Главные вкладки

    Доклад " С какого возраста формируется экологическая культура ребенка"
    статья (окружающий мир) по теме

    Севрикеева Татьяна Анатольевна

    Доклад предназначен для воспитателей ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekolog.kultura-_doklad.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

        Доклад            

    С КАКОГО ВОЗРАСТА ФОРМИРУЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ       КУЛЬТУРА РЕБЁНКА.

    Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного возраста, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой.                                                                                                     Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем это ещё и формирование экологической культуры.

    Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребёнка.

    Осознанно правильное отношение к природе строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самооценки;  зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимания изначальной красоты природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

    Экологическое воспитание осуществляется разными методами. К ним относятся – систематические наблюдения , фиксация наблюдений ( календари, альбомы, рисунки детей и т.д.), опытническая работа, труд в природе.  Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с восприятием природы и её познанием.

    Я помню своё детство, которое прошло в деревне на берегу Волги. Воспитывалась я у деда. Он имел большой сад, где занимался селекцией. Он любил каждое деревце, каждый кустик, травинку в своём саду. И вот эту любовь он старался привить и мне.                                                                                      Я бегала босиком по росистой траве, купалась в чистой воде Волги, бегала под тёплым летним дождём, радостно шлёпая по лужам.  Я могла сорвать в саду любое яблоко и не помыв его, съесть.                                                                             Но наши дети позволить себе этого не могут. Радиационные дожди, плоды, которые обрабатываются ядохимикатами, обмелевшие реки, которые превращаются в болота, уничтоженные животные – вот что остаётся в наследство нашим детям и внукам.    

    Часто можно видеть, как малыш, топая по дорожке, может безжалостно растоптать  проползающего муравья, нарвать охапку цветов и тут же выбросить их. Но если начать с раннего детства объяснять этому малышу, что у  этого муравья есть папа и мама, братики и ему больно от того, что ты наступил на него. В дальнейшем такой ребёнок  будет стараться не обидеть ничто живое.                                                                                                                                         Вот поэтому, начиная с ясельного возраста, мы начали  работу по экологическому воспитанию и продолжаем её и сейчас. Для этого правильно организовали зоны природы в своей группе, где содержатся животные и растут растения.                                                                                                                   В уголке природы нашей группы ведётся постоянная работа по уходу за растениями. Здесь  у детей развивается познавательный интерес к миру растений. Их трудовые действия – это понимание потребностей живого существа в определённых условиях, без которых  их жизнь прекратится.                      Со своей группой детей  мы провели занятие « Знакомство с бальзамином», целью которого было знакомство детей с новым цветком и с факторами, которые влияют на жизнь растения.                                                                              Вначале занятия я спросила у детей:                                                                         - Цветок живой?                                                                                                             Дети, не раздумывая, сказали:                                                                                      - Нет.                                                                                                                                – Почему?   ( ответы детей)                                                                                                     - Не ходит, не ест, не плачет, не разговаривает.                                                             – А вы, если о вас бы не заботились, смогли бы есть, пить                                                               - Если вас не учили бы говорить, смогли бы вы разговаривать ?  ( ответы)       - Давайте я вам докажу, что все растения живые ( организмы). Ведь если мы не будем растения поливать, что случиться?   ( ответы – засохнет, умрёт ).

      Далее я рассказала детям, что если цветок поставить в тёмное место, он будет расти слабым, тонким. А для роста в земле должны быть питательные вещества, витамины, ведь растение питается корнями. Вам витамины дают врачи, папа с мамой и вы растёте. Затем спросила у детей, что нужно для роста растений и дети уже определённо ответили: вода, земля, витамины ( и свет – добавила я ).                                                                                                                  На этом же занятии закрепили основные понятия о строении цветка: корень, ствол, веточки, листья, цветок.

    В раздевалке нашей группы стоял цветок. Из-за плохой освещенности и нехватки минеральных удобрений у него стали засыхать листья. Я сказада детям: « Мы наверное недостаточно хорошо за ним ухаживали и наш цветок заболел». Детям я умышленно не сказала, что цветку не хватает света ( и конечно же и удобрений).                                                                                                   Дети каждое утро и в течении дня стали напоминать мне о необходимости полить цветок, интересовались его состоянием. И только через неделю Саша Игнашков заметил, что наш цветок не выздоравливает, сколько бы мы его не лечили.                                                                                                                                               Тогда я спросила у детей: « А что же ещё не хватает цветку? Ведь у него есть земля, вода и витамины».  Дети не сразу, но всё-таки определили, что ему не хватает света. Поставили цветок к окну. Но цветок по-прежнему не поправлялся.                                                                                                                Однажды утром меня сильно поразила  Женя. Она подошла к этому цветку и завела с ним разговор: « Что, умираешь? Мы о тебе беспокоились, поливали, дали тебе свет. Не умирай. Мы будем хорошо за тобой ухаживать».   Представляете, ребёнку три года, а он так почувствовал боль живого. После этого я предложила полечить цветок ( традесканцию).

    Мы нарезали черенков, поставили их в воду, а  когда они пустили корни, я провела занятие « Посадка черенков традесканции». Каждый ребёнок посадил свой черенок, каждый день наблюдал за ним и никто из детей не перепутал свой черенок с черенком товарища.

    По вечерам я разговариваю с детьми на разные темы и однажды я спросила у детей: « Потеют ли они и когда?»  Ответы были разные : когда жарко, когда приходят с прогулки, когда мама купает и т.д.)                                                                   - Да, все люди потеют, -  подтвердила я, а далее спросила: « Потеют ли растения?» Дети ответили, что нет, не потеют.                                                      – Потеют, - сказала я им – хотите убедиться?

    И мы с детьми проделали опыт. Вначале показала детям цветок в горшке и все дети потрогали растение. Листья и ствол были сухими. Затем предложила всем сунуть руку в целлофановый пакет и убедиться, что он тоже сухой. Потом я радела этот пакет на цветок, плотно закрыла его и предложила детям переждать до утра, чтобы посмотреть, что будет.                                                       Утром дети первым делом подходили к закрытому цветку. А когда пришли все дети , мы собрались у цветка и увидели, что пакет изнутри покрылся капельками воды. Маша сразу сказала: «Наш цветок вспотел».

    Я проводила также другие опыты с растениями.                                                            Дети ставили два растения в разные места: одно - на окно, другое – в тёмное место. Затем вели наблюдения и дети убеждались, что в тёмном месте растение растёт бледным и тонким, а на окне – здоровым.                                      Другой опыт – сажали с детьми отростки растений: одно – с корнем, другое – без корня. После наблюдения за растениями делали вывод : без корня растение чаще всего погибало, а с корнем быстро приживалось и росло.    

    В любой группе детского сада большую радость детям приносят животные. Дети активно общаются с ними.                                                                                        В нашей группе имеется аквариум и дети хорошо знают рыб, у меченосцев отличают самку от самца.                                                                                                       В результате многолетней работы с детьми я убедилась, что для детей наиболее привлекательными являются рыбки и это не случайно. Ведь в отличии от растений, они обладают характерным поведением.                                              Наблюдая за рыбками, спросила у детей, чем они похожи на людей ( едят, плавают, есть глаза и рот). Здесь я снова подвела детей к тому, что рыбы тоже живые существа.                                                                                                           Дети любят обращать внимание на яркую окраску рыб. А сколько было радости у детей, когда в аквариуме появились мальки.   Вне занятий читали книгу « Кто живёт в глубинах вод». Детям так сильно понравилась эта книга, что они вечерами постоянно рассматривали её, делились впечатлениями.

    Сейчас в нашей группе животных нет, но мы постоянно берём для наблюдений животных в соседних группах. Постоянно у нас гостит соседский попугай. Принося клетку, показывала детям, как осторожно надо брать клетку, чтобы попугай не вылетел из клетки и не испугался. Рассказывала детям , чем надо кормить попугая и предлагала детям понаблюдать за ним и рассказать потом, что интересного они замечают в поведении птицы.

    Прежде всего мы старались научить детей бережному отношению к птицам, старались научить видеть красоту птицы ( стройное тело, красивое оперение, милое щебетание).  Не менее важен в наблюдении познавательный интерес ( как  клюёт зёрнышки, как пьёт воду и спит, для чего крылья).  Летом дети приносили для попугая зелёную травку, а зимой – выращивали на окне овёс.

    В настоящее время начали работы по ознакомлению детей с домашними и дикими животными. Провели с детьми следующие занятия:                                           - 1. Знакомство с коровой и телёнком  ( рассматривание картины)                                   - 2. Рассматривание картины « Коза с козлятами».                                                       – 3.Заяц и волк – лесные звери.                                                                                            - 4. Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса

    В вечернее время знакомили детей и с другими дикими и домашними животными, рассматривали иллюстрации и книги.

    После проведения этого цикла занятий дети усвоили, чем домашние  животные отличаются от диких и уже могут рассказать о характерных особенностях того или иного  животного. Правда бывают ошибки и некоторые дети ещё не могут определить этих особенностей. С такими детьми работаем индивидуально.

    В вечернее время  беседую с детьми на тему « Я – человек», где даю знания о том, что каждый из нас – человек. Для этого использую книгу « Азбука здоровья». После этих бесед дети хорошо усвоили, для чего человеку нужны руки, ноги, глаза, рот и т.д.

    Работая по программе экологического воспитания, большое внимание уделяем знакомству детей с сезонными явлениями. Ежедневно на прогулке или из окна группы наблюдаем с детьми за небом: есть ли на нём облака или светит солнце, дует ли ветер ( качаются ветки деревьев), определяем состояние погоды. Говорю детям: « Небо серое, тучи закрыли солнышко, идёт дождь». И предлагаю послушать, как стучит дождь по окну.

    Вела также с детьми наблюдение  за первым снегом, рассматривали снежинки. Все дети очень радуются первому снегу. Я спрашивала у детей:     « Почему снежинка тает на ладошке?» Дети отвечали: » Потому что она холодная.» Поправляла детей: « Да , снежинка холодная, а ладошка – тёплая»

    В вечернее время разучивали стихи:                                                                                 1. Вот зима В.Калинкина                                                                                                         2. Всюду снег                                                                                                                     3.Зайчик                                                                                                                                  4.Белка                                                                                                                                           5. Кабан                                                                                                                                         6. Встали девочки в кружок Александрова и т.д.

    На прогулках в зимнее время проводили наблюдения за птицами. Рассказывала, как холодно и голодно нашим пернатым друзьям зимой.           С детьми наблюдали за синицами, воробьями и голубями. Когда на наш участок прилетели голуби, объяснила детям, что они больше воробьёв, воркуют. А когда им бросила семечки, дети наблюдали, как птицы едят.     Для синичек мы на подоконнике сделали кормушку и дети подкармливали их и вели за ними наблюдения.

    Немаловажным фактором в экологическом воспитании является использование дидактических игр:                                                                      1.Чудесный мешочек                                                                                                          2.Найди такой же цветок                                                                                                                   3. Овощной магазин                                                                                                                 4.Магазин игрушек                                                                                                         5.Кто где живёт                                                                                                             6.Поиграем с водой и т.д.

    Исходя из всего этого следует, что начинать работу по экологическому воспитанию надо с раннего возраста. Необходимо научить детей любить, щадить окружающую природу, любоваться ею.

    Мы, взрослые, сейчас понимаем, что мы на краю гибели и каждый из нас должен по крупицам упорно и добросовестно восстанавливать нашу природу. И для этого надо всё возможное :                                                                                        - подавать пример доброго отношения ко всему живому                                                       - постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

    И тогда ребёнок вырастет добрым и порядочным. Он никогда не обидит животное, не растопчет на дорожке полевой цветок. Наше будущее, будущее нашей планеты в наших детях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?»

    В данной консультации даются рекомендации родителям о здоровом образе жизни. Как правильно подобрать вид спорта дошкольнику, нагрузки, одежда, время проведения тренировок....

    ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

    Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

    Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

    В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

    В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям

    В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям...

    Экологический праздник-субботник «ДЕНЬ ЧИСТОТЫ» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 г. Лебедянь Патутина Анна Алексеевна Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к пла

    Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействова...

    Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

    Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

    Статья "С какого возраста и какие мультфильмы показывать дошкольникам, чтобы не навредить их психическому и речевому развитию"

    Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до...