конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Но с  каждым годом увеличивается количество детей рождающихся с глазными патологиями.
По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир — форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
       Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
         Наш детский сад для детей с нарушением зрения. Группу, в которой я работаю, посещают дошкольники с амблиопией и косоглазием, характеризующиеся разной степенью снижения остроты зрения.
         Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды.  Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.
Поэтому имеет большое значение правильная организация занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время непосредственно образовательной деятельности, а поэтому контроль  за  длительностью и рациональным построением очень важен. В связи с этим целесообразно     следовать ряду рекомендаций.
           Прежде всего, следует ограничить длительность заданий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 15—20 минут в подготовительной к школе группе. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (рассказ, беседа, дидактические игры и др.), чередовать  задания с фиксацией взора вблизи – вдали, использовать на занятии специфические методы и приемы обучения детей.
             В образовательную деятельность обязательно должны включиться такие компоненты, как зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, зрительная релаксация,
              Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Тема: Перелетные и зимующие птицы

Задачи

  1. Образовательные

Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

Учить выделять характерные особенности птиц.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц

    2.Коррекционно-развивающие

Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

  1. Воспитательные

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц), чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.  Настольно-печатные и подвижные игры.

I.Организационный момент.

 (Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)

Учитель:

 Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.

(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй,…)

II. Работа по теме:

  1. Беседа:

 Дождик с самого утра,

  Птицам в дальний путь пора,

  Громко ветер завывает –

  Это всё когда бывает? (Осенью).

Учитель:

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: 

Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

Учитель:

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.

Учитель:

Назовите перелетных птиц?

Дети: 

Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

На доске  таблица «Птицы»

Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.

 Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.

Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.

Игра «Отгадай и присядь» 

(Дети выходят и становятся в круг)

-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Демонстрация чучела птицы.

Учитель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.

Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц.  Покажите.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

- Чем покрыто тело птицы?

Дети: Тело птицы покрыто перьями.

Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как  они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Физкультминутка «Осень».

Мы бежали по дорожке,

Промочили свои ножки,

Потом сели, посидели.

Смотрим: птицы полетели.

Ветер сильный вдруг подул,

Мы испугались: «Караул!»

Дети бегут друг за другом.

Трясут ногами.

Приседают.

Машут руками.

Качают руками влево–вправо.

Дети убегают и садятся за столы.

Дидактическая игра «Кто лишний».

На магнитной доске иллюстрации птиц.

Учитель:

Ребята, назовите, кто лишний.

 - Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.

-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.

-Ворона, синица, воробей, соловей; 

Дети: Соловей – перелетная птица.

Зрительная гимнастика

Учитель: Ребята, снимите очки, сядьте правильно.

Птичка польку танцевала,                  взгляд вверх, вниз (3разв)

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, хвост направо,(3раза)       взгляд налево, напрво

Это полька Карабас.

Звучит грамзапись -  пение птиц.

Учитель: А теперь закрыли все глаза, слушаем грамзапись и выполняем упражнения:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Всё чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

И к занятиям  готовы!

Д/игра «Найди тень птицы»

Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.

Учитель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?  

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Учитель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Пальчиковая гимнастика

Загибаются пальцы обеих рук.

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Д/игра «Составь целое из частей»

Составь из разрезных картинок птицу.

Учитель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.

III. Итог:

Д/игра «Продолжи, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

После окончания образовательной деятельности учитель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас.

Список литературы

  1. Вегнер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,Просвещение,1986.
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя.: Просвещение, 1990.
  3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.: Город, 1998.
  4. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Из опыта работы. Под ред. Земцовой. М. И. М.: Просвещение, 1978.
  5. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., « Нар. асвета», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии «Перелётные птицы» для детей средней группы.

Расширить представление детей о  птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы....

Конспект занятия "Зимующие и перелётные птицы"

Целью  данного конспекта занятия является формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на примере  птиц Белгородской области....

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"...

Конспект занятия на тему «Перелётные птицы».

Данная НОД направлена на создание условий для закрепления  и расширения знаний детей о перелетных птицах.В процессе реализации данной деятельности мы активизируем словарь по теме «Пере...

Конспект занятия на тему: "Перелётные птицы".

Совместная деятельность поможет сформировать представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц....

Конспект занятия по лепке перелётные птицы

Конспект занятия по лепке перелётные птицы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "Перелётные птицы".

Расширять представления о перелетных птицах, об их внешнем виде, и образе жизни....