Что мы знаем об экологии
статья (окружающий мир, старшая группа) по теме

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология – не только наука – это мировоззрение  современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Одна из целей экологического воспитания - формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

К условиям сохранения богатств природы относятся экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества, сбор металлолома и макулатуры.

В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Для экологического воспитания детей нужно решить 3 задачи:

  1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
  3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Задумываясь о значении окружающего нас мира мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство - не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достижение - земля.

От того, какими знаниями овладевает будущий крестьянин, зависит и обеспеченность страны и экологическое состояние полей и лугов, лесов и болот, рек и озер.

Не зная ничего о воде и воздухе, свете и температуре, составе и свойствах почвы, нельзя определить наилучшие условия роста и развития растений. А для того, чтобы правильно ухаживать за домашними животными, надо многое знать о кормах, температурном режиме, и т.д.

Температура, свет и влажность и есть экологические факторы.

Важно показать дошкольникам, что экологические факторы не стабильны, а их сезонные или суточные изменения тотчас сказываются на жизни     и растений и животных. Изучить их влияние на живые организмы под силу малышам. Поэтому эту работу нужно начинать в детском саду, стараясь пробудить в детях прежде всего интерес к окружающей природе, учить сравнивать, делать выводы.

Так, на экскурсиях обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью, в теплый солнечный день обратить внимание детей на золотисто-желтую листву березы, липы, багрянец клена. А поздней осенью эти деревья выглядят  беззащитными.

 Традиционные беседы, рассказы воспитателя во время экскурсий и прогулок быстро утомляют детей и не дают желанных результатов. Поэтому перед экскурсией или прогулкой нужно подобрать стихи, дать выучить их детям. Стихи помогают детям дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения.

Дидактические игры с карточками-загадками о растениях и животных, игры-викторины увлекают детей во время прогулок. Например, в старших группах перед новогодними праздниками можно провести занятие по теме: « Ель».

Цель занятия:

  1. Раскрыть связь между елью, животными и птицами.
  2. Доказать, какое значение имеет ель в жизни человека.
  3. Показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей питания.

На доске картина с изображением ели. Воспитатель читает стихотворение о ней. Затем дает информацию о ели. Дети узнают о том, что свои полтора-пять метров ель наберет лишь через 10-15 лет, а это значит, что для появления  у нее плодов потребуется немало времени. Звучит песня о елочке. Приближается всеми любимый праздник Новый год. Во всех домах нарядили зеленую красавицу. Многие ребята выучили стихи, чтобы рассказать их Деду Морозу.

И вдруг в группе появляется Дед Мороз с мешком и бумагой. На бумаге кроссворд, который прислала Снегурочка на тему: «Какими должны быть дети на празднике». А в мешке шишки. Стук в дверь. В группу вбегает озабоченная белочка. Воспитатель спрашивает у белочки: «Что случилось?», «Чем встревожена белка?». Все недоумевают. А белка подходит к Деду Морозу и отбирает у него мешок с шишками. Воспитатель спрашивает: «Какая же связь между белкой и шишками? Наверняка, наша белка не может найти в лесу шишек. А почему?». Дети сами ищут ответы на вопросы. Воспитатель подводит итог занятия.

Если каждый год к празднику мы будем рубить елки, то через несколько лет в нашем лесу не увидим ни одной елочки. А это значит, мы погубим животных и птиц, питающихся шишками. А, кроме того, ель очищает воздух, обогащая его веществами, убивающими вредных бактерий. Ель - это строительный материал, ткани, бумага, музыкальные инструменты и т.д. Друзья, запомните навсегда, человек, погубив природу, погубит и себя, так как он сам – часть этой природы.

Ну а как быть с праздником без  елки? А Дед Мороз отвечает: Есть огромные леса, где растет много елей. Если привезти оттуда, то там ничего плохого не произойдет. Есть и питомники, где специально выращивают елки для праздника.

Для каждого воспитателя, очевидно, что эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности детей. Повышению познавательной активности на прогулках служат экологические игры, например: «Узнай дерево по листочку», «Что изменилось?», «Узнай по запаху», «Четвертый лишний», «Съедобное-несъедобное» и т.д.

Таким же образом нужно знакомить детей  и с живым миром, пернатым населением, учить отличать одних птиц от других, сравнивать их оперение и повадки. Доводить до сознания детей, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время зимних холодов. Нужно сделать кормушки для птиц. Птицам нельзя давать ржаной хлеб, он прокисает у них в зобу и они погибают, давать нужно только белый хлеб, различные  семена, для синичек несоленое сало.

Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями. Те в свою очередь с удовольствием смотрят и слушают юных артистов. Им совсем не безразлично, о чем и как говорят их дети.

Таким образом, с помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения уровня экологической культуры населения. Ничего нет в том, если дети где-то ошибутся или ответят сбивчиво. Это праздник, а не экзамен.

В течение года можно провести в детском саду утренники и праздники на такие темы:

  1. « Здравствуй, солнечное лето!»
  2. « Солнце, воздух и вода – наши  лучшие друзья».
  3. « Мы – друзья природы»
  4. «  Берегите хлеб».
  5.  « Золотая осень».

 Немного остановлюсь на проведении праздника на тему: «Витамины - человек – здоровье». На плакате нарисовать грустного вида человека, а вокруг него черные квадраты, изображающие микробов. Вопрос  к детям: «Почему человек грустный?». Дети дают  ответы. После небольшой беседы заходят дети с масками: капусты, моркови, картофеля, лука, свеклы, огурца и салата. Загадывают о себе загадки и рассказывают о том, какие витамины содержатся в этих овощах, какую роль играют витамины в жизни человека, к чему приведет нехватка витаминов. Занятие закончить песней и застольем – сделать салаты из овощей и заварить чай из шиповника.

Весной можно провести экологическую неделю совместно с учениками  1 класса. Свои впечатления отразить в рисунках, поделках, составлении сказок и рассказов.

Хорошо использовать дидактические игры на занятиях по развитию речи. Игры развивают речь, внимание, воображение, волю, сосредоточенность, расширяют словарный запас по экологической проблеме. Например, игра «Найди ошибки» учит детей находить в тексте экологические неточности:

 

 «Это правда или нет?»

 

Теплая весна сейчас

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

 

Или читать стихи без последнего слова:

 

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл …….(карась).

 

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий …..(лось)

 

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет ….(скворец ).

 

Дети должны помнить, что

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

С детьми на занятиях и в режимных моментах можно использовать различные скороговорки, считалки, народные изречения и приметы.

            

 

 

     

Скороговорки

 

Глядят грачата на галчат

Глядят галчата на грачат.

 

Цапнула цапля черные чернила,

Черная цапля циркулем чертила.

 

За проселком у поселка

В поле пела перепелка

Перепел прилетел

Перепелку перепел.

 

Считалки

 

Голубь, гусь и галка….

Вот и вся считалка.

 

Дятел, дятел, мой приятель,

Дуб долбит как долотом,

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дои.

 

Народные приметы и изречения

 

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Без хозяина земля - круглая сирота.
  3. Земля  хоть и кормит, но и сама есть просит.
  4. Много снега  – много хлеба, много воды – много травы.
  5. Землю красит  солнце, а человека – труд.
  6. Зима морозная, лето жаркое, зима снежная, лето - дождливое.
  7. Дым столбом - к морозу.
  8. Иней на деревьях – к морозу.
  9. Длинные сосульки – к долгой  весне.

 

И закончить хочу словами Р. Рождественского

 

              Еще о том веду я речь,

              Что мы наш дом должны сберечь,

              Давай докажем что не зря

              На нас надеется Земля!

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_ob_ekologii.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №87 «Золушка»

ДОКЛАД

Что мы знаем об экологии

Выполнила: воспитатель Килина Л.В.

г. Набережные Челны

2011 г.

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология – не только наука – это мировоззрение  современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Одна из целей экологического воспитания - формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

К условиям сохранения богатств природы относятся экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества, сбор металлолома и макулатуры.

В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Для экологического воспитания детей нужно решить 3 задачи:

  1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
  3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Задумываясь о значении окружающего нас мира мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство - не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достижение - земля.

От того, какими знаниями овладевает будущий крестьянин, зависит и обеспеченность страны и экологическое состояние полей и лугов, лесов и болот, рек и озер.

Не зная ничего о воде и воздухе, свете и температуре, составе и свойствах почвы, нельзя определить наилучшие условия роста и развития растений. А для того, чтобы правильно ухаживать за домашними животными, надо многое знать о кормах, температурном режиме, и т.д.

Температура, свет и влажность и есть экологические факторы.

Важно показать дошкольникам, что экологические факторы не стабильны, а их сезонные или суточные изменения тотчас сказываются на жизни     и растений и животных. Изучить их влияние на живые организмы под силу малышам. Поэтому эту работу нужно начинать в детском саду, стараясь пробудить в детях прежде всего интерес к окружающей природе, учить сравнивать, делать выводы.

Так, на экскурсиях обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью, в теплый солнечный день обратить внимание детей на золотисто-желтую листву березы, липы, багрянец клена. А поздней осенью эти деревья выглядят  беззащитными.

 Традиционные беседы, рассказы воспитателя во время экскурсий и прогулок быстро утомляют детей и не дают желанных результатов. Поэтому перед экскурсией или прогулкой нужно подобрать стихи, дать выучить их детям. Стихи помогают детям дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения.

Дидактические игры с карточками-загадками о растениях и животных, игры-викторины увлекают детей во время прогулок. Например, в старших группах перед новогодними праздниками можно провести занятие по теме: « Ель».

Цель занятия:

  1. Раскрыть связь между елью, животными и птицами.
  2. Доказать, какое значение имеет ель в жизни человека.
  3. Показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей питания.

На доске картина с изображением ели. Воспитатель читает стихотворение о ней. Затем дает информацию о ели. Дети узнают о том, что свои полтора-пять метров ель наберет лишь через 10-15 лет, а это значит, что для появления  у нее плодов потребуется немало времени. Звучит песня о елочке. Приближается всеми любимый праздник Новый год. Во всех домах нарядили зеленую красавицу. Многие ребята выучили стихи, чтобы рассказать их Деду Морозу.

И вдруг в группе появляется Дед Мороз с мешком и бумагой. На бумаге кроссворд, который прислала Снегурочка на тему: «Какими должны быть дети на празднике». А в мешке шишки. Стук в дверь. В группу вбегает озабоченная белочка. Воспитатель спрашивает у белочки: «Что случилось?», «Чем встревожена белка?». Все недоумевают. А белка подходит к Деду Морозу и отбирает у него мешок с шишками. Воспитатель спрашивает: «Какая же связь между белкой и шишками? Наверняка, наша белка не может найти в лесу шишек. А почему?». Дети сами ищут ответы на вопросы. Воспитатель подводит итог занятия.

Если каждый год к празднику мы будем рубить елки, то через несколько лет в нашем лесу не увидим ни одной елочки. А это значит, мы погубим животных и птиц, питающихся шишками. А, кроме того, ель очищает воздух, обогащая его веществами, убивающими вредных бактерий. Ель - это строительный материал, ткани, бумага, музыкальные инструменты и т.д. Друзья, запомните навсегда, человек, погубив природу, погубит и себя, так как он сам – часть этой природы.

Ну а как быть с праздником без  елки? А Дед Мороз отвечает: Есть огромные леса, где растет много елей. Если привезти оттуда, то там ничего плохого не произойдет. Есть и питомники, где специально выращивают елки для праздника.

Для каждого воспитателя, очевидно, что эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности детей. Повышению познавательной активности на прогулках служат экологические игры, например: «Узнай дерево по листочку», «Что изменилось?», «Узнай по запаху», «Четвертый лишний», «Съедобное-несъедобное» и т.д.

Таким же образом нужно знакомить детей  и с живым миром, пернатым населением, учить отличать одних птиц от других, сравнивать их оперение и повадки. Доводить до сознания детей, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время зимних холодов. Нужно сделать кормушки для птиц. Птицам нельзя давать ржаной хлеб, он прокисает у них в зобу и они погибают, давать нужно только белый хлеб, различные  семена, для синичек несоленое сало.

Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями. Те в свою очередь с удовольствием смотрят и слушают юных артистов. Им совсем не безразлично, о чем и как говорят их дети.

Таким образом, с помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения уровня экологической культуры населения. Ничего нет в том, если дети где-то ошибутся или ответят сбивчиво. Это праздник, а не экзамен.

В течение года можно провести в детском саду утренники и праздники на такие темы:

  1. « Здравствуй, солнечное лето!»
  2. « Солнце, воздух и вода – наши  лучшие друзья».
  3. « Мы – друзья природы»
  4. «  Берегите хлеб».
  5.  « Золотая осень».

 Немного остановлюсь на проведении праздника на тему: «Витамины - человек – здоровье». На плакате нарисовать грустного вида человека, а вокруг него черные квадраты, изображающие микробов. Вопрос  к детям: «Почему человек грустный?». Дети дают  ответы. После небольшой беседы заходят дети с масками: капусты, моркови, картофеля, лука, свеклы, огурца и салата. Загадывают о себе загадки и рассказывают о том, какие витамины содержатся в этих овощах, какую роль играют витамины в жизни человека, к чему приведет нехватка витаминов. Занятие закончить песней и застольем – сделать салаты из овощей и заварить чай из шиповника.

Весной можно провести экологическую неделю совместно с учениками  1 класса. Свои впечатления отразить в рисунках, поделках, составлении сказок и рассказов.

Хорошо использовать дидактические игры на занятиях по развитию речи. Игры развивают речь, внимание, воображение, волю, сосредоточенность, расширяют словарный запас по экологической проблеме. Например, игра «Найди ошибки» учит детей находить в тексте экологические неточности:

 «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Или читать стихи без последнего слова:

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл …….(карась).

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий …..(лось)

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет ….(скворец ).

Дети должны помнить, что

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

С детьми на занятиях и в режимных моментах можно использовать различные скороговорки, считалки, народные изречения и приметы.

             

     

Скороговорки

Глядят грачата на галчат

Глядят галчата на грачат.

Цапнула цапля черные чернила,

Черная цапля циркулем чертила.

За проселком у поселка

В поле пела перепелка

Перепел прилетел

Перепелку перепел.

Считалки

Голубь, гусь и галка….

Вот и вся считалка.

Дятел, дятел, мой приятель,

Дуб долбит как долотом,

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дои.

Народные приметы и изречения

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Без хозяина земля - круглая сирота.
  3. Земля  хоть и кормит, но и сама есть просит.
  4. Много снега  – много хлеба, много воды – много травы.
  5. Землю красит  солнце, а человека – труд.
  6. Зима морозная, лето жаркое, зима снежная, лето - дождливое.
  7. Дым столбом - к морозу.
  8. Иней на деревьях – к морозу.
  9. Длинные сосульки – к долгой  весне.

И закончить хочу словами Р. Рождественского

              Еще о том веду я речь,

              Что мы наш дом должны сберечь,

              Давай докажем что не зря

              На нас надеется Земля!