Главные вкладки

    Час общения для 1 класса "Птицы - наши друзья"
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Внеклассное мероприятие, посвященное птицам и способствующее воспитанию бережного отно

    шения к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pticy-nashi_druzya..docx27.01 КБ

    Предварительный просмотр:

              Час общения для 1 класса «Птицы - наши друзья!»

    Цель: вызвать и поддержать интерес к природе. Расширять кругозор.

    Задачи: 1) Познакомить детей с пользой , которую приносят людям птицы.                

                     2) Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

                     3) Развивать речь детей.

                     4) Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: на доске запись темы; выставка детских рисунков; шапочки с изображениями птиц; аудиозаписи песен «Птичий хор» муз. И.Кадомцева, сл.П.Синявского, «Птичий дом» муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской; запись «Голоса птиц»; изображения птиц в картинках; рисунок мальчика с рогаткой.  

    Ход мероприятия

    -Здравствуйте ребята! Уважаемые гости!

    Мы пригласили вас на занятие, которое мы посвящаем нашим пернатым друзьям и называется оно «Птицы - наши друзья».

    Птицы всегда привлекали внимание человека. Живые, любопытные, неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. Их яркая раскраска, мелодичное пение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Пение птиц звучит круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

    -Наши ребята расскажут вам сегодня о птицах, о той пользе, которую они нам приносят и как нужно беречь и охранять птиц. (Выходит группа ребят в шапочках с изображениями птиц, включается запись голосов птиц.)

    -Вы слышите, ребята? Что это такое?

    Это птичий концерт. С приходом весны возвращаются к нам из теплых дальних стран перелетные птицы. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. И тепло там и еды вволю, а вот не поется нашим птицам на чужбине, не заводят они там гнезд, а как только повернет солнце к весне, заволнуются наши перелетные за тридевять земель и стая за стаей тронутся в путь.

    1 ученица

    Мы сегодня встали рано

    Ждали птиц ещё вчера

    Ходит по двору охрана

    Гонит кошек со двора.

    Наконец-то из-за леса

    Мчится по небу отряд,

    Наконец-то из-за леса,

    Птицы быстрые летят.

    Грач

    Ты грача узнаешь сразу

    Белоклювый, черномазый

    Он за плугом важно ходит

    Червяков в земле находит.

    Верный друг и страж полей,

    Первый вестник тёплых дней.

    Грач следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.

    Скворец

    Здравствуйте ребята!

    Разрешите представиться!

    Я выступаю перед вами

    Как молодой весны гонец.

    Я рад увидеться с друзьями

    Ну а зовут меня… (скворец)

    Верно, вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, где живёт человек, селюсь с колхозником рядом, слежу за его полями и садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. Поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец.

    Кукушка

    Мать – отца она не знала,

    Своих деток не видала

    По опушкам ночевала

    По верхушкам кочевала,

    Перелётная пеструшка

    Беззаботная кукушка.

    За день я съедаю 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочек. Вот подумайте ребята, сколько я за свою жизнь уничтожаю вредных насекомых

    Жаворонок

    Жаворонок полевой!

    Нет певца чудесней

    В чистом поле домик твой

    В ясном небе песня.

    Жаворонки склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

    Соловей

    Прилетел к нам, наконец,

    Самый лучший наш певец

    Дни и ночи напролёт

    Наш соловушка поёт:

    Он щёлкает, рокочет

    Свистит, журчит, стрекочет,

    А то выводит трели

    Затейливой свирели.

    Я серенький на вид,

    Но пеньем знаменит.

    Ласточка

    С юга ласточки явились

    Прилетели к нам с весной,

    Хлопотливо закружились

    Над беседкою резной.

    Семья ласточек за лето уничтожает около 1 миллиона вредных насекомых.

     - Мы рады прилёту перелётных птиц. У них сейчас много работы: надо строить гнёзда, обживать их, высиживать птенцов, а заодно очищать поля, сады, огороды от вредных насекомых. (дети исполняют песню «Птичий хор» муз.И.Кадомцева, сл.П.Синявского)

     - Есть птицы, которые никуда зимой не улетают, а зимуют вместе с нами. Они тоже очень ждали весны. Кого из птиц можно встретить зимой мы назовём вместе, когда отгадаем загадки. (выходит группа детей и загадывает загадки, птицы вывешиваются на доске)

    1 ученик

    Видали вы его не раз

    Он скачет в двух шагах от нас;

    Чик-чирик, чик-чирик

    Кто к этой песне не привык.

    Всю жизнь свою среди людей

    Проводит смелый… (воробей)

    2 ученик

    Длиннохвостая она

    Со спины черным-черна

    Брюшко белое да плечи

    Стрекотанье вместо речи

    Хоть кого увидит в миг

    Поднимает стрёкот, крик (сорока)

    3 ученик

    Я в беретке ярко-красной

    В чёрной курточке атласной

    Старательный работник

    Лесной носатый плотник.

    Молоточком постучал

    Мигом тайну разгадал.

    Где запрятался жучок

    И пинцетиком извлек. (дятел)

    Эту птицу называют санитаром леса. Она поедает злейших врагов леса – короедов. Если много дятлов в лесу – будут деревья крепкими и здоровыми.

    4 ученик

    Всю ночь я летаю

    Мышей добываю

    А станет светло

    Спать лечу в дупло. (сова)

    Сова за одно лето съедает более тысячи полевых мышей. Одна мышь уничтожает за лето один килограмм зерна. Значит, сова сохраняет одну тонну хлеба.

    5 ученик

    Спинкою зеленовата

    Животиком желтовата

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    Поутру она встаёт

    Ци-пи – ци-пи – ца поёт. (синица)

    Круглый год, зимой и летом, отыскивают синицы, на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. В мороз словно лимончики синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками.

    6 ученик

    Сероспинный, красногрудый

    В зимних рощах обитает;

    Не боится он простуды

    С первым снегом прилетает. (снегирь)

    Зимой на лесной полянке, точно румяные яблочки сидят на ветках красногрудые снегири.

     - Ребята, все эти птицы зимуют вместе с нами. Как можно назвать их одним словом?

     - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

     - Ребята, а что зимующим птицам страшнее голод или холод?

     - В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют добывание корма. Поэтому птицы зимой переселяются ближе к жилью человека и мы должны помочь им в это трудное время.

    Чтение учащимся стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся как домой

    Стайки на крыльцо.

              Небогаты их корма

              Горсть зерна нужна.

              Горсть одна – и не страшна

              Будет им зима.

    Сколько гибнет их – не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

              Разве можно забывать:

              Улететь могли,

              А остались зимовать

              Заодно с людьми.

    Приучите птиц зимой

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну

     - Нужно поддержать птиц и сделать кормушки. А чтобы было, что положить в них, уже летом и осенью нужно готовить корм.

     - Какие семена мы можем приготовить? (ответы детей)

     - Семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника. Воробьи любят овёс, пшено, для них же годятся и крошки пшеничного хлеба. А синицы любят сырое несолёное сало, обвязанное ниткой и развешанное на тонких ветках. Подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от гибели, но и оберегает поля, сады от вредителей. Ведь птицы отблагодарят нас весной и летом.

     - Несмотря на приносимую птицами пользу некоторые ребята обижают птиц. Вот послушайте, какая история случилась в одном лесу.

    Инсценировка

    Ведущий

    К нам на пёстрые страницы

    Прилетели две синицы. Говорят:

    1 синица

    Стряслась беда!

    2 синица

    Прилетели мы сюда

    Рассказать насчёт рогатки!

    Мы от птиц! Мы делегатки!

    Ведущий

    Говорит одна синица:

    1 синица

    Что в лесу у нас творится!

    Плачут птенчики в гнезде,

    Помогите нам в беде!

    2 синица

    Птенчик мой так перепуган,

    Не летает никуда,

    Он уже летал над лугом,

    Вился около гнезда.

    А теперь всего боится,

    Даже гусениц не ест,

    Я хочу переселиться,

    Улететь из этих мест.

    1 синица

    Я слыхала есть юннаты,

    Но у нас в лесу их нет

    Мальчик в майке полосатой

    К нам является чуть свет.

    2 синица

    Если этот мальчик снова

    Вдруг появится в лесу,

    Я волнения такого

    Не перенесу!

    Ведущий

    Тут у птиц мы разузнали

    Кто же этот хулиган,

    Оказалось это Алик

    Восьмилетний мальчуган.

    Это он в лесу украдкой

    В малых птенчиков стрелял.

    Вот он тут стоит с рогаткой

     - Может, кто себя узнал? (на доске открывается изображение мальчика с рогаткой)

     - Нет ли ребята среди вас таких, которые стреляют в птиц из рогаток?

     - Ребята, если вы встретите гнездо в лесу, что вы будете делать? (ответы детей)

     - Если птицы почувствуют чужой запах, они не вернуться к гнезду и птенцы погибнут. А могут ещё животные по нашим следам найти птичье гнездо.

    Помните крепко ребята:

    Гнёзда нельзя разорять!

    В птиц нельзя стрелять из рогаток!

    Друзьям нужно помогать!

    Подведение итогов

     - О каких птицах мы сегодня говорили?

     - Назовите птиц, которые остаются с нами зимовать?

     - Каких перелётных птиц вы знаете?

     - Какую пользу приносят нам птицы?

    Вывод

    Птицы наши друзья. Они помогают нам бороться с насекомыми, которые портят и поедают растения, портят зерно, фрукты, овощи. Они помогают бороться с грызунами, которые обгрызают кору с молодых деревьев, разносят болезни. Птицы являются санитарами леса, птицы даже сажают для нас леса. Когда они едят ягоды, они разносят повсюду косточки, а там где попадают косточки в землю, вырастают молодые деревья. Птичьи песни ласкают наш слух. Они нам дороги не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины. Мы должны делать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Будьте друзьями птиц, устраивайте кормушки, делайте скворечники. Пусть птичьи песни украшают леса и рощи, поля и луга!

    Дети исполняют песню «Птичий дом» сл.О.Высотской, муз. Д.Кабалевского.

    Использованная литература:

    1.Праздник птиц (методический материал в помощь учителю начальных классов)/Сост.Ф.Гинзбург, Я.Гинзбург. – Йошкар-Ола, 1993г.

    2. «Встречай с любовью птичьей стаи» - Журнал «Начальная школа» №3 2005г.  

     

     

               

                     

                       

     

                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

    Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

    общение со сверстниками и друзьями конспект занятие

    в ходе занятия  дети приобретают сведения о правилах общения со сверстниками и взрослами, усваивают нормы поведения в общественных местах....

    Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

    Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

    Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

    О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

    Беседа с детьми среднего дошкольного возраста по теме:"Общение со сверстниками и друзьями"

    Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о сверстниках и друзьях.Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения....

    Презентация "Общение с ребенком. Наши ошибки и способы из решения"

    Презентация по материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком КАК?"...