Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гацко Юлия Викторовна

Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Ловись рыбка большая, ловись маленькая. Или Кто в Енисее живёт?»

Юлия Гацко

ЦЕЛЬ: Формировать представления о рыбах, населяющих Енисей.

Закрепить знания о днях недели.

Закрепить определение форм частей (прямоугольная, квадратная, овальная, круглая, треугольная).

Развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Интеграция образовательных областей: «» «Художественное творчество» - аппликация, «Познание» (формирование целостной картины мира); «Коммуникация», «Социализация»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: Учить детей пространственному ориентированию (размещение на листе бумаги фигур в заданном порядке), координации (совмещении движений и разгадывания загадок (физической и умственной деятельности))

Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей, подбирать рифмы, интерпретировать.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе. Проявлять заботу об окружающем мире, соблюдая правила.

 Материалы: Канат, длиной 3-4 метра, лёгкая голубая ткань, планшет с изображением рыб и геометрических фигур, сами геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг), изображения рыб, леска - проволока, клей, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Дети рассаживаются в круг вместе с воспитателем. Канатная верёвка и голубая ткань – берег и вода. У воспитателя заранее заготовлены фотографии рыб, дети видеть снимки не должны, их надо доставать по мере надобности, в течение рассказа.  

- Ребята, здравствуйте. Обратите внимание, как мы с вами расположились на ковре. Мы видим канатную верёвку, это берег. Берег реки. А какой реки – какая река, ребята, протекает у нас в городе?

- (Ответы детей.. Енисей!)

- Правильно, ребята, Енисей. Почему же мы с вами расположились у берега нашей могучей реки Енисей?! На днях Максим рассказывал нам, помните, ребята, о том, что поедет с папой на рыбалку. А пусть сам Максим нам напомнит об этой истории..

- (Максим рассказывает свою историю…. (история взята реальная) Да, мы с папой поедем на рыбалку, - начал рассказывать Максим. Но я хочу подготовиться. Сам уже знать, какая рыбы у нас водится в реке, чтобы, если я вдруг поймаю, то знать, что это за рыба, и ещё мне папа говорил, что рыбу надо прикармливать. Что это такое? То есть как прикармливать?)

- Спасибо, Максим. Вот я и подумала, а что если нам всем помочь разобраться Максиму, заодно и самим кое что узнать.. Пригодятся нам эти знания (ответы детей….) Ну, что, ребята, отправимся в путешествие по нашей реке, и узнаем, как подготовиться к ловле рыбы?!

- Да!!

- Ну, что же в Путь! В Енисее водится очень много рыбы, так много, что нам не хватит и дня, чтобы её всю перечислить, но об основных видах я вам расскажу. Но непросто расскажу, про некоторых рыб я буду ещё загадывать загадки. Ну, например:

1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно…

Кто Это? – Ответы детей…. Правильно! Сом! А знаете ли вы, ребята, что Сома ещё называют «Чудо-Юдо-Кит!» Да. Не удивляйтесь, Кит. Из-за его размеров! Действительно, среди речных рыб СОМ – самая большая рыба, как и КИТ, только уже в океане! Итак, первая у нас рыба – это СОМ! И надо отметить, что сом – это донная рыба. У него большие усы, которые служат ему антеннами при перемещении. Чтобы словить такую рыбину – нужно очень постараться! (крепим фотографию или рисунок рыбы на заранее подготовленном месте. В нашем случае – это функциональная перегородке, второй её уровень. Размещаем фото, чтобы оно было на виду у ребятишек. Кто-то из детей обязательно попросится сам прикрепить фотографию – не препятствуйте!:)))

2. Продолжаем! Вторая загадка.

 Колючий, да не ёж,

Кто же это?.. (Ёрш). Совершенно верно! У него очень колючие плавники, как если бы вместо плавников у него и вовсе были колючки, как у ежа! Знаете, что сам Ёрш о себе рассказывает? Вот, послушайте:

«Я драчун и забияка,

Никогда не знаю страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки!»

Итак, наша вторая рыба ЁРШ! Живёт он в подводной тине, заболоченных местах, где растут камыши, и нужно быть осторожным при ловле этой рыбы. В руки такую рыбу надо брать очень осторожно! (размещаем фото Ерша рядом с Сомом. )

Дальше.  

3. Ну, это рыбка, наверное, понравится девочкам. Кстати, девочки – кто-нибудь уже рыбачил? (ответы детей).

Итак. Эта рыбка очень красивая. Она перламутрово-розовая. Изящной формы. И вот, что она о себе сообщает:

«Только я из рыб с успехом,

Как по лестнице легко,

По студеным, горным рекам

Поднимаюсь высоко!»  Ну, это, наверное, вам трудно будет разгадать, я подскажу – это рыбка Форель. Третья наша рыбка. (дети могут начать придумывать рифмы к названиям рыб, как: Форель-Модель) (Фото размещаем к остальным фотографиям)

4. Продолжаем! Какая же рыба у нас дальше с вами? Ребята, помните, Рома и Виталий нам рассказывали, что ездили в Дивногорск, на смотровую площадку. И там видели каменную фигуру рыбы – один из символов Красноярска. Об этой рыбе ещё наш земляк, красноярский писатель Виктор Петрович Астафьев написал книгу. Она так и называлась: «Ца….»  (ответы детей «Царь-Рыба»)! Верно, а что же это за царь-рыба. Кто это? (Ответы детей - Осётр). Хорошо. Вот он – Осётр (показываем фото, размещаем рядом с другими фотографиями) Дети могут сами уже начать считать, и сказать, что это – четвёртая по счёту рыба.

5. Дальше. Ребятишки, наверняка, у каждого из вас есть заветное желание. И если это заветное желание рассказать золотой рыбке, то оно…. (Сбудется, сбудется!!!) Правильно. Но разве, можете вы спросить, в Енисее есть золотая рыбка? Есть. В Енисее водится настоящая золотая рыбка.) И как же зовут этого водного обитателя? Послушайте загадку:

Он всеядный и большой,

Скрытый жёлтой чешуёй.

Ил его любимый скарб…

Как зовут все рыбку? ….(Карп)

 Правильно, карп. Но непростой, а …Золотой! Желтая чешуя, переливаясь на солнышке, а карпы любят поплавать на мелководье, блестит как золото. Отсюда и название Золотой Карп. Это и есть наша Золотая рыбка! И в нашей коллекции это уже – какая о счёту рыба?  - ответы детей – пятая! (размещаем фото)

Ну, что, продолжим наше знакомство с обитателями реки Енисей? – Да…..

6. Итак, ребята, все мы любим играть. И дети, и взрослые. Много считалочек существует. Кто будет первый водить и тд.. Но всегда нужна команда на начало игры. Как в спорте: На старт, Внимание – Марш! Вот и в речных глубинах, есть такая рыбка, которая одним своим названием нам говорит о том, что игра началась!! Какая это рыбка? (Карась!! Рыба Карась – игра началась!! – ответы детей) – Верно. Правильно отгадали. Ра называется Карась. (размещаем фото)

7. Хищной рыбой из всех хищных речных рыб считается -…(Щука!)  Правильно. Это как акула в море! Но речь сейчас пойдет не об Акуле, и не о  Щуке, а её верном помощнике, и не менее хищной рыбе. Эту рыбу вы, наверняка, знаете – потому что, она чем-то похожа на зебру, она такая же - …Полосатая! Правильно.  (зд. могут быть ответы детей – Окунь. Он полосатый.) Окунь. Верно! Об это рыбе так и говорят:

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (фото рядом с остальными).

8. И, наконец, ещё одна рыбка, о которой сегодня мы с вами узнаем – это…. Задание непростое, приготовьтесь! Если у окуня на чешуе – полосы, то у этой рыбы – кругляшки. А ещё про эту рыбу снят мультик. Послушайте:

Его в пруду все уважают,

Слушают и почитают,

За порядком он следит,

Загрязнять всем не велит.

Смотреть мультик приглашает,

Содержание серий знает,

Кто же это? Угадайте и отгадку называйте!

Ходит с тросточкой и в шляпе,

На глазу висит пенсне.

Кто живёт в реке на дне?

(Дети могут затрудняться с ответом. Помогите)

-Я вам подскажу. Мультик называется «Мудрый пескарь», а значит наша рыбка - …Правильно Пескарь. (показываем фото и размещаем рядом с другими изображениями рыб).

- Ну, вот, дети. Мы с вами познакомились с обитателями нашей реки Енисей. У нас их получилось…..(ответы) .. Восемь.  И это:

…. (Дети вспоминают названия рыб).

- Правильно, всех вспомнили. Никого не забыли.

- Чтобы наша рыбалка удалась на славу, рыбу, как говорил Максим, надо подкормить. И мы сейчас с вами направимся к тому месту, где будем этот корм выбирать. Но ещё, главное условие хорошей рыбалки – это правила, которые необходимо соблюдать. Какие? Как вы думаете? (предложения детей….)

Итак, мы с вами определили:

  1. Сейчас на реке лёд уже некрепкий. Весна потихоньку вступает в свои права. Необходимо соблюдать правила безопасности. Надо найти крепкий лёд, и аккуратно друг за дружкой передвигаться к тому месту, где мы будем готовить подкормку для рыб.
  2. Важное правило – это тишина. Потому что…. громкими звуками можно распугать всю рыбу. Конечно.
  3. А ещё важно помнить – сетями ловить рыбу нельзя. Надо бережно относиться к природе. (комментарии детей). Да, правильно, это браконьерство. Да, можно рыбу и отпустить обратно – то есть тогда это спортивная рыбалка.
  4.  Как Вам кажется ребята, как нам поступить? Место, где мы будем рыбачить небольшое. И все мы можем здесь не поместиться. Как поступим? (предложения детей.. Подвести к дням недели) Да, давайте каждый из нас будет ловить рыбу в какой-то определённый день недели. И прежде чем мы решим, кто в какой день рыбачит, вспомним эти дни недели. Итак, 1 правило. Друг за дружкой, аккуратно передвигаемся. (дети выстраиваются друг за другом). Второе правило - … Тишина. Громко не разговариваем)) Рыбалка уже началась.

(дети выстроились, стоят на месте)

- Говорят, что он тяжёлый,

И не дружит с ним бездельник.

На работу, в садик, в школу

Отправляет …. (понедельник) Правильно. Это какой по счёту день недели? (первый) сколько, ребятишек, шагов сделаем шагов? (один)…

(Дети делают один шаг. Этого можно не придерживаться, по желанию)

 - Весь в заботах спозоранку,

Нас напоит и накормит.

Он вторым стоит по рангу.

Ну, конечно, это вторник.  

(два шага…)

- В поездах, в цехах, машинах

Этот день всегда в трудах.

Оно – недели середина,

Ну, а попросту, (среда)

(три шага..)

- Этот – труженик умелый.

Лень и праздность он отверг.

Всё спешит успеть доделать

День по имени – (четверг)

(четыре шага..)

- Притомившись сполудня,

День под горку катится.

«Ох, устала! Отдохнуть бы!»

- Размечталась (пятница)

(пять шагов)

- В этот день нас ожидает

Лишь домашняя работа.

Моет, чистит, прибирает

День по имени (суббота)

(шесть шагов…)

- Всех оставит дома утром

День-волшебник. Вот везенье!

Но проходит почему-то

Очень быстро (воскресенье)

(семь шагов..)

(на пол можно наклеить молярным скотчем ту самую тропинку, по которой друг за другом и будут передвигаться дети).

 Та часть группа, в которую дети переместились, оформлена следующим образом:

На столах разложены распечатанные изображения тех рыб, которых отгадывали дети. Вырезанные по контуру. Клей. Листы, форматом А4. Карандаши, фломастеры. Кроме того, заготовлены и разложены геометрические фигуры из цветной бумаги (картона) – треугольник, овал, круг, прямоугольник, квадрат. Можно большие + малые фигуры. Цвета – по желанию. Напротив столов, по центру, на магнитной доске размещён стенд, где напротив каждой из рыб – зафиксированы определённые геометрические фигуры. Это и есть корм рыб. Выбирая рыбу, ребёнок находит заданные геометрические фигуры. Детям можно объяснить, почему именно определённый корм (определённые фигуры. Рыбы едят разное…но быть готовым к тому, что ребёнок выберет свой корм для своей рыбы) После того, как дети определятся и с выбором рыбы, и с кормом, предложить им оформить всё в следующей последовательности. То есть, где наклеить рыбу, где корм?

Схема такая:

По центру листа А4 наклеивается выбранная рыба.

- В верхнем левом углу – солнце! Рыбка подплывает к поверхности воды, глотает воздух, солнце прогревает верхние слои воды и тд…. Объяснить, зачем и почему солнце.

- В нижнем левом углу – икринки, то есть дом рыбы, где живут её дети

- В верхнем правом углу – расположить геометрические фигуры (квадрат, круг….) – это корм рыбки

 - В нижнем правом углу – дом самого ребёнка с указанием его имени. Отсюда он символически отправляется на рыбалку.

Дети могут предложить, а, вернее, вспомнить, что ещё подлёдная рыбалка, а у кого-то льда и вовсе нет – то есть нарисовать границу, обозначить воду или лёд. По такой схеме мы с детьми проходили птиц (вместо икринок – гнездо и птенцы), и даже устройство театра, где по центру располагалась сцена, в верхнем левом углу – зрительный зал, в нижнем левом углу – гримёрка артиста, верхний правый угол служил буфетом, ну, а в нижнем правом углу, в домике, красовалось Имя ребёнка, его домик. 

Но ещё раз надо отметить, дети могут выбрать свой вариант.

Дальше дети определяются, кто в какой день будет рыбачить, помня о том, что ранее договорились распределиться. К слову сказать, видя стенд с днями недели, где каждый день имеет сой цвет, согласно детскому двустишью:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» 

можно предложить детям перефразировать, согласно теме занятия. Ну, например, «Каждый Окунь Желает Знать, Где Спит Форель». (Именно так и получилось на нашем занятии.)

(Во время того, как дети будут клеить геометрические фигуры и рыб, воспитателю незаметно нужно вернуться на первую локацию, к «реке», и под голубую материю положить рыб, вырезанных по контуру и обязательно с небольшим отверстием в головной части (сделать дыроколом). Пойманную рыбу дети впоследствии развесят. В отверстие проденут безопасную леску. Имитация вяления рыбы. Ещё это отверстие можно интерпретировать, как дырочку от крючка…)

Итак, дети справились с заданием. Выполненные работы могут взять с собой. Теперь надо вернуться на место рыбалки. Дети выстраиваются друг за другом в обратном направлении. Могут вспомнить о шагах, предложить свой вариант возвращения – например, теперь прохлопать дни недели -   1 хлопок, 2 хлопка и тд.. Или приседания.. То есть свой вариант. А также возможен обратный отсчёт. Предложить им эту версию: с воскресенья до понедельника))

Возвращаемся, рассаживаемся вокруг «реки». И здесь надо определиться с детьми, кто будет «реку» превращать в движение. С одной стороны – это воспитатель, а с другой - кто-то из детей. А именно, с двух сторон берём голубую ткань, поднимаем её, и за то время, пока она опускается, ребёнок находит свою рыбу под тканью, то есть «под водой, в воде..». Дети действуют в определённой последовательности, тем самым организуя процесс. Кто начинает первым – он же понедельник, и тд…

После того, как каждый «словил» рыбу, кстати, обязательно найдётся тот ребёнок, который отпустит пойманную рыбу обратно в воду, но тем, кто поймал рыбу, предстоит её нанизать на леску, и развесить, как настоящую вяленую рыбу. Выполняя это задание, дети вновь вспоминают, как называется его рыбы, какой у неё корм, и тд. Так называемая рефлексия в конце занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Ловись рыбка большая и маленькая».

Эмоциональный характер дидактических занятий детей раннего возраста диктуется особенностью их  возрастного развития – непроизвольностью внимания: ребёнок способен сосредоточиться толь...

Ловись, рыбка, большая да маленькая!

Программное содержание.Учить детей пользоваться для вылавливания игрушек из воды предметами – орудиями: черпаком.Фиксировать внимание на величине, различать и понимать словесное обозначение пара...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста Тема: «Ловись, рыбка, большая и маленькая» с использованием игровой технологии

Воспитатель на глазах у детей наливает тёплую водичку в тазик, обращает внимание детей на то. Как течёт водичка, набирает её ещё раз в стаканчик и выливает обратно в таз. Предлагает малышам потрогать ...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Ловись рыбка большая и маленькая»

Конспект предназначен для работы с детьми раннего возраста (  2- 3 года) по развитию речи. Тема НОД «Ловись рыбка большая и маленькая». Материал будет полезен для педагогов работающих...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста "Ловись рыбка большая и маленькая"

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста "Ловись рыбка большая и маленькая"...

Математическая дидактическая игра "Ловись рыбка большая и маленькая"

Математическая игра закрепляет навыки прямого счета в пределах десяти, учит различать положение предметов в пространстве, закрепляет умение сравнивать предметы по величине, развивает глазомер при выбо...