«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Абдуллина Вера Леоновна

 В работе с детьми  используются новейшие педагогические технологии. Работаем по программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, используем в образовательном процессе парциальные  программы: «Добро пожаловать в экологию» под ред. О.А.Воронкевич, «Программа экологического воспитания дошкольников» под ред. Николаевой, «Играйте на здоровье» под ред. Волошиной Л.Н. (частично). Помимо этого  были изучены и использованы «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Л.А.Венгер, «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» и «Сенсорные способности малыша» Э.Г.Пилюгиной. Воспитание и обучение строится с учетом возрастных возможностей ребенка на основе диагностических данных. Осуществляет индивидуальный подход.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Одним из важнейших средств  развития сенсорных способностей является экологическое воспитание.

  Сенсорное воспитание – это формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, - это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.

В течение  трех последних  лет проводилась работа с детьми первой  младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством экологического воспитания.  

Основные причины выбора работы в данном направлении:

Во – первых, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.            

Во - вторых общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.

В основе  работы  лежат программа «Детство» под редакцией Т.И Бабаевой, В.И. Логиновой, «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич.

Помимо этого были изучены и  использованы «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения  до 6 лет» Л.А. Венгер, «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» и «Сенсорные способности малыша»

 Пилюгиной Э.Г., «Программа экологического воспитания дошкольников» под редакцией С.Н. Николаевой.

В своем содержании опыт опирается на законодательную базу: Закон РФ «Об образовании», «Концепцию модернизации российского образования».

Работа по  развитию сенсорной культуры у младших дошкольников  в процессе ознакомления с природой  проходила в следующей форме:

-комплексные занятия по сенсорному воспитанию по ознакомлению с природой.

-создание и постоянное обновление уголка природы

-дидактические игры

-наблюдения

-проведение совместных праздников детей и родителей на экологическую тему

-чтение художественной литературы

-прогулки и экскурсии

-приобщение родителей к педагогическому процессу посредством родительских собраний и консультаций

-информационно – педагогические материалы в родительских уголках, папках – передвижках.

Основная цель моей работы -  формировать сенсорные умения и навыки посредством  ознакомления с природой через занятия, наблюдения, прогулки.

Из этого вытекают следующие задачи:

1. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

2. Включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы);

3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанное с красотой природы.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые  предметы, стремясь узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Формирование экологических представлений у младших дошкольников способствовало сенсорному развитию, полноценному восприятию окружающего мир

 

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях   широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Так на занятии «Знакомимся с репой и морковью» персонаж дедушка знакомил детей с этими овощами, их характерными особенностями: репа круглая, желтая, сладкая на вкус. Морковь длинная, красная и тоже сладкая. Все это дети определяли путем обследования, пробуя овощи на вкус. Все это развивало сенсорные способности детей.

Занятия с детьми  строились  в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которая  поддерживалась в течение всего занятия.  Ребята с удовольствием путешествовали  по воображаемому лесу (групповой комнате), время от времени выходили  то на полянку (ковер) для выполнения какого- либо задания, поручения, то садились на пенек (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проходили  вокруг какого-то водоема так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является установка воспитателя на правильное поведение в лесу. Так, при проведении занятия «Лесные чудеса»  путешествуя по лесу, встречали диких животных: зайца, белку и мишку, определяли, кто, чем питается и в то же время, повторяли правила поведения в лесу.

Первые домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, знают их повадки, какую пользу они приносят человеку. Все это мы закрепляли на занятиях. Когда проходило знакомство с кошкой, в группу приносился живой котенок.  В конце занятия дети поили его молоком. Этим воспитывалось бережное отношение к животным. При знакомстве с собакой  использовался сюрпризный момент: игрушка собаки лежала в закрытой корзине. Дети отгадывали сначала загадку про собаку, а потом  доставали игрушку из корзины. Занятия строились на тактильном обследовании животных. Дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.

 У нас в группе висит панно «Лес» с  фигурками диких животных: лисы, зайца, медведя, волка, ежа. В ходе занятия мы придумываем с детьми сказку про этих животных. Это способствует развитию творческих способностей  детей. Есть такое же панно «Скотный двор». Мною сделан и макет скотного двора. Во дворе сарай, забор, будка собаки, а вокруг фигурки домашних животных. Дети любят играть с ними и помимо занятий.

Есть у нас в группе «Волшебная коробочка». Она разделена на  два отдела. В первом лежат предметы, сделанные руками человека. Они гладкие и блестящие, круглые, мягкие (Мячик, флакон из под духов, погремушка, игрушка мягкая) другие предметы шершавые, матовые, различной формы (кубик, заколка, машинка, связка ключей). Во втором  отделе природный материал: гладкие, круглые, блестящие  каштаны, шершавые, различной формы ракушки, шероховатые сосновые шишки).

Этот наглядный материал хорошо развивает сенсорные способности детей, знакомит с цветом, формой. Дети учатся определять поверхность предметов: какая она гладкая, шероховатая или  мягкая на ощупь.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.

 Самые первые наблюдения  проводились с детьми в 2 – 3 года: за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом  не просто констатировались факты, а использовались  различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например: « снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю», предлагалось детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю.

Было использовано художественное слово: стихотворение А.Барто «Снег».

Снег, снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

При наблюдении за дождем дети узнали, что дождик летом теплый, а осенью холодный, потому что летом теплее. Послушали, как капли дождя стучат по окнам. Вспомнили стихотворение  про дождик:

Дождик, дождик,

 Кап, кап,

 Мокрые дорожки.

 А гулять мы не пойдем,

 А то промочим ножки.

С детьми мы наблюдали за действием ветра. Выносили на улицу игрушечные вертушки и следили, как они крутятся то быстро, то медленно. Объясняли почему. Дети заметили, что зимой ветер холодный, а летом теплый.

Зимой наблюдали за свойствами льда. На  интегрированном занятии по экологии и сенсорике «Лесные чудеса» мы знакомились со свойствами и качествами льда. К этому занятию были заморожены цветные бусы из льдинок. Они лежали на тарелке, а к концу занятия растаяли. Дети объяснили, почему  это произошло.          

 Во время наблюдений за деревьями и кустарниками,  дети учились находить высокие и низкие деревья, рассматривали разные по цвету и форме  цветы и листья на деревьях, определяли с какого дерева листок, следили за  движениями листьев во время ветра и в покое, слушали шум деревьев.

Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Детям  предлагалось не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали их различие: у фиалок  листья небольшие, нежные, а у фикуса листья большие, твердые.

 На занятии «Айболит и растения»  дети вместе с Айболитом учились различать комнатные растения и ухаживать за ними. Доктор  подарил детям волшебную палочку, чтобы рыхлить землю и опрыскиватель для цветов.

Для изучения цвета, формы и величины проводились наблюдения за  садовыми цветами на участке. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки, космею),  обращалось внимание ребят на их цвет (желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки и т.д.), на величину и форму листьев и стебля (у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие). Все это очень помогало  в развитии у малышей сенсорных представлений.

Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за  щенком, за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.  Дети с удовольствием ухаживали за  рыбками: кормили, меняли воду  в аквариуме.

Мы наблюдали за живой и неживой природой. Так при наблюдении за солнцем осенью дети заметили, что оно светит, но не такое жаркое, как летом.

Провели такой опыт: мокрые резиновые мячи вынесли в солнечный день на участок, дети наблюдали, как мячи постепенно высохли на солнце.  

Особое место в  работе  уделялось играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь.

 Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма:  влажный – лепится, сухой – рассыпается. Мы лепили с песка пирожные, пирожки, торты. Рисовали на песке различные фигуры, просеивали песок через ситечко.

 Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежной бабы. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями  старалась использовать больше  игр-экспериментирований. Детский эксперимент всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.  Детям нравятся опыты со снегом и льдом. Зимой мы заносили с улицы снег и лед,  клали  его в тарелку и наблюдали,  как он превращается в воду. Затем выносили тарелку с водой на улицу,  и вода превращалась снова в лед. Дети были в восторге.

 Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

При использовании дидактической игры необходимо следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить  за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

Именно этим принципам и отвечали разнообразные дидактические игры, которые  проводились с детьми в разное время года во время наблюдений.

Летом играли в игру «Найди листок, какой покажу». Дети рассматривали листок березы, клена, тополя и  среди листьев искали такой же. Или проводили игру «Раз, два, три - к березе (тополю, каштану)   беги».

Осенью играли в игру «Ножками по листочкам пошуршим». Дети ходили по листьям и прислушивались к  шороху листьев.

В пасмурную погоду играли в группе. Дети с удовольствием « собирали урожай» (яблоки соответствующего размера прорези ящика), играли в игру «Покажи без слов» (ребенку показывают на картинке животное, а он должен изобразить его).

В работе с детьми раннего возраста на первый план  ставились познавательные и нравственные цели, а затем обучающие. Научить ухаживать за животными несложно. Но большего труда стоит привить истинную любовь к животному. Понимание того, что слабого беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того  чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней. Необходимо научить слушать ее, сопереживать и радоваться ей.  Помимо дидактических и экологических игр проводились игры -  сюрпризы «Ты кто?», «Кто в домике живет?», игры – забавы «Солнечный зайчик», «Мыльные пузыри».

С большим удовольствием дети участвовали в экологических праздниках «Чистая вода нужна всем и всегда», где расширялись представления детей о необходимости воды для всех живущих на земле, закреплялись гигиенические навыки. В ходе досуга дети играли в игры, связанные с водой «Солнышко и дождик», «Щука и пескари», рассказывали отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».

Весной  вместе с музыкальным руководителем провели  развлечение на улице «В гостях у весны». Дети закрепляли знания о весне, о весенних месяцах, о русских народных традициях. Играли в русские народные игры «Золотые ворота», «Бой петухов». Водили хороводы возле березки.

Каждый год 1 июня провожу вместе с воспитателями праздник «Здравствуй, лето!». В гости к детям приходит Лето, загадывает летние загадки, играет вместе с клоуном и  детьми в игры  «Перетягивание каната», «Тучка и солнышко». Проходит конкурс мыльных пузырей и конкурс рисунков на асфальте. Заметка об этом празднике была напечатана в районной газете.

Осенью проходит праздник «Осень в гости к нам пришла». К этому празднику дети совместно с родителями готовят выставку поделок из природного материала. В конце праздника Осень угощает детей фруктами.

В декабре самый любимый детский праздник – Новый год. Готовясь к нему, разучивали стихотворения и песни о зиме.

 Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Так как дети еще маленькие, мы совершали экскурсии по территории нашего сада. Знакомились с плодовыми деревьями: яблоней, грушей, сливой, с другими деревьями и кустарниками. Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними. Давая посильные поручения детям, одновременно побуждала их рассказать о проделанной работе. Это способствовало развитию речи детей. Радует, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, научились более четко формулировать свою мысль.

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, пробуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные вопросы: «Почему?» и «Зачем?». Дети после завершения проекта стали добрее, отзывчивее, коммуникабельнее. 

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому  не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  использовались, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей).

Однако работа еще не завершена. Она продолжится в следующих группах.   Надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

   Ну, а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Для выявления результативности опыта, анализа конечных результатов усвоения детьми предлагаемого материала были разработаны критерии с учетом возрастных особенностей и требований программы «Детство», раздел «Мир природы». Диагностику по данной теме опыта проводила по методике для работы с детьми младшего возраста О.А.Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию» и «Программы  экологического воспитания дошкольников» С.Н.Николаевой.  

Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года выявил положительную динамику развития сенсорных способностей детей в процессе ознакомления с природой.

Экологическое развитие

Группа

Начало учебного года

Конец учебного года

Первая младшая

2008-2009 гг.

Высокий – 0%

Средний – 40%

Низкий – 60%

Высокий – 20%

Средний – 75%

Низкий – 5%

Первая младшая

2009-2010 гг.

Высокий – 5%

Средний – 65%

Низкий – 30%

Высокий – 40%

Средний – 55%

Низкий – 5%

Первая младшая

2010-2011 гг.

Высокий – 10%

Средний – 65%

Низкий – 25%

Высокий – 45%

Средний – 55%

Низкий – 0%

 В перспективе планируется проводить дальнейшую работу по формированию сенсорных способностей в процессе ознакомления с природой: совершенствовать планирование и разработки дидактического материала. Также вести работу по укомплектованию уголка природы (пополнение различными растениями и оборудованием).

В дальнейшем буду продолжать работу по сотрудничеству с родителями и педагогами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

ДОКЛАД

 «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

                                                                                   Подготовила: воспитатель МДОУ    

                                                                                                 «Детский сад № 28 п. Разумное»

                                                                                                 Абдуллина Вера Леоновна

   

2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Статья "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой".

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

Нетрадиционное  родительское собрание. Младший дошкольный  возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  де...