Главные вкладки

    Знакомство с музыкальными инструментами
    материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Кужелева Наталья Александровна

    Стихи для знакомства детей младших групп с муз. инструментами.  Собрано из различных источников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzinstrum.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство с музыкальными инструментами

    Ненастоящие балалайки (имитация)

    1 Бубен

    Вышел Петя вперёд,

    Петя бубен берёт,

    Будет Петя играть,

    Будут детки плясать!

    Ля-ля-ля…

    2 Прятки с дудочкой.

    Дети спрятались за стульчики. Воспитатель:

    Я по комнате хожу,

    Деток я не нахожу.

    Ну, куда же мне идти,

    Где мне деточек найти?

    Надо дудочку достать

    И на дудочке сыграть.

    Все услышат, прибегут

    И со мной плясать пойдут!

    3 Деревянные ложки

    4 Вот я – Зайчик-Попрыгайчик.

    Дайте мне мой барабанчик.

    Воспитатель ударяет по барабану сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой.

    5 Оркестровое исполнение попевки Петушок. Сначала с музыкальным молоточком показать ритм, потом дать бубны, погремушки, деревянные ложки и учиться играть оркестром.

    6 Поезд – развитие ритма

    Всем раздают по два кубика и приглашают занять места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют кубиками. Поезд убыстряется. Поезд  останавливается, кубики замолкают.

    7 Музыкально-дидактическая игра  «Медвежата»

    Воспитатель раздаёт каждому ребёнку колокольчик. Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю. Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под весёлую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

    8 Музыкально-дидактическая игра «Определи»

    Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя (удары ладошкой правой руки), быстрого зайчика (быстрые постукивания указательным пальцем) и стремительной птички (лёгкое потряхивание бубна над головой). Перед детьми игрушки медведь, заяц, птичка. Дети должны отгадать, показать игрушку.

    9 Музыкально-дидактическая игра «Бубен»

    Воспитатель показывет бубен, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Подняв бубен, воспитатель вместе с детьми бежит по комнате, затем останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши.

    10 Музыкально-дидактическая игра «Олино путешествие»

    Оля пошла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофон мелодию вверх через один звук).

    11 короткий и длинный звук (на дудке)

    А. На зелёном лугу

    Раз нашёл я дуду,

    То не дудка была,

    Веселуха была.

    Стал я в дудку играть,

    Стали все подпевать,

    Стали все подпевать,

    Да под дудку плясать.

    Б. Хорошо играет Ваня,

    Мы попляшем на поляне.

    Дудочка, дудочка, звонкогудочка. (2 раза).

    Ваню любят, Ване верит

    Весь честной народ и звери,

    Дудочка, дудочка, звонкогудочка. (2 раза).

    12 Музыкально-дидактическая игра «Прогулка»

    Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная. Помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют). А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (частыми ударами передаёт бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (воспитатель медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень (воспитатель постепенно ускоряет частоту ударов молоточка, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в д/с (быстрые и ритмичные удары).

    13 Музыкально-дидактическая игра «птичка и птенчик». До первой октавы – птичка, до второй октавы – птенчик.

    14 На громкую музыку дети звенят погремушками, на тихую – опускают руки на колени.

    15 Весёлые музыканты

    Меня все знают: я – Петрушка!

    Всегда со мною погремушка!

    Я – медвежонок Миша.

    Я музыку люблю.

    Послушайте, ребятки,

    Как звонко в бубен бью.

    А я – зайчик попрыгайчик.

    Дайте мне мой барабанчик!

    Я – козочка рогатая,

    Играю целый день.

    Звенит мой колокольчик

    Динь-динь, динь-динь, дилень!

    Я – серенькая кошка,

    Сыграю вам на ложках.

    16 Ритмический рисунок  имени с одновременным его проговариванием (О-ля – два удара в бубен, Ма-ри-на – три удара и т.д.).

    17 Весёлые инструменты

    Музыкальных инструментов

    Знаем мы, ребята, три.

    А какой сейчас сыграет,

    Ну-ка быстро говори.

    Музыкальных инструментов

    Знаем мы, ребята, пять.

    А какой сейчас сыграет,

    Ты попробуй отгадать.

    Музыкальных инструментов

    Знаем мы, ребята, семь.

    А какой сейчас сыграет,

    Отгадаем дружно все.

    18 Курицы

    Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку); на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку).

    19

    Л. Афлятунова Веселится птичий двор

    Парень бравый – петушок:

    Над фуражкой гребешок,

    На ногах сапожки,

    А в ушах серёжки.

    Петя – видный ухажёр,

    Гармонист и дирижёр.

    Взял гармошечку петух

    Да взъерошил перья-пух:

    Нынче репетиция

    Со дворовой птицею.

    Кря-кря-кря! Ко-ко-ко!

    Петь по нотам нелегко!

    Растянул петух меха –

    Знай, округа, петуха!

    Выступает сводный хор –

    Веселится птичий двор!

    Га-га-га! Ко-ко, ко-ко!

    Песню слышно далеко!

    20 Бубенчики звенят,

    приветствуют ребят.

    Звучит со всех сторон:

    Динь, дан, дон!

    21 Игра с барабаном

    Воспитатель идёт по кругу с барабаном, предлагает детям дотронуться и приглашает танцевать.

    У меня ребяток много,

    Барабан всего один.

    Барабан ладошкой трогай

     И на танец выходи! (Стучит в барабан)

    Вы послушайте, как громко

    Барабан для вас стучит!

    Всем мальчишкам и девчонкам

    Веселиться он велит! (Дети танцуют под мелодию)

    Барабан устал немного.

    Ну-ка, сядем, отдохнём. (Дети садятся на ковёр, гладят себя по рукам и ногам.)

    Отдохнули руки, ноги,

    Что ж, опять играть начнём!

    22  Барабанное письмо – дать детям понять, что музыка рассказывает обо всём, что есть в жизни (ср. гр.).

    Дети сидят в широком кругу. «Из Африки пришло письмо, но оно спрятано в барабане. Кто на барабане поиграет, сможет прочитать письмо». Барабан в центре круга. Воспитатель двигается по кругу и даёт детям палочку по очереди:

    Письмо тебе!

    Из Африки!

    Со мной пойдёшь,

    Письмо найдёшь!

    Ребёнок подходит к барабану и играет  на нём. Педагог спрашивает у детей, о чём они сейчас узнали из барабанного письма. Помогает: «Барабан рассказал, что в Африке очень жарко, что там растут кокосы и бананы, живут львы, слоны и крокодилы, туда приехал доктор Айболит, чтобы лечить зверей».

    23 Барабанный тарарам – дети произвольно играют на «барабанах», роль которых выполняют перевёрнутые ведёрки.

    24 Барабанные палочки. Лошадки – ритмично стучат палочкой о палочку, дождик – присев, стучат палочками по полу. Тихие шаги – сев на корточки, стучат палочками по коленам. Шорохи – трут палочки между ладоней.

    25 «Прыг – скок». Трое детей выбирают себе роли – кузнечик, лягушонок, козлик и музыкальный инструмент. Играть выходят по очереди, после объявления под хлопки:

    Прыг-скок! Прыг-скок!

    Сел кузнечик на листок.

    Прыг-скок! Прыг-скок!

    Лягушонок – на мосток.

    Прыг-скок! Прыг-скок!

    Скачет козлик по дорожке.

    Прыг-скок! Прыг-скок!

    Это прыгают ладошки!

    26 Звук и тишина. Детям раздают муз. инструменты. По команде звук – играют, по команде тишина – умолкают.

    27 Молоточек – отбиваем молоточком ритм со словами:

    Молоточек – ты мой друг,

    Молоточек тук да тук.

    Дили-дили-дили-дон!

    Бом-бом!

    28 Рожок

    На зелёной горке

    Домик у Егорки.

    - Ой, Егорушка, дружок,

    Поиграй ты нам в рожок.

    Мы поводим хоровод,

    Будем помнить целый год.

    29 Дудка

    Как без дудки, вот беда,

    Ходят ноги не туда.

    А как дудочку почуют,

    Сами ноженьки танцуют.

    Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

    30 Когда начинают звучать предметы

    Лёгкое колебание листа бумаги – шум ветра,

    Сжимание листа бумаги в руках – шаги на снегу,

    Звук медленно рвущейся бумаги – скрип дерева,

    Резкие удары карандашом по листу бумаги  - потрескивание горящих поленьев,

    Лёгкое постукивание – капли дождя,

    Удары карандашом по кромке бумаги – стук дятла.

    31 Лесной концерт

    На лесной опушке

    Заиграли звери.

    Вылезли лягушки

    И глазам не верят.

    Заиграли пони

    На металлофоне.

    А собака Лайка

    Бренчит на балалайке.

    Застучали в барабаны

    Круторогие бараны.

    Прилетели утки,

    Загудели в дудки.

    Лягушки удивились –

    Тут же в пляс пустились.

    Прилетела стайка птиц –

    Соек, пеночек, синиц.

    На ветвях расселись,

    Весело распелись.

    Сели дружно на забор –

    Зазвучал пернатый хор.

    Но внезапно грянул гром –

    Потемнело всё кругом.

    Чик-чирик, чик-чирик -

    Разлетелись в тот же миг.

    32 (Муз. молоточек) «Повтори ритм»

    Всех за сказкою сегодня

    Приглашаю в лес пойти.

    Интересней приключенья

    Вам, ребята, не найти.

    Вот в лесу раздался стук.

    Это дятел долбит сук.

    Он деревья не калечит,

    Он деревья клювом лечит.

    А что значит «деревья лечит»?   … ребята, давайте повторим стук дятла. Педагог задаёт ритм муз. молоточком, а дети повторяют его, простукивая в ладоши и проговаривая: тук-тук-тук.

    Молодцы, точно стук дятла повторили. А теперь давайте о нём чистоговорку разучим:

    Тук, тук, тук, дятел долбит толстый сук.

    33 Наши музыкальные игрушки. – упражнять дети в описании звучащих игрушек с использованием точных слов-обозначений.

    Посмотрите, у меня на столе дудочка, погремушка и барабан. Назовите их. Эта кукла захотела послушать дудочку, погремушку и барабан. Света, поиграй на дудочке. Света поиграла на дудочке. Дудочка весело пела. Повторите.

    Нина, возьми погремушку  и покажи, как она гремит. Что сделала Нина? Что услышала кукла?

    То же с барабаном.

    Света весело играла на дудочке. Нина показала, как звонко гремит погремушка.

    Кукле было интересно услышать, как играла дудочка, как трещала погремушка, как громко разносилась барабанная дробь.

    Спляшем под музыку.

    34 Презентация детского оркестра

    Полюбуйтесь на оркестр:

    Инструменты хороши!

    Виртуозы-музыканты –

    Наши с вами малыши!

    Вот красивый звонкий бубен!

    Он в руках молчать не будет!

    Словно дружные ладошки

    Заиграют наши ложки!

    Издаёт прекрасный звон

    Наш цветной металлофон.

    Это братья-сорванцы

    Колокольцы-бубенцы!

    Он в чести у многих стран –

    Громкий круглый барабан!

    Зазвучат, как птичьи трели,

    Звуки дудочки, свирели!

    Будет здесь играть для вас

    Яркий красный маракас.

    Мы для вас сыграем дружно,

    Вам лишь только хлопать нужно.

    35 Веселятся все игрушки

    Барабанят барабаны:

    Тра-та-та, тра-та-та!

    Пляшут куклы Таня с Ваней –

    Что за красота!

    Танцевать пошли матрёшки –

    Шире круг, шире круг!

    Вместе хлопнули в ладошки –

    Тук-тук-тук, тук-тук!

    Забренчали погремушки:

    Динь-динь-динь, динь-день!

    Веселятся все игрушки

    Целый, целый день.

    36 Шумелки и гремелки. Пластиковые бутылочки наполнить:

    Крупой – шумелки,

    Бусины, фасолины – гремелки.

    Бегут мышки, скачут зайчики, идёт весёлая лошадка, грустная.

    37 Музыкальная шкатулка

    Звук польётся нежный – нежный.

    «Кто в ней спрятался?» - спроси.

    Я отвечу: «Это нотки –

    До, ре, ми, фа, соль, ля, си»,

    38 Тишина

    Давайте сейчас посидим в тишине,

    Так тихо, как будто бы это во сне.

    Услышим тогда, как звучит тишина,

    Хоть кажется нам, что она не слышна.

    Ветер чуть слышно поёт,

    Липа вздыхает у сада.

    Музыка всюду живёт –

    В шелесте трав, в шуме дубрав.

    Только прислушаться надо.

    Звонко струится ручей,

    Падает гром с небосвода –

    Это мелодией вечной своей

    Мир наполняет природа!

    Тихие слёзы свои ива роняет у брода,

    Трелью приветствуют ночь соловьи,

    Звоном ветвей, песней дождей

    Мир наполняет природа!

    Птицы встречают восход,

    Ласточка солнышку рада!

    Чуткая музыка всюду живёт –

    Только прислушаться надо!

    Жизнь была бы страшно скучной,

    Если б жизнь была беззвучной…

    Как прекрасно слышать звук:

    Шум дождя и сердца стук!

    Мы кричим, смеёмся, дышим,

    Мы слова и мысли слышим,

    Слышим даже тишину…

    Как гуляет кот по крыше,

    Как шуршат за стенкой мыши,

    Волки воют на луну!

    Рёв слонов и мух жужжанье,

    Топот, свист, мычанье, ржанье.

    39 Пара барабанов – 3р

    Била бурю.

    Пара барабанов – 3р

    Била бой.

    40 Барабан – показать, что барабан  отбивает ритм, например: Карабас-Барабас, Кара-бара-бара-бас.

    41 Ритмо-тембровые игры – «Музыка дождя»:

    Вслушаться в то, как дождь льёт  и стучит за окном. Постараться на слух определить разницу в окраске звука, издаваемого каплями, которые стучат по стёклам и шлёпают по луже, падают на листья деревьев, барабанят по крыше. Изображаем капли, падающие:

     - в лужу – двумя пальцами правой руки равномерно ударяем по ладони левой,

     - на листья  - двумя руками хлопать по коленям,

     - на крышу – быстро ударять кулачками или ладошками то по краю стола, то по его середине.

    Выполняем несколько упражнений:

    «Дождинки». И.п. – произвольное. «Ловить дождевые капли» попеременно правой и левой ладошками с постепенным их подниманием.

    «Игра с водой». И.п. – сидя на полу, руки опущены. Кистями рук бить легко по воображаемой воде.

    «Стряхивание воды». На 4 счёта потряхивание кистями то левой, то правой руки, на следующие 4 счёта – кистями обеих рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

    Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

    Знакомство с музыкальными инструментами

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ...

    Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"

    На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны  интруметы  их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...

    Знакомство с музыкальными инструментами инструментами

    Смотрели призентацию , изучали звучание инструментов...

    Презентация к музыкальному занятию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) "Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра"

    Презентация поможет  наглядно познакомить воспитанников ДО с составом инструментов народного оркестра....

    конспект экскурсии в музыкальный зал на тему "Продолжаем знакомство с музыкальными инструментами" для детей средней группы.

    Музыка это то, что мотивирует каждого из нас и в некоторых случаях заставляет двигаться вперёд на встречу к своей цели....

    Конспект музыкального занятия "Знакомство с музыкальными инструментами"

    Представлен учебно-методический материал музыкального занятия " Знакомство с музыкальными инструментами"....