"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Наш детский сад на протяжении 5 лет работает в инновационном режиме двух экспериментальных площадок по риторическому и поликультурному образованию. Активное участие в работе экспериментальных площадок позволило мне разработать инновационный проект по теме: «Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста». Сущность данного проекта заключается в том, что книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели.
Одно из направлений проекта предполагало поликультурное образование участников образовательного процесса через создание клуба семейного чтения «Почитай - ка». Так как первыми проводниками в мир детской души являются его родители, то и основная задача деятельности такого детско-взрослого сообщества заключалась в формировании национального самосознания ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями разных народов через чтение художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песни и многое др.) с помощью родителей.
В рамках данного проекта наиболее эффективными показали себя следующие формы работы: выпуск семейных газет; конкурсы-выставки («Мы все такие разные», «Наши традиции»); совместное посещение библиотек («Праздники и обычаи хакасского народа», «Русское подворье», «Игры народов мира»); семинары – практикумы для родителей с участием работников детской библиотеки («Вечерняя сказка для малыша», «Почитай мне книжку, мама!»); «Читательские посиделки» (знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы, а также инсценирование детьми знакомых сказок народов мира).
С целью выявления эффективности проводимой мною работы была проведена диагностика уровней этнической толерантности, разработанной Г.Д. Дмитриевым. Данная диагностика предполагает 5 уровней: от отсутствия этнической толерантности до уровня активного утверждения культурных и этнических различий. По результатам первого диагностического исследования в группе выявлено 3 ребёнка с уровнем интолерантности, 15 детей с первым уровнем толерантности, 5 детей со вторым уровнем толерантности, и 3 ребёнка с третьим уровнем толерантности. Заключительная диагностика выявила положительную динамику в формировании чувства толерантности у детей группы: 14 детей с первым уровнем толерантности, 8 детей со вторым уровнем толерантности и 4 ребенка с третьим уровнем толерантности.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с художественными произведениями писателей разных стран через организацию семейных чтений повышает уровень толерантного сознания детей и позволяет сформировать целостную личность каждого ребенка.
Список литературы:
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
- Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование - М., Народное образование, 1999.
- Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
- Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений.
поликультурное воспитание...
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-234980-1509351662.jpg)
Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...
Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-963232-1509983428.jpg)
Рекомендации для родителей по организации семейного чтения.
Рекомендации для родителей по расширению круга детского чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-748158-1454606414.jpg)
Методические рекомендации для родителей по организации семейного чтения
Методические рекомендациидля родителей по организации семейного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/06/picture-1441636-1670297685.jpg)
Консультация для родителей дошкольников "Организация семейного чтения"
Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти ин...