Час общения для 1 класса "Птицы - наши друзья"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Внеклассное мероприятие, посвященное птицам и способствующее воспитанию бережного отно

шения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy-nashi_druzya..docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

          Час общения для 1 класса «Птицы - наши друзья!»

Цель: вызвать и поддержать интерес к природе. Расширять кругозор.

Задачи: 1) Познакомить детей с пользой , которую приносят людям птицы.                

                 2) Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

                 3) Развивать речь детей.

                 4) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: на доске запись темы; выставка детских рисунков; шапочки с изображениями птиц; аудиозаписи песен «Птичий хор» муз. И.Кадомцева, сл.П.Синявского, «Птичий дом» муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской; запись «Голоса птиц»; изображения птиц в картинках; рисунок мальчика с рогаткой.  

Ход мероприятия

-Здравствуйте ребята! Уважаемые гости!

Мы пригласили вас на занятие, которое мы посвящаем нашим пернатым друзьям и называется оно «Птицы - наши друзья».

Птицы всегда привлекали внимание человека. Живые, любопытные, неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. Их яркая раскраска, мелодичное пение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Пение птиц звучит круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

-Наши ребята расскажут вам сегодня о птицах, о той пользе, которую они нам приносят и как нужно беречь и охранять птиц. (Выходит группа ребят в шапочках с изображениями птиц, включается запись голосов птиц.)

-Вы слышите, ребята? Что это такое?

Это птичий концерт. С приходом весны возвращаются к нам из теплых дальних стран перелетные птицы. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. И тепло там и еды вволю, а вот не поется нашим птицам на чужбине, не заводят они там гнезд, а как только повернет солнце к весне, заволнуются наши перелетные за тридевять земель и стая за стаей тронутся в путь.

1 ученица

Мы сегодня встали рано

Ждали птиц ещё вчера

Ходит по двору охрана

Гонит кошек со двора.

Наконец-то из-за леса

Мчится по небу отряд,

Наконец-то из-за леса,

Птицы быстрые летят.

Грач

Ты грача узнаешь сразу

Белоклювый, черномазый

Он за плугом важно ходит

Червяков в земле находит.

Верный друг и страж полей,

Первый вестник тёплых дней.

Грач следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.

Скворец

Здравствуйте ребята!

Разрешите представиться!

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

Ну а зовут меня… (скворец)

Верно, вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, где живёт человек, селюсь с колхозником рядом, слежу за его полями и садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. Поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец.

Кукушка

Мать – отца она не знала,

Своих деток не видала

По опушкам ночевала

По верхушкам кочевала,

Перелётная пеструшка

Беззаботная кукушка.

За день я съедаю 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочек. Вот подумайте ребята, сколько я за свою жизнь уничтожаю вредных насекомых

Жаворонок

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней

В чистом поле домик твой

В ясном небе песня.

Жаворонки склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Соловей

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец

Дни и ночи напролёт

Наш соловушка поёт:

Он щёлкает, рокочет

Свистит, журчит, стрекочет,

А то выводит трели

Затейливой свирели.

Я серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

Ласточка

С юга ласточки явились

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкою резной.

Семья ласточек за лето уничтожает около 1 миллиона вредных насекомых.

 - Мы рады прилёту перелётных птиц. У них сейчас много работы: надо строить гнёзда, обживать их, высиживать птенцов, а заодно очищать поля, сады, огороды от вредных насекомых. (дети исполняют песню «Птичий хор» муз.И.Кадомцева, сл.П.Синявского)

 - Есть птицы, которые никуда зимой не улетают, а зимуют вместе с нами. Они тоже очень ждали весны. Кого из птиц можно встретить зимой мы назовём вместе, когда отгадаем загадки. (выходит группа детей и загадывает загадки, птицы вывешиваются на доске)

1 ученик

Видали вы его не раз

Он скачет в двух шагах от нас;

Чик-чирик, чик-чирик

Кто к этой песне не привык.

Всю жизнь свою среди людей

Проводит смелый… (воробей)

2 ученик

Длиннохвостая она

Со спины черным-черна

Брюшко белое да плечи

Стрекотанье вместо речи

Хоть кого увидит в миг

Поднимает стрёкот, крик (сорока)

3 ученик

Я в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной

Старательный работник

Лесной носатый плотник.

Молоточком постучал

Мигом тайну разгадал.

Где запрятался жучок

И пинцетиком извлек. (дятел)

Эту птицу называют санитаром леса. Она поедает злейших врагов леса – короедов. Если много дятлов в лесу – будут деревья крепкими и здоровыми.

4 ученик

Всю ночь я летаю

Мышей добываю

А станет светло

Спать лечу в дупло. (сова)

Сова за одно лето съедает более тысячи полевых мышей. Одна мышь уничтожает за лето один килограмм зерна. Значит, сова сохраняет одну тонну хлеба.

5 ученик

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Поутру она встаёт

Ци-пи – ци-пи – ца поёт. (синица)

Круглый год, зимой и летом, отыскивают синицы, на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. В мороз словно лимончики синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками.

6 ученик

Сероспинный, красногрудый

В зимних рощах обитает;

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (снегирь)

Зимой на лесной полянке, точно румяные яблочки сидят на ветках красногрудые снегири.

 - Ребята, все эти птицы зимуют вместе с нами. Как можно назвать их одним словом?

 - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

 - Ребята, а что зимующим птицам страшнее голод или холод?

 - В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют добывание корма. Поэтому птицы зимой переселяются ближе к жилью человека и мы должны помочь им в это трудное время.

Чтение учащимся стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

          Небогаты их корма

          Горсть зерна нужна.

          Горсть одна – и не страшна

          Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

          Разве можно забывать:

          Улететь могли,

          А остались зимовать

          Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

 - Нужно поддержать птиц и сделать кормушки. А чтобы было, что положить в них, уже летом и осенью нужно готовить корм.

 - Какие семена мы можем приготовить? (ответы детей)

 - Семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника. Воробьи любят овёс, пшено, для них же годятся и крошки пшеничного хлеба. А синицы любят сырое несолёное сало, обвязанное ниткой и развешанное на тонких ветках. Подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от гибели, но и оберегает поля, сады от вредителей. Ведь птицы отблагодарят нас весной и летом.

 - Несмотря на приносимую птицами пользу некоторые ребята обижают птиц. Вот послушайте, какая история случилась в одном лесу.

Инсценировка

Ведущий

К нам на пёстрые страницы

Прилетели две синицы. Говорят:

1 синица

Стряслась беда!

2 синица

Прилетели мы сюда

Рассказать насчёт рогатки!

Мы от птиц! Мы делегатки!

Ведущий

Говорит одна синица:

1 синица

Что в лесу у нас творится!

Плачут птенчики в гнезде,

Помогите нам в беде!

2 синица

Птенчик мой так перепуган,

Не летает никуда,

Он уже летал над лугом,

Вился около гнезда.

А теперь всего боится,

Даже гусениц не ест,

Я хочу переселиться,

Улететь из этих мест.

1 синица

Я слыхала есть юннаты,

Но у нас в лесу их нет

Мальчик в майке полосатой

К нам является чуть свет.

2 синица

Если этот мальчик снова

Вдруг появится в лесу,

Я волнения такого

Не перенесу!

Ведущий

Тут у птиц мы разузнали

Кто же этот хулиган,

Оказалось это Алик

Восьмилетний мальчуган.

Это он в лесу украдкой

В малых птенчиков стрелял.

Вот он тут стоит с рогаткой

 - Может, кто себя узнал? (на доске открывается изображение мальчика с рогаткой)

 - Нет ли ребята среди вас таких, которые стреляют в птиц из рогаток?

 - Ребята, если вы встретите гнездо в лесу, что вы будете делать? (ответы детей)

 - Если птицы почувствуют чужой запах, они не вернуться к гнезду и птенцы погибнут. А могут ещё животные по нашим следам найти птичье гнездо.

Помните крепко ребята:

Гнёзда нельзя разорять!

В птиц нельзя стрелять из рогаток!

Друзьям нужно помогать!

Подведение итогов

 - О каких птицах мы сегодня говорили?

 - Назовите птиц, которые остаются с нами зимовать?

 - Каких перелётных птиц вы знаете?

 - Какую пользу приносят нам птицы?

Вывод

Птицы наши друзья. Они помогают нам бороться с насекомыми, которые портят и поедают растения, портят зерно, фрукты, овощи. Они помогают бороться с грызунами, которые обгрызают кору с молодых деревьев, разносят болезни. Птицы являются санитарами леса, птицы даже сажают для нас леса. Когда они едят ягоды, они разносят повсюду косточки, а там где попадают косточки в землю, вырастают молодые деревья. Птичьи песни ласкают наш слух. Они нам дороги не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины. Мы должны делать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Будьте друзьями птиц, устраивайте кормушки, делайте скворечники. Пусть птичьи песни украшают леса и рощи, поля и луга!

Дети исполняют песню «Птичий дом» сл.О.Высотской, муз. Д.Кабалевского.

Использованная литература:

1.Праздник птиц (методический материал в помощь учителю начальных классов)/Сост.Ф.Гинзбург, Я.Гинзбург. – Йошкар-Ола, 1993г.

2. «Встречай с любовью птичьей стаи» - Журнал «Начальная школа» №3 2005г.  

 

 

           

                 

                   

 

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

«Правила безопасности при общении с животными» «Четвероногие друзья – братья наши меньшие»

Оновы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.Объяснить детям о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...