Занятие по экологии "Путешествие по Енисею"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шведина Елена Анатольевна

Познакомить детей с уникальной природой Красноярского края. Выяснить места обитания видов. приспособленность к климатическим зонам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Занятие «Путешествие по Енисею».

ЦЕЛЬ:  Углубить знания детей о животных края.

               Выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим зонам.

МАТЕРИАЛ: План-схема края, кораблик, эмблемы с животными. Пособия к играм.

ХОД: (Дети под музыку входят в зал)

Воспитатель: велика наша Родина, чудесны ее просторы. Сказочно богата ее природа,

обширны ее поля, леса и горы. На огромной территории нашей страны есть место,

где ты родился и живешь.  Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы

узнаем из нашего занятия. Давайте пройдем и посмотрим изображение тех животных,

которые может быть, встретятся на нашем пути  (подходят к мольберту с планом).

     Я предлагаю совершить путешествие по главной реке края – Енисею.

Путь, который мы пройдем, животных, которых мы встретим, будем отмечать на

нашей схеме. Посмотрите это границы нашего края, а это р. Енисей. Помогать нам в пути

будет кораблик. Садитесь на ковер, и мы начнем свой путь.

Р. Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.

          Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

              Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

   На территории Саян  расположился Саяно - Шушенский заповедник. Заповедник это

место, где растения и животные охраняются человеком. В нем  живут разные виды

животных. Давайте мы посмотрим видеофильм о некоторых обитателях заповедника.

Внимательно слушайте и запоминайте их название.

(просмотр видеофильма о биосферном заповеднике).

  1. Каких животных вы видели в фильме? (отметить на схеме)

  1. Какие животные хищники?

Вот наше первое задание.

Д/и « Цепи питания»

Для его выполнения мы должны разделиться на две команды.

Те, у кого желтые эмблемы идут работать за желтый стол, а у кого зеленые – за зеленый.

 Вам нужно выбрать человека, который будет отвечать на задание. Вот схема, на которой

изображены животные хищники и животные травоядные. Нужно соединить стрелкой

животное с тем, чем оно питается.

(после игры дети идут на стулья).

Д/и « Этажи обитания»

Ребята в лесу так же как у людей существуют этажи проживания. На верхних этажах

живут животные, обитающие на деревьях, а на нижнем, те которые обитают на земле.

У меня есть набор картинок и нужно разместить животных по их месту жительства.

Для этого мне нужны 2 помощника.

  1. выбрать животных верхнего этажа
  1. выбрать животных нижнего этажа

Звучит музыка, кораблик поплыл дальше

Вырываясь из тайги на простор Енисей – батюшка попадает в следующую зону –

зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и  лишь

вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.

  1. Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и

     сочной травы?(травоядные: косули, кабаны, зайцы).

  1. А если есть травоядные, то есть и хищники?( лисы, волки)

Поверхность земли вся изрыта норками, в них живут мелкие грызуны – суслики, мыши.

( по ходу беседы воспитатель показывает изображения животных и закрепляет на карте)

Ребята, а у меня есть интересная игра

П/и  «Хищники – добыча».

Мне нужны 2 ребенка – они будут лисой и волком. А вы будете кабанами, зайцами и

мышками. Хищники по сигналу выходят и ловят то животное, которым оно питается.

(после игры дети садятся на ковер)

       

   Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути вновь встают горы и тайга.

(Просмотр видеофильма о красноярских «Столбах»). Давайте вспомним еще раз животных

тайги и гор, а для этого нужно решить кроссворд.

 Д\у «Реши кроссворд» 

Вот и с этим заданием вы справились хорошо. А кораблик дает сигнал для продвижения

вперед.

Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снега глубже, а солнце холоднее.

Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется

новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.

Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном

здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и

здесь живут животные, которые приспособились к этому климату. Я вам загадаю загадки,

а вы попробуйте мне назвать этих животных:

Словно царскую корону, носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, любит

снежные луга (северный олень).

Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный. (волк, песец).

Слывет он грозою всего побережья,

     Гордиться дохою своей белоснежной,

     Живется привольно в ледовых хоромах,

     На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)

Белый, по снегу бежит, петляет (заяц -  беляк).

А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь только побольше –

зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Аня.

     Вместе с мамой они оформили книжку. Сейчас она нам расскажет об этом животном.

   ( изображения названных животных закрепляются на карте-схеме)

Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями

побережья. Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он

впадает в Северный – Ледовитый океан.

              На Таймырском побережье

В мае ветрено и снежно,

В море льдины холодины –

Для морских зверей перины.

Вот проснулось побережье

                  Моржи, нерпы и тюлени.

Тюленята и моржата – закаленные ребята

И в мороз и в непогоду

Не робея, лезут в воду.

  1. О каких животных вы узнали из стихотворения?
  2. Где они обитают, чем питаются?
  3. Как они приспособились к жизни на Севере?

 Ну, вот закончилось наше путешествие. Посмотрите, сколько животных обитают в

нашем крае. Подойдите к карте и возьмите любого животного. Вспомните, как его зовут,

где он обитает?

Д/и – «Места обитания»

 (закрепить знания, полученные на занятии)

I схема – белый фон – это тундра

II  схема – зеленый фон – это степь

III  схема  – темно-зеленый фон горы и тайга.

Дети определяют место обитания своего животного, располагая его на схеме.