речи    третьего   уровня     (с  5  до  7  лет). Очень  важно  для  наших  детей  не  только  понимать  смысл  слова, но  и  слышать его мелодику. Мы  стараемся    направлять  усилия  не только    на  запоминание  стихотворной  формы, но  и   на  красоту  слова, образность  языка.

Знакомство  с  творчеством  Николая  Колычева  началось  со  сборника  «Мурманские  ступеньки».   Одно   из    стихотворений  в  нем  называется «Мурка - мурмяунчанка». Оно  нас   заинтересовало  тем,  как  автор  подошел   к  изображению  образа  кошки. Читая  стихотворение, есть   возможность  услышать,    по – разному,   звучащие   звуки  (мур - мяун - чанка).

Это   знакомство   послужило  созданию  кратковременного     проекта     «Кошка -  мурманчанка».

Лейтмотивом  стали  строчки  «Где  хорошо  кошкам -   там  хорошо  людям».

Цель  проекта:

  1. формирование     положительно – эмоционального    отношения      

          к   художественной   литературе;

  1. воспитание     литературно-художественного  вкуса, способности

          понимать  и  чувствовать   настроение  произведения, улавливать    

          звучность, ритмичность, красоту  стихов;

  1. формирование    у     детей  осознанного   отношения     к    литературе,

          как    источнику  знаний.

Краткое  описание  проекта:

  1. Знакомство  со    стихотворением   « Мурка  -  мурмяунчанка».
  2. Выставка     научно – познавательной     литературы   «Всё  о  кошках».
  3. Д/и « Слово  на   ладошке»  (словообразование).
  4. Д/и « Подбери  словечко»  (синонимы)
  5. Сбор  информации « Зачем  кошке  усы», «Какие  у  кошки  клички»,

  пословицы    и    поговорки,   загадки,   считалки.

  1. Инсценировка   текста     с     использованием   пластических     этюдов.
  1. Оформление   витрины   для   предметов, необходимых   каждой кошке.
  2. Консультация  для  родителей «Как  ухаживать  за  кошкой».
  1. Составление  фотовыставки  «Кошка - мурмяунчанка».
  2. Составление  рассказов  « Моя  кошка (кот)».
  3. Выставка  рисунков  «Коты  всякие  важны…»

Прежде   всего,    мы  рассматривали  с  детьми  книгу.  Обсуждали    название, иллюстрации. Результат – у  детей  возникло  желание  читать  книгу.   Познакомились  со  всеми  стихами, дети выделили   наиболее  интересные. Почитали, «вошли  в  текст». Затем  проходило  обсуждение  прочитанного: беседовали, учились  размышлять, высказывать  своё  мнение, собирали  информацию   о  кошках  в  пословицах, поговорках, загадках; показывали мимические  этюды, проводили  дидактические  игры.

         Например: дидактическая игра «Слово на  ладошке  - всё  о  кошке».

 Деятельность: дети  подбирают  слова  по  заданному  условию.

«Кто?»           «Что  делает?»         «Что  есть  у  кошки?»      «Как  ведёт?»

кот,                      мяукает                   голова, головушка           осторожно

котик                   преследует             хвостик, хвостище           внимательно

котище                стережет                 лапоньки, лапищи            игриво

котенька              крадётся                 глазоньки, глазищи          ласково

коток                   принюхивается      усики, усищи                    заботливо

кошечка              караулит                 ушко, ушки                       нежно

кисонька             выслеживает           роток, ротик                     строго

кисулька             облизывается          спинка, спиночка             чудесно

кисуленька          мурлычет               брюшко, животик             послушно

кисуля                 умывается              зубки,  зубище                   тихо

киска                   ласкается                коготочки, когтище,         сердито

кисочка               скребётся…            носик, носок                      радостно        

       Пословицы  и  поговорки.

«Где  у  кошки  дела - мышам  делать  нечего»; «Кошачья  лапа  мягка, а  коготок  востёр»; «Кошка  лазает  в  окошко»; «Кошка  спит, а  мышей  видит»; «Для мышки  и  кошка  зверь».

        Эта  работа  давала  возможность  поддерживать  интерес  к  художественному  слову, образным  выражениям. Главное  было  понять, на  какие  сферы  читательской  деятельности (эмоции, воображение, реакция  на  содержание)  в   первую  очередь   воздействует   стихотворение.

Результат  нашей  деятельности (воспроизведение  и   осмысление  прочитанного   стихотворения)    каждый    раз  был   новый. Наряду с  декламацией  это  была  и  фотовыставка  «Кошка - мурманчанка», и   выставка  детских  рисунков, и  составление  рассказов  от  имени    кошки.

Вот  так,  у  нас  происходит   встреча    детей    с     одним     стихотворением, которое  интересно им   по    тематике, по  мироощущению.

Стихи    Николая  Колычева     входят  в  библиотеку  нашей  группы. Есть  наиболее  понравившиеся  стихотворения    детям: «Косолапые  ботинки», «Лягушкино  горе», «Один  дома», «Едем -  едем  на  медведе». Стихи  определились  в  результате  проведенной  акции  среди  родителей «5  минут  поэзии  на  ночь». В  течение недели, двух   мы  предлагали  родителям  читать  детям  стихи  по  выбору  и  отмечать, какому  стихотворению  ребёнок  отдавал  предпочтение.  По   стихам    посвященным  улицам  Мурманска, памятным    местам, природе    мы    проводили  занятие – путешествие, составляли    кроссворды, проводились  выставки  рисунков, посвященные  Мурманску.

По  некоторым  стихотворениям  Николая  Колычева   вместе  с  детьми  мы  составили   динамические  паузы, пальчиковые  гимнастики, пластические  этюды.

Поддержание   активного  тяготения  старших  дошкольников  к  книге, развитие  интереса  и  любви  к   ней – важнейшая  задача   воспитания   детей,  стоящих   на   пороге   перехода   к     самостоятельному    чтению.

 «Детство  неизбежно  уходит  от  нас, а  книги  остаются  с  нами  навсегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с учетом регионального содержания «Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области С. Муниной и Н. Колычева»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению дошкольников с творчеством поэтом Мурманской области....


 

Комментарии

Фролова Елена. Петровна

Огромное спасибо, Наталья Петровна, за проект "Кошка - мурманчанка". Материал можно использовать и на занятиях в 1 классе.