Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шайтурова Екатерина Сергеевна

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников»

(из опыта работы)

Автор: Шайтурова Е.С.

Общеизвестно, что в ходе социального развития ребенка дошкольного возраста закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, созданных руками человека, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе: умения называть имя и фамилию, возраст, пол; узнавание себя в зеркале, на фотографиях, знание частей тела и лица, их функции, умение отобразить себя в рисунке; наличие интересов, предпочтений; выделение собственных умений; наличие эмоционального опыта; представления о своей семье.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе, свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части.

Работу по формированию представления о себе у дошкольников, прежде всего, проводим на занятиях, которые планируются 1 раз в месяц.

На занятии «Где прячется здоровье?» Воспитывали у детей желание заботиться о своём здоровье. Формировали представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Для этого нужны:

- физические упражнения и отдых;

- здоровая еда, свежий воздух;

- чистота;

- внимательное отношение к своему здоровью (необходимо знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам);

На занятии «Что у тебя внутри». Рассказали, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов.

На занятии «Как ты дышишь?». Формировали у детей элементарные представления о процессе и органах дыхания: из носа (рта) воздух через «живые трубочки» попадает в легкие, которые могут раздуваться и опадать. Табачный дым вредит органам дыхания.

На занятии «Здоровая еда». Разговаривали о полезной пище (свежая, неядовитая, много овощей и фруктов, мало сладостей и т.д.). Рассказали  возрастной смене зубов. Уход за ними (правильно чистить, проверять у врача и т.д.). Элементарные представления о процессе и органах пищеварения: изо рта еда попадает по «живым трубочкам» в желудок, потом – в кишечник. Ненужные организму остатки фекалии выбрасываются. Спиртные напитки вредны органам пищеварения.

На занятии «Как ты растешь?». Формировали представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет.

На занятии «Твое тело – единственное и неповторимое» помогали каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность. Познакомили детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Обратила внимание детей на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым.

Очень интересна детям экспериментальная деятельность на себе, которая позволяет детям лучше узнать значение тех или иных органов, их функций.

На занятии «Вот я какой» повторяли внешнее строение тела человека. Обобщали имеющиеся знания у детей о функции органов, уточняли с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировали способность приобретать знания путём экспериментирования, формировали умение объяснять полученные данные. 

Определяли, что чувствует кожа, когда держишь в руках лед, стакан с теплой водой или пощипывали кожу. Определяли, для чего нужны глаза. Что с закрытыми глазами описать действия воспитателя не получается. Для того чтобы узнать для чего нужен нос, с закрытыми глазами определяли различные запахи.  С закрытыми ушами пытались узнать, что говорит воспитатель, тем самым выяснили, что уши нужны нам, чтобы слышать.  С помощью кусочка хлеба выяснили, что зубы нужны нам, чтобы жевать. Для того, чтобы узнать для чего нужны губы, пытались говорить с зажатыми рукой губами. Так же использовали соленую, сладкую, кислую воду, для определения для чего нужен язык.

Дети очень охотно принимали участие в экспериментах. Больше всего им понравился эксперимент, где определяли, для чего нужен язык. Так как в эксперименте участвовали дети группами, то после занятия они все попросили попробовать соленую, кислую и сладкую воду.

Экспериментальная деятельность помогала дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке,  знания о здоровом образе жизни, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Дети учились сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняли и упорядочивали знания, происходило осмысление информации, развивалась самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивало мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогало мне отслеживать процесс усвоения материала.

Широко использовали в работе с детьми ситуации общения, в ходе которых закреплялись, уточнялись знания детей об органах и системах.

Так, например, во время ситуации общения «Хочу быть здоровым» продолжали учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью, воспитывали интерес к здоровому образу жизни, сочувствие к больным людям.

Во время ситуации общения «Чтобы не болели уши и голова» уточняли представления детей об органе слуха, учили ухаживать за собой так, чтобы уши и голова не болели.

Во время ситуации «Травмы, как их избежать» дети рассказывали о своих травмах и травмах своих близких. Детей учили оказывать посильную помощь при травме, чтобы дети были готовы к данной ситуации.

С целью более активного усвоения детьми знаний о своем теле, о себе пополнили развивающую среду: книгами, дидактическими играми, иллюстрациями: младенец, девочка, мальчик, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина, разных народов, органов.

Например, во время дидактической игры «Чьи это вещи?» дети раскладывали картинки с изображением предметов к картинкам с изображением детей разных возрастов и полов, объясняли, почему именно эти вещи нужны именно этому ребенку.

Во время дидактической игры «Запомни движение»  дети упражнялись в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Во время дидактической игры «Посылка от обезьянки» продолжать формировать представление о своем организме; зак репить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему ви ду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Во время дидактической игры «Угадай по звуку» формировали представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Во время дидактической игры «Угадай по запаху» формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Во время дидактической игры «Ты – моя частичка» систематизировали представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Во время дидактической игры «Кто я такой?» упражняли детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Важно эту работу проводить совместно с родителями. В связи с этим привлекали родителей. Детям нужно было выяснить у родителей информацию по органу, который в данный момент изучали, интересные факты о человеческом теле.

В результате проводимой работы многие дети стали замечать какие-либо изменения, происходящие с их организмом.

Например, после длительного бега, дети говорят: «Сердце сильно бьется – перебегал наверно». После прогулки: «Ну вот, легкие насытились воздухом». После зарядки: «Сил нет, нужно покушать».

В дальнейшем, работу по формированию представлений о себе у старших дошкольников планируем продолжать.